Конспект и презентация урока обществознания на тему "Экономика и её основные участники" (7 класс). Экономика и ее основные участники

Экономика – это умение вести хозяйство по правилам

Экономика – это наука

Экономика – это построенная людьми система их жизнеобеспечения

Экономика (в истории) – сельское хозяйство, промышленность, торговля

Опережающее домашнее задание: придумайте закон о защите производителя и потребителя (чтобы использовалось слово: товар, товары)

Открытый урок

Цели:Образовательные

    Совершенствовать умения работать с учебной и дополнительной литературой, законами.

    Создать условия для усвоения нового материала на уроке

    Ключевые понятия – экономика, ресурсы, потребности, производитель, потребитель.

    Осмысление понимания главных вопросов и терминов в области «экономика».

    Применение полученных знаний для повседневной жизни, выбора професии, самостоятельное решение проблемных задач

Воспитательные

    Создание условий для формирование коммуникативной культуры

    Умение работать в учебной группе

    Умение выслушивать и уважать мнение других

    Формирование гуманистического мировоззрения и толерантности у учащихся

Развивающие

    Создать условия для развития логического мышления, формирования интеллектуальных умений

    Формирование способности критически анализировать полученные знания на основе самостоятельного изучения учебной и дополнительной литературы, формулировать вывод и актуализировать свою позицию

    Способствовать дальнейшему росту интереса к процессу познания

Оборудование – проектор, ПК, карточки, Конституция, Гражданский кодекс, Трудовой кодекс, пластилин, словари, дидактический материал – таблица ресурсов, термины, магниты.

Урок является вторым по теме «Экономика и её участники» А.С.Пушкин:

Бранил Гомера, Феокрита;
Зато читал Адама Смита
И был глубокий эконом,
То есть умел судить о том,
Как государство богатеет,
И чем живет, и почему
Не нужно золота ему,
Когда простой продукт имеет.

Доска : число, план, рационально (лат.) – разумно.

Ход урока.

1 .Орг.момент. Приветствие. (Я очень рада вас видеть!) Нацеливание на активную деятельность на уроке.

Сегодня у нас второй урок по теме «Экономика и её участники». (Поэтому тему можно не записывать)

    Основные участники экономики.

Производитель и потребитель.

    Государство на защите участников экономического процесса. Законы.

    Экономические ресурсы.

    Главное правило экономики. – в конце урока мы должны вместе его вывести, сформулировать.

2.Повторение.

1-2 человека – индивидуальные карточки

1 человек – у доски. (Распределяет правильно – обмен, технология, распределение, производство, потребление, товар)

Остальные – группами по 2 человека – работа с карточками, учебниками, словарями.

СЛАЙД о правилах самостоятельной работы:

1.Плохих идей не бывает.

2.Мыслите творчески.

3.Рискуйте.

4.Не критикуйте.

1 карточка: сказка «Репка», что такое технология?

2 карточка: стих «Мы делили апельсин», что такое экономика?

3 карточка: стих «Робин Бобин Барабек», что такое натуральное хозяйство?

4 карточка: стих «Сидит белка на тележке», что такое товарное производство?

Проверяем работу у доски.

3Работа с учебником.

Продолжаем тему прошлого урока. СЛАЙД

Впервые заговорили об экономике как о науке: Ксенофонт, Аристотель (384–322 гг. до н.э.). Именно они впервые выделили два основных участника экономического процесса: производителя и потребителя.

Итак, чтобы участвовать в процессе экономики по большому счету нужны два участника: тот, кто производит товар и тот, кто его потребляет.

Назовем их производитель и потребитель. СЛАЙД

Записываем в тетрадь.

Нашли понятия в учебнике или в словаре (стр.94)- вслух прочитали.

Является ли герой сказки потребителем?

    Муха-цокотуха, когда пошла на базар и купила самовар? (Да)

    Старик по отношению к золотой рыбке. (нет, так как старик не платит рыбке за услуги.)

    Робинзон Крузо на острове? (нет)

Рассказываю об Андрее

(пример, строитель Андрей и он же вечером отдыхающий)

Кто является производителем в данном случае? Может ли быть производитель только 1 человек, группа людей?

Представьте, что Андрей не с друзьями создал фирму, а работает на государственном заводе, значит производитель кто? (государство)

Остановимся на государстве. Государство является не только производителем, оно выполняет еще одну функцию. Как вы думаете, государство должно защищать производителей, потребителей и других участников экономики или нет? (да)

Каким способом можно защитить потребителя или производителя? (создать Законы)

4.Законотворческий эксперимент.

Работа над составлением закона о производителе, потребителе и товарах. (дается к выполнению в качестве опережающего домашнего задания группе учащихся)

Представим себе, что вам предложили принять участие в конкурсе на лучший закон о потребителе, производителе и товарах. Двум группам было дано домашнее задание. Заслушиваем. (у доски.)

