Проблема истинной красоты и ложной (По роману Л. Толстого «Война и мир») (Вариант: Образы Элен, Наташи и княжны Марьи)


Красота-это такая особая сила, способная увлечь, очаровать человека. Но красота бывает истинной и ложной, и тот, кто не умеет отличить одну от другой, легко может запутаться, попав под влияние ложной красоты, что зачастую чревато последствиями. В своем произведении "Война и мир" Лев Николаевич Толстой удачно показал это различие между истинной красотой и ложной.

С первых страниц романа Толстой знакомит нас с "идеальной" Элен-представительницей ложной красоты. Эта девушка так хороша собой, что не только все мужчины, но и женщины восхищаются ее привлекательностью, ее умением преподносить и держать себя в обществе. В разговорах она всегда занимает роль слушателя, потому что ей нечего сказать собеседнику, которого она, на самом деле, не слушает, витая в облаках, думая о чем-то своем, лишь улыбаясь в ответ.

Улыбка ее, как бы ни была прекрасна, остается фальшивой и наигранной. Если же Элен говорит, то что-то очень глупое и ненужное в этом разговоре, но ее окружение, такое же "пустое" и глупое, как она сама, не замечает этого. Элен цинична и эгоистична, она всегда знает, чего хочет и умеет добиваться своей цели любыми путями. Она знает, что ее внешность прекрасна, умеет пользоваться этой красотой ради своей выгоды, располагая к себе людей, очаровывая их и потом используя. Любовь для Элен не смысл жизни, а лишь один из способов получения выгоды. Ей не свойственны такие понятия как "нравственность", "человечность", "сострадание", "любовь". Она выходит замуж по расчету, чтобы обеспечить свою жизнь роскошью, балами и выходами в высший свет, где такие же "неживые" люди сплетничают, критикуют и обсуждaют друг друга. В течение романа Элен не развивaется, не меняется как личность и не вызывает никакого интереса у читателя, Толстой описывает только ее внешнюю красоту, ведь внутренней она просто не имеет.

Представительницей истинной красоты является Наташа Ростова-полная противоположность Элен. Внешне Наташа не красива, но она "живая" искренняя, настоящая, и людей это притягивает. Говорят, что глаза-зеркало души, и Толстой выделяет в Наташе именно оживленность глаз, заставляющую окружающих улыбаться. Ее некрасивость компенсируется набором лучших моральных качеств, которыми она похожа на Соню Мармеладову- героиню "Преступления и наказания" Достоевского, таких как: отзывчивость, доброта, сострадание, любовь, честность. В Наташе нет этой светской фальшивости, как у Элен, она не скрывает своих чувств и не боится их проявлять, не беспокоясь о чужом мнении. Не зря Толстой сравнивал ее с ребенком - символом чистоты и искренности. Хоть Наташе и не свойственна верность, но она любит искренне, всем сердцем. Она ошибается и признает свои ошибки, в дальнейшем служащие ей уроком, за который она платила муками совести, в отличии от Элен, "никогда не ошибавшейся". Наташе характерно сострадание и любовь к ближнему: до последней минуты она ухаживала за раненным Андреем, всегда плакала, когда Соне, ее подруге, было плохо, а когда Наташа отдала все подводы раненным в трудной ситуации, лишив свою семью целого состояния, что также является показателем ее щедрости и отзывчивости.

На сколько мы знаем, у безнравственной и бездуховной Элен, не любившей и не имевшей детей, в отличии от Наташи, имеющей трех дочерей и одного сына. Толстой называет Наташу "самкой", чем сближает ее с природой, показывая, что дарить, рожать детей - это истинное предназначение и счастье женщины, в этом ее красота. И это счастье заслуживает не каждая. Элен же вскоре умирает от болезни, и читатель про нее забывает.

Значит самое главное, что должно быть в человеке- его истинная красота, красота души. И это Толстой хорошо показал в романе "Война и мир".

Обновлено: 2018-05-08

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Красота…Какая она бывает? Внешняя и внутренняя. Внешняя красота это привлекательное лицо, стройная фигура и изящные манеры. Внутренняя красота- это душевная красота, а душевная красота-это, прежде всего человеколюбие, высокая нравственность, душевность, искренность, желание понимать других людей и помогать им. Часто бывает, что в одном человеке внешняя и внутренняя красота не сливаются в единое целое. Именно поэтому людям свойственно ошибаться и принимать внешнюю красоту за внутреннюю. Недаром говорят: "Встречают по одёжке…". Понять характер человека очень сложно. Именно поэтому существует истинная и ложная красота. Слово "истинная" образовано от существительного истина, то есть то, что принято всеми. Истинная красота-это внутренняя красота. А что же такое ложная красота? Это внешность, которая так часто бывает обманчива. Истинное и ложное… Эти понятия на протяжении всего романа- эпопеи Л. Н. Толстого "Война и Мир" тесно переплетаются друг с другом. Я считаю, что в романе истинная и ложная красота наиболее полно раскрыты в образах Элен Курагиной и Наташи Ростовой. Впервые с Элен Курагиной мы встречаемся на вечере у Анны Павловны Шерер. Элен так хороша, что нет человека, который бы не восхищался этой красотой: "Слегка шумя своею белою бальною робой, убранною плющом и мохом, и блестя белизной плеч, глянцем волос и бриллиантов, она прошла между расступившимися мужчинами и прямо, не глядя ни на кого, но всем улыбаясь и как бы любезно предоставляя каждому право любоваться красотою своего стана, полных плеч, очень открытой, по тогдашней моде, груди и спины…". Да, Элен бесспорно красива. Единственное, что настораживает в Элен, так это её улыбка. На самом деле за этой улыбкой-маской скрывается равнодушие к людям, пустая душа. Элен это сформировавшийся человек, статуя, которая не меняется и будет такой же через 20 и через 40 лет. А кто же такая Наташа? Наташа - это ребёнок. Она живая девочка со своими достоинствами и недостатками. Наташа живет насыщенной жизнью, радуется и огорчается, смеётся и плачет. А Элен не живет, а существует. Замужество нужно Элен только для одного: для денег, которые нужны ей для существования: балы, театры, гости и многочисленные любовники. Ни разу на протяжении романа Элен не проявила нормальных чувств: не испугалась, не обрадовалась за кого-то, никого не пожалела. А что же Наташа? У Наташи очень насыщенная жизнь и я не считаю, что это плохо. Да, может быть она поступила немного нехорошо, когда не смогла выдержать год без Андрея и влюбилась в Анатолия, но с другой стороны, со стороны Андрея тоже было нехорошо оставлять её одну на целый год. Наташа сначала совсем не понимала что у Анатолия Курагина изначально не было никаких серьезных намерений по поводу неё. Наташа - человек, он а "любит" людей, вспомните сцену когда она снимает вещи с телеги из-за раненых, которых не хочет оставлять. Поступила бы так когда-нибудь Элен? Я думаю, что никогда она бы так не поступила, у неё бы даже мысли такой не было, помочь людям. В чем же секрет чарующего обаяния Наташи? Я считаю что в искренности, ведь сущность натуры Наташи - любовь, а эти понятия нераздельны. Именно Наташа способна поддержать мать, обезумевшую от горя после смерти Пети. После замужества единственным смыслом жизни для Наташи становится семья. От Наташи исходит энергия освобождения от всего фальшивого, ложного. Фальшивое светское