Как называется главный закон страны? (Конституция)

Какие же законы есть на самом деле?

5.Поисковая деятельность.

Практическая работа в группах по 2 человека с Конституцией. – глава 2.

Ищем статьи об экономике, записываем в тетрадь. (ст. 34. ст.35, ст.36, ст.37) СЛАЙД

Зачитываем вслух. Проверяем по слайду.

Кроме Конституции, в РФ есть еще много документов, регламентирующих деятельность участников экономического процесса. Например, «Закон о защите прав потребителей», «Гражданский кодекс», «Трудовой кодекс» и другие. Запишите их в тетрадь . СЛАЙД

6.Информация

Вернемся к понятию Потребитель. Кто это? (стр. 94это тот, кто использует товары и услуги для удовлетворения своих потребностей)

А какие потребности человека вы можете назвать? (проходили в 6 классе – биологические, социальны, духовные – еда, вода, сон, общение, слушать музыку, читать и т.д.)

Подробней о потребностях, об их видах мы будем говорить в старших классах.

Вопрос: потребности человека ограничены? (нет)

Почему? (пример, еда, новый диск и т.д.)

Если бы Старик Хоттабыч, например, исполнил все ваши желания в 12.30, были ли бы вы абсолютно счастливы в 13.00? Почему?

Человек как биосоциальное существо находится в постоянном развитии и в ходе общения у него формируются новые желания.

Русский поэт XVIII в. Михаил Матвеевич Херасков писал,
Желаний никогда своих не умеряем;
Имея, что-нибудь, мы лучшего желаем.

Итак, потребности человека неограниченны, их нужно постоянно удовлетворять. Для этого и нужен производитель. Он производит товары, чтобы удовлетворить наши потребности. Но любой товар изготавливается из сырья, материала, с использованием ресурсов. Хлеб – из пшеницы, которая выращена на земле, бумага – из дерева, нужны люди, которые всё это будут производить. Всё, что задействовано в процессе производства - это и есть ресурсы - в тетрадь . СЛАЙД

В процесс экономики прибавим ресурсы.

К работе отвечавшего у доски прибавим ресурсы, класс помогает – куда? (из учеников)

Производитель использует 4 вида ресурсов: –

7.Поисково-исследовательская деятельность по дополнительному материалу, словарям.

Задание: по дополнительной литературе (раздаточному материалу), словарям выбрать название экономического ресурса, привести пример и доказать, что он ограничен.

СЛАЙД о правилах самостоятельной работы.

1.Плохих идей не бывает.

2.Мыслите творчески.

3.Рискуйте.

4.Не критикуйте.

Работаем. (Пока работают, раздать таблицы)

Каждому на столе дидактический материал – таблицу только с заголовками, ребята вписывают туда ответы по ходу выступлений. Объясняю задание по пустой таблице

(постепенно выходит на СЛАЙДЕ)

Экономические ресурсы

Пример

Ограниченность

Человеческие физические и умственные способности

+ (возраст, пол, способности, смертность)

Природные ресурсы планеты

Средства производства: станки, здания, деньги

Изнашиваются, тратятся

Предпринимательство

Инициативность, умение вести экономич.деятель-сть

Не все люди способны

Итак, закрепим. (по слайду) – спросить про Петра 1 – лес – связать с историей.

8.Проведем небольшую игру-исследование, где теперь уже я вам попытаюсь доказать, что ресурсы ограничены (Игра).

Раздать пластилин (всем участникам). Лепим один продукт производства – товар (одну вещь) продовольственный или промышленный. Считаем. Ломаем. (если бы мы с вами производителями, то наши потребители умерли бы с голоду). Доказываем, что ресурсы ограничены, а потребностей нужно больше удовлетворять продовольственных.

(Пока лепят – звучит музыка: закрыть проектор)

9.Совместный вывод.

Итак, мы подошли к главному вопросу экономики: Нужно удовлетворить потребности человека, но как же тогда использовать ресурсы? (РАЦИОНАЛЬНО)

(обратить внимание на слово «рационально» на доске)

Главное правило экономики звучит так:

Чтобы удовлетворить потребности человека, нужно рационально использовать ресурсы. СЛАЙД

Вспомним: потребности - какие? А ресурсы? Значит, главное правило экономики звучит немного по-другому:

Чтобы удовлетворять неограниченные потребности человека, нужно рационально использовать ограниченные ресурсы. СЛАЙД

Записать в тетрадь.

10. Пригодится ли то, о чем мы с вами говорили, в жизни? Где? В каких ситуациях? (в повседневной жизни, живем в рыночную экономику, может быть, станете бизнесменами, законы – чтобы защитить себя от обмана, модная профессия – менеджер – организатор – уметь мыслить, знать потребности человека)

11.Закрепление.

1.Какие законы защищают участников экономического процесса?

2.Какие ресурсы экономики вы узнали?

3.В чем состоит главный вопрос экономики?

СЛАЙД с вопросами теста:

1.Что из перечисленного нельзя охарактеризовать как природные ресурсы?

А. нефть
Б. природный газ
В. уголь
Г. бензин

1.Человек, создающий экономические продукты:

    покупатель

    производитель

    потребитель

    перекупщик

3.Вставьте пропущенные слова в тексте Закона (ст.34 Конституции РФ)

(право, имущества, экономической)

Ст.37 (свободен, способностями, профессию)

12.Домашнее задание:

параграф 8, задание №2, подобрать газетные статьи о людях труда. СЛАЙД

13.Оценки за урок.

14. Рефлексия – раздаточный материал на партах, отметьте любым знаком то, что считаете нужным.

Спасибо всем!

Синквейн (если время) – экономика, наука, система, рациональная, частная, государственная, хозяйствовать, производить, торговать, (При неогранич.потребно и т.д.)

«Песенка о ярмарке»

Леонид Филатов (с изменениями)

Будь ты шериф или ковбой, Тут всяк товар необходим
Иль золотоискатель, – И сбыть его нетрудно,
Давай отправимся с тобой Тут продается даже дым
На ярмарку, приятель! С костра Джордано Бруно.

Хоть и случается монет Здесь вы отыщите легко –
Здесь быстрая утечка, Хоть сей продукт и дорог!
Но в мире не было и нет Не только птичье молоко,
Приятнее местечка. Но даже птичий творог.

Тут продается с молотка Ну, словом, кто ты там ни будь,
Что только захотите – Пусть даже сам Создатель, –
К примеру, шапка Спартака Тебе невредно заглянуть
И туфли Нефертити. На ярмарку, приятель!

Тащи хоть сломанный комод,
Хоть дохлую гиену –
Всегда найдется тот чудак,
Который спросит цену.

Конспект урока
Класс: 7
Предмет: обществознание
Тема: "Экономика и ее основные участники"
Учитель: Корелина С.С.
Цель урока: познакомить учащихся с понятием «экономика», а также развить представления о её
необходимости.
Задачи:
- сформировать представление об экономике как сфере жизни общества, ее основных
проявлениях и участниках;
- раскрыть роль и значение экономики в обеспечении важнейших потребностей и
жизнедеятельности людей;
- выявить специфику и взаимосвязь основных сфер экономической жизни, характера
деятельности ее участников;
- помочь учащимся усвоить достоинства и недостатки различных форм хозяйствования
(натуральное и товарное хозяйство).
Ход урока.
Оргмомент. Приветствие. Доброе утро ребята. Мы начинаем новый раздел учебника «Человек и
экономика». И тема нашего сегодняшнего урока «Экономика и её основные участники». (Слайд 1)
Запишите её в тетрадь. План урок вы видите на экране. (Слайд 2)
1. Что такое экономика.
2. Зачем нужна экономика.

Сформулируйте цель урока.
Давайте с вами вспомним:
Что побуждает человека к деятельности? Каковы главные потребности людей? Какую роль
играет труд в жизни общества? Что создается трудом?
1. Что такое экономика
Вопрос классу: Что такое экономика?
С проявлениями экономики ты встречаешься ежедневно: слышишь разговоры дома и на улице о
ценах на товары, узнаешь о размерах зарплаты родителей, читаешь в газете о налогах, участвуешь в
ремонте школьной мебели, покупаешь в магазине продукты питания. Все эти отдельные проявления
можно объединить общим понятием «экономика».
Ты уже знаешь из курса 5 класса, что изначально слово «экономика» в переводе с
древнегреческого означало «хозяйствование по правилам, законам». (Слайд 3) Со временем это
понятие получило более широкое толкование. Так, например, английский писатель Джордж Бернард
Шоу (1856- 1950) утверждал: «Экономика - это умение пользоваться жизнью наилучшим образом»,
а современные ученые сделали вывод: «Экономика - это сознательно построенная и используемая
людьми система их жизнеобеспечения».
Знакомясь с различными экономическими явлениями или изучая их в курсе истории, географии,
ты можешь убедиться, что это понятие рассматривается в двух значениях:
экономика как хозяйство и как область знаний. Ты можешь сам предложить свои варианты, как
дополнить следующие определения: «Экономика - это знания о...», «Экономика - это умения...».
Так, автор книги «Экономикс» П. Самуэльсон предлагает, например, следующие определения
экономики: экономика - это: 1) виды деятельности, связанные с обменом и денежными сделками
между людьми; 2) повседневная деловая жизненная деятельность людей, извлечение ими средств к
существованию и использование этих средств; 3) налаживание и осуществление потребления и
производства; 4) богатство. (Слайд 4)
Возможно обсуждение следующих вопросов: почему автор предлагает различные определения?
Как в этих определениях проявляются различные стороны экономической жизни общества? Какое из
определений, с которыми вы познакомились на уроке, можно считать наиболее полным?
Мы начали разговор с частных проявлений экономической жизни человека, но за ними можно
увидеть и наиболее общие процессы и явления.

К основным проявлениям экономики относятся: производство, распределение, обмен,
потребление. Эти процессы взаимосвязаны и имеют периодически повторяющийся характер, они
могут протекать не только строго последовательно, но и одновременно, параллельно. Рассмотрим это
на примере удовлетворения одной из важнейших потребностей человека - потребности в
употреблении хлеба. Учебник на стр. 89 – 90. Пекарь, используя определенную технологию, выпекает,
т. е. производит, хлеб. (Производство.) Хлебозавод поставляет одну часть продукции в детские
сады, школы, а другую часть - в магазины. (Распределение.) Продавец магазина продает хлеб, т. е.
обменивает на деньги, покупателям. (Обмен.) Учащиеся съедают во время школьного завтрака свежий
хлеб. (Потребление.)
Производство
Распределение
Обмен
Потребление
Выполним задание (Слайд 5)
Впиши перечисленные виды экономической деятельности в соответствующую графу таблицы:
изготовление елочных игрушек, составление плана расходов семьи на месяц, завтрак в школьной
столовой, посещение парикмахерской, выплата пособия семьям на детей, использование освещения в
быту, закупка снаряжения для туристического похода.
Далее мы более подробно рассмотрим характеристики основных проявлений экономической
жизни. Здесь же попробуем определить роль экономики в жизни человека, всего общества.
Физкультминутка.
2. Зачем нужна экономика
Вспомни, как разнообразны потребности человека в пище, одежде, жилье, общении, охране
здоровья и др. Почему необходимо удовлетворять эти запросы и потребности? Совершенно очевидно
- для обеспечения его жизни и деятельности. Экономика принимает активное участие в удов­
летворении этих потребностей, ее цель - поддержание и продолжение жизни людей. Для этого
производятся разнообразные продукты, товары, оказываются услуги.
Экономические продукты, создаются с использованием таких форм организации или ведения
хозяйства, как натуральное и товарное.
Вопрос классу: Вспомните, что такое натуральное хозяйство?
Натуральное хозяйство - это способ организации жизни людей, при котором все необходимое
для жизнедеятельности производится ими самими и только для собственного потребления. (Слайд 6).
Это наиболее древняя форма хозяйства с использованием в основном примитивных орудий произ­
водства, простых технологий. В натуральном хозяйстве нет торговли, обмена продуктами и услугами,
что затрудняет возможность повышения жизненного уровня людей.
Вопрос классу: Как вы думаете, в чём недостаток такой формы хозяйствования?
Главный недостаток этой формы хозяйствования - низкая производительность труда,
позволяющая обеспечить лишь самые минимальные условия для выживания. Образ жизни, основанный
на натуральном хозяйстве, хотя и крайне тяжелый, хорошо известен жителям российской деревни.
Вопрос классу: Вспомните, что такое товарное хозяйство?
Товарное хозяйство - способ организации экономической жизни общества, при котором люди,
специализируясь в определенных видах деятельности, производят товары и оказывают услуги для
обмена друг с другом. (Слайд 6).
Вопрос классу: Почему товарное хозяйство лучше натурального?
Эта форма ведения хозяйства в большей степени отвечает целям экономики - максимально
удовлетворять потребности людей. Все произведенные продукты становятся товаром,
предназначенным для обмена. Производители стремятся увеличить производительность труда и
улучшить качество товаров для совершения выгодного обмена. Осознание людьми преимуществ
такого образа жизни привело к тому, что товарное хозяйство, сменив натуральное, стало
преобладающим в экономической жизни общества.
Натуральное хозяйство - низкоэффективная форма хозяйствования и ее сохранение в
экономике, как правило, является тормозом социально­экономического развития общества, отдельной
страны, фактором снижения уровня жизни населения. Развитие общества привело к появлению более

эффективной и совершенной формы - товарному хозяйству, которое позволяет лучше
удовлетворять потребности людей.
3. Основные участники экономики.
Читаем текст учебника с объяснением учителя, стр.93.
Для закрепления выполняем задания: (Слайд 7).
1. Вы собираетесь позавтракать в кафе быстрого обслуживания (например, в «Макдоналдсе»).
Примените к данной ситуации понятия «товар», «производитель», «потребитель», «обмен».
Особого внимания заслуживает вывод о взаимосвязи и взаимозависимости целей и результатов
экономической деятельности ее основных участников. Глубже понять и усвоить его поможет
обсуждение следующих вопросов: как потребление товаров и услуг влияет на производство? Зависит
ли уровень потребления от уровня производства?
Домашнее задание: § 8,
на «4» и «5» вопрос № 2, 4 из рубрики «в классе и дома» на стр. 96. (Слайд 8)
Вопрос классу: Скажите, пожалуйста, а приходилось вам покупать товары? А вы задумывались,
При наличии свободного времени:
почему вы совершаете ту или иную покупку?
Читаем вслух рубрику: Знания на каждый день, стр. 94. (Слайд 9).
Задание: Вспомни покупку тобой или членами твоей семьи любых трех товаров. Используя
материал рубрики «Знания на каждый день», проанализируй, какие потребительские мотивы повлияли
на выбор того или иного товара, и определи, насколько рациональным был выбор. Подумай, нужно ли
тебе что­то изменить в своей стратегии покупателя. Если да, то что?
Название товара
Потребительские мотивы
Выводы
эмоциональные
рациональные
Спасибо за урок! До свидания. (Слайд 10)

Разделы: История и обществознание

Учебник: «Обществознание» по ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой, М., «Просвещение», 2008 г.

Тема урока: «Экономика и ее основные участники».

Цель урока: сформировать у учащихся представление о понятии «экономика», об участниках экономического процесса и побудить к осмыслению необходимости экономических знаний.

Задачи урока:

  • Учебные :
  • познакомить с понятием «экономика»;
  • сформировать представление о проявлениях экономической деятельности, экономических продуктах и участниках экономической деятельности.
  • Развивающие :
  • развивать логическое мышление, внимание, наблюдательность через выполнение заданий на соотнесение;
  • cовершенствовать мыслительные операции: абстрагирование, классификацию, обобщение;
  • развивать самостоятельность, инициативность, умение высказывать оценочные суждения

Оборудование урока: компьютер, проектор, интерактивная доска SMART Board, колонки, мультимедийная презентация, выполненная в программе SMART Notebook.

ХОД УРОКА

№ слайда

Слайд презентации

Деятельность на уроке

Учитель: Сегодня тема нашего урока: «Экономика и ее основные участники» , в 6 классе мы впервые познакомились с понятием «экономика» и в этом году продолжаем знакомиться с деятельностью человека в экономической сфере. Записываем тему урока в тетради.

– Давайте вспомним с вами то, что понятие «экономика» имеет несколько значений. Попробуйте продолжить предложения …

– Запишите определение термина «экономика».

– Давайте узнаем о четырех проявлений экономики.

На доске проявления экономики:

1. Производство
2. Распределение
3. Обмен
4. Потребление

Учитель с помощью учеников поясняет значение каждого проявления на примере хлебобулочных изделий.
При пояснении первого проявления «Производство» выдвигается закладка с понятием «технологии», ученики обсуждают термин и записывают его в тетрадь.

– Перед вами вопрос «Зачем нужна экономика?» Давайте попробуем на него ответить. Зачем люди производят продукцию, покупают товары и вещи?

Учитель открывает скрытую часть слайда и комментирует, что именно «экономические» продукты удовлетворяют потребности человека, а делятся они на «товары» и «услуги».

– Объясните значение слов «товар» и «услуга». Кратко сформулируйте смысловое различие этих понятий.

Задание для учеников, в тетради заполнить таблицу, выбрав примеры из приведенного ниже списка.
Один ученик выполняет это задание на доске (ученик передвигает примеры по таблице).
После выполнения задания идее совместная проверка.

– Формы организации или ведения хозяйства мы уже начали с вами изучать в 5 классе. Посмотрите на доску и определите какой вид хозяйства изображен на этой схеме?

(Дети отвечают)

– Да это натуральное хозяйство, кто назовет мне определение этого вида?

– Ребята нам осталось выяснить про участников экономики. Посмотрите на доску и определите по экономической деятельности ее участников.

(Дети рассуждают, а учитель выдвигает из-за доски закладки с определениями)

– Посмотрите на определения «производитель» и «потребитель» они подтверждают ваши рассуждения, запишем их в тетрадь.

– Подведем итог нашему уроку, мы сегодня начали изучать экономику и уже знаем ее проявления, формы хозяйства, продукты ее деятельности и участников. Продолжим работать на следующих уроках. Запишите домашнее задание.

учитель истории и обществознания МОУ гимназии № 3

города Аксая Ростовской области

Экономика и ее основные участники

Конспект урока

В разработке урока использован материал учебника и методического пособия в помощь школьному учителю. Обществознание. 7 класс: поурочные

разработки по обществознанию к учебно-методическому комплекту, (М. Просвещение) автор. –

Москва.»ВАКО».2009

Тема урока: Экономика и ее основные участники

Цели урока : подвести учащихся к пониманию роли экономики в жизни человека, в развитии общества и государства, роли основных участников экономики в создании, распределении и потреблении различных экономических продуктов; продолжить формирование умений работать в группах, анализировать дополнительную литературу, делать выводы, самостоятельно работать по тексту учебника, излагать сквозные вопросы темы урока; воспитывать у учащихся стремление реализовать свои возможности и способности, стремление к получению знаний.

Оборудование: карточки-задания с дополнительным материалом, мультимедийный проектор.

На данную тему отведено 2 урока.

План 1 урока:

1. Что такое экономика?

2. Зачем нужна экономика?

Задача для учащихся: выяснить, какие явления и процессы относятся к экономическим; какую роль играет экономика в жизни человека и всего общества; что такое натуральное хозяйство.

Ход 1 урока:

В рабочей тетради учащиеся записывают план 2-х уроков (слайд 2,3).

Используя опыт учащихся об экономических процессах, участниками которых они являются в жизни, предлагается задание № 1 в рабочей тетради (стр.52)

(смотри приложение № 1)

Учащиеся дают собственное объяснение понятий экономия, экономист, экономика и формулируют предложения, где использовались бы все три слова.

Учитель рассказывает о 2-х значениях понятия «экономика» (слайд 3)

(смотри приложение № 2)

Ребята записывают вывод в тетради о том, что к основным проявлениям экономики относятся: производство, распределение, обмен, потребление (слайд 3)

Учитель рассказывает о роли экономики в удовлетворении потребностей человека (по теории Маслоу) и натуральном способе ведения хозяйства (слайд 4).

Беседа по вопросам:

· Какие потребности человека выделяет А. Маслоу? Приведите примеры этих потребностей.

· Можно ли полностью удовлетворить потребности человека?

· Каковы признаки натурального хозяйства?

· Почему главный недостаток натуральной формы хозяйствования низкая производительность труда?

Для изучение вопроса об экономическом продукте, учащиеся знакомятся с текстом учебника «Зачем нужна экономика», стр.131, заполняют схему на доске (слайд 5).

Для закрепления понятий «товар» и «услуга», учащиеся выполняют задание в рабочей тетради № 4.

(смотри приложение № 3)

Подведение итогов 1 урока:

· Какие явления и процессы относятся к экономическим?

· Какую роль играет экономика в жизни человека и всего общества?

Домашнее задание §12, стр. 130 – 134, вопрос № 1, задание № 3 в рабочей тетради.

План 2 урока:

1. Опрос домашнего задания.

2. Товарное хозяйство.

3. Основные участники экономики.

Задача для учащихся: выяснить, в чем преимущество товарного хозяйства перед натуральным; как связаны между собой основные участники экономики; почему ученые-экономисты советуют потребителю опираться на рациональные мотивы, чтобы извлечь максимальную пользу.

Ход 2 урока.

Опрос домашнего задания:

Беседа по вопросу учебника – как экономика служит людям?

Работа с тестами (слайд 9,10).

Работа с понятием «товарное хозяйство». Вспоминаем определение из курса истории или работаем с учебником на странице 133.

Определяем признаки 2-х форм хозяйства – работаем в рабочей тетради стр. 56.

(смотри приложение № 4)

Задание: Сравните способы ведения хозяйства и заполните таблицу (слайд 11). Сделайте вывод, почему современное общество перешло к товарной форме хозяйствования?

Учитель рассказывает о деятельности основных участников экономики. Учитель вводит понятия – экономические ресурсы, прибыль (слайд 12, 13).

Вопрос к классу – В чем взаимосвязь между производителем и потребителем?

Самостоятельная работа учащихся с рубрикой «Учимся принимать рациональное решение», стр. 137 в учебнике (слайд 14).

Заполните схему на доске и ответьте на вопрос, почему при покупке товаров необходимо опираться на рациональные мотивы.

Выполните задание в рабочей тетради № 8

(смотри приложение № 5)

Закрепление изученного на уроке – решите задачу (слайд 15)

Подведение итогов урока:

· Как связаны между собой основные участники экономики?

Домашнее задание: прочитайте § 12, стр.134-136, вопрос 3,4.

ЭКОНОМИКА И ЕЕ ОСНОВНЫЕ УЧАСТНИКИ

Цель урока:

Познакомить учащихся с понятием «экономика», а также развить представления о её необходимости.

Задачи:

Сформировать представление об экономике как сфере жизни общества, ее основных проявлениях и участниках;

Раскрыть роль и значение экономики в обеспечении важнейших потребностей и жизнедеятельности людей;

Выявить специфику и взаимосвязь основных сфер эк о номической жизни, характера деятельности ее участников;

Помочь учащимся усвоить достоинства и недостатки различных форм хозяйствования (натуральное и товарное хозяйство).

Ход урока.

Оргмомент. Приветствие. Доброе утро ребята. Мы начинаем новый раздел учебника «Человек и экономика». И тема нашего сегодняшнего урока « Экономика и её основные участники». (Слайд 1) Запишите её в тетрадь. План урок вы видите на экране. (Слайд 2)

1. Что такое экономика.

2. Зачем нужна экономика.

Сформулируйте цель урока.

Давайте с вами вспомним:

Что побуждает человека к деятельности? Каковы гла в ные потребности людей? Какую роль играет труд в жизни общества? Что создается трудом?

1. Что такое экономика

Вопрос классу: Что такое экономика?

С проявлениями экономики ты встречаешься ежедне в но: слышишь разговоры дома и на улице о ценах на тов а ры, узнаешь о размерах зарплаты родителей, читаешь в г а зете о налогах, участвуешь в ремонте школьной мебели, покупаешь в магазине продукты питания. Все эти отдел ь ные проявления можно объединить общим понятием «эк о номика».

Ты уже знаешь из курса 5 класса, что изначально сл о во «экономика» в переводе с древнегреческого означало «хозяйствование по правилам, законам». (Слайд 3) Со временем это понятие получило более широкое толкование. Так, напр и мер, английский писатель Джордж Бернард Шоу (1856- 1950) утверждал: «Экономика - это умение пользоваться жизнью наилучшим образом», а современные ученые сд е лали вывод: «Экономика - это сознательно построенная и используемая людьми система их жизнеобеспечения».

Знакомясь с различными экономическими явлениями или изучая их в курсе истории, географии, ты можешь уб е диться, что это понятие рассматривается в двух значениях:

экономика как хозяйство и как область знаний. Ты м о жешь сам предложить свои варианты, как дополнить сл е дующие определения: «Экономика - это знания о...», «Экономика - это умения...».

Так, автор книги «Экономикс» П. Самуэльсон предлагает, н а пример, следующие определения экономики: экономика - это: 1) виды деятельности, связанные с обменом и денежн ы ми сделками между людьми; 2) повседневная деловая жи з ненная деятельность людей, извлечение ими средств к сущ е ствованию и использование этих средств; 3) налаживание и осуществление потребления и производства; 4) богатство. (Слайд 4)

Возможно обсуждение следующих вопросов: почему а в тор предлагает различные определения? Как в этих опред е лениях проявляются различные стороны экономической жи з ни общества? Какое из определений, с которыми вы позн а комились на уроке, можно считать наиболее полным?

Мы начали разговор с частных проявлений экономич е ской жизни человека, но за ними можно увидеть и наиб о лее общие процессы и явления.

К основным проявлениям экономики относятся: прои з водство, распределение, обмен, потребление. Эти процессы взаимосвязаны и имеют периодически повторяющийся характер, они могут протекать не только строго последовательно, но и одновременно, параллельно. Рассмотрим это на примере удовлетворения одной из важнейших потребностей человека - потребности в употреблении хлеба. Учебник на стр. 89 – 90. Пекарь, используя определенную технологию, выпекает, т. е. производит, хлеб. (Производство.) Хлебозавод поставляет одну часть продукции в детские сады, школы, а другую часть - в магазины. (Распределение.) Продавец магазина продает хлеб, т. е. обменивает на деньги, покуп а телям. (Обмен.) Учащиеся съедают во время школьного з а втрака свежий хлеб. (Потребление.)

Выполним задание (Слайд 5)

Впиши перечисленные виды экономической деятельн о сти в соответствующую графу таблицы: изготовление елочных игрушек, составление плана расходов семьи на месяц, завтрак в школьной столовой, посещение пари к махерской, выплата пособия семьям на детей, испол ь зование освещения в быту, закупка снаряжения для туристического похода.

Далее мы более подробно рассмотрим характеристики основных проявлений экономической жизни. Здесь же п о пробуем определить роль экономики в жизни человека, всего общества. Физкультминутка.

2. Зачем нужна экономика

Вспомни, как разнообразны потребности человека в п и ще, одежде, жилье, общении, охране здоровья и др. Поч е му необходимо удовлетворять эти запросы и потребности? Совершенно очевидно - для обеспечения его жизни и де я тельности. Экономика принимает активное участие в удо в летворении этих потребностей, ее цель - поддержание и продолжение жизни людей. Для этого производятся разн о образные продукты, товары, оказываются услуги.

Экономические продукты, создаются с использованием таких форм организации или ведения хозяйства, как нат у ральное и товарное.

Вопрос классу: Вспомните, что такое натуральное хозяйство?

Натуральное хозяйство - это способ организации жи з ни людей, при котором все необходимое для жизнедеятел ь ности производится ими самими и только для собственн о го потребления. (Слайд 6). Это наиболее древняя форма хозяйства с использованием в основном примитивных орудий прои з водства, простых технологий. В натуральном хозяйстве нет торговли, обмена продуктами и услугами, что затрудняет возможность повышения жизненного уровня людей.

Вопрос классу: Как вы думаете, в чём недостаток такой формы хозяйствования?

Главный недостаток этой формы хозяйствования - ни з кая производительность труда, позволяющая обеспечить лишь самые минимальные условия для выживания. Образ жизни, основанный на натуральном хозяйстве, хотя и крайне тяжелый, хорошо известен жителям российской д е ревни.

Вопрос классу: Вспомните, что такое товарное хозяйство?

Товарное хозяйство - способ организации эконом и ческой жизни общества, при котором люди, специализ и руясь в определенных видах деятельности, производят товары и оказывают услуги для обмена друг с другом. (Слайд 6).

Вопрос классу: Почему товарное хозяйство лучше натурального?

Эта форма ведения хозяйства в большей степени о т вечает целям экономики - максимально удовлетворять потребности людей. Все произведенные продукты стан о вятся товаром, предназначенным для обмена. Произв о дители стремятся увеличить производительность труда и улучшить качество товаров для совершения выгодного обмена. Осознание людьми преимуществ такого образа жизни привело к тому, что товарное хозяйство, сменив натуральное, стало преобладающим в экономической жизни общества.

Натуральное хозяйство - низкоэффективная форма хозяйствования и ее сохранение в экономике, как пр а вило, является тормозом социально-экономического развития общества, отдельной страны, фактором снижения уровня жи з ни населения. Развитие общества привело к появлению более эффективной и совершенной формы - товарному хозяйству, которое позволяет лучше удовлетворять потребности людей.

3. Основные участники экономики.

Читаем текст учебника с объяснением учителя, стр.93.

Для закрепления выполняем задания: (Слайд 7).

1. Вы собираетесь позавтракать в кафе быстрого обсл у живания (например, в «Макдоналдсе»). Примените к данной ситуации понятия «товар», «производитель», «потребитель», «обмен».

Особого внимания заслуживает вывод о взаимосвязи и взаимозависимости целей и результатов экономической деятельности ее основных участников. Глубже понять и усв о ить его поможет обсуждение следующих вопросов: как п о требление товаров и услуг влияет на производство? Зависит ли уровень потребления от уровня производства?

Домашнее задание: § 8,

на «4» и «5» вопрос № 2, 4 из рубрики «в классе и дома» на стр. 96. (Слайд 8)

При наличии свободного времени:

Вопрос классу: Скажите, пожалуйста, а приходилось вам покупать товары? А вы задумывались, почему вы совершаете ту или иную покупку?

Задание: Вспомни покупку тобой или членами твоей семьи любых трех товаров. Используя материал рубрики «Знания на каждый день», проанализируй, какие потр е бительские мотивы повлияли на выбор того или иного т о вара, и определи, насколько рациональным был выбор. Подумай, нужно ли тебе что-то изменить в своей страт е гии покупателя. Если да, то что?

Название товара

Потребительские мотивы

Выводы

эмоциональные

рациональные

1 . Что такое экономика. П. Самуэльсон предлагает следующие определения экономики: 1) виды деятельности, связанные с обменом и денежными сделками между людьми; 2) повседневная деловая жизненная деятельность людей, извлечение ими средств к существованию и использование этих средств; 3) налаживание и осуществление потребления и производства; 4) богатство.

1 . Что такое экономика. Производство Распределение Обмен Потребление изготовление елочных игрушек, составление плана расходов семьи на месяц, завтрак в школьной столовой, посещение парикмахерской, выплата пособия семьям на детей, использование освещения в быту, закупка снаряжения для туристического похода.

2. Зачем нужна экономика. Натуральное хозяйство - это способ организации жизни людей, при котором все необходимое для жизнедеятельности производится ими самими и только для собственного потребления. Товарное хозяйство - способ организации экономической жизни общества, при котором люди, специализируясь в определенных видах деятельности, производят товары и оказывают услуги для обмена друг с другом.

3. Основные участники экономики. Вы собираетесь позавтракать в кафе быстрого обслуживания. Примените к данной ситуации понятия: «товар», «производитель», «потребитель», «обмен». Как потребление товаров и услуг влияет на производство? Зависит ли уровень потребления от уровня производства? Производитель – тот, кто участвует в создании товаров или оказании услуг. Потребитель – тот, кто использует товары и услуги для удовлетворения своих потребностей.

Домашнее задание: : § 8, на «4» и «5» вопрос №2, 4 из рубрики «в классе и дома» на стр. 96.

Название товара Потребительские мотивы Выводы эмоциональные рациональные



© 2024. hometi.ru. Строим и ремонтируем свой дом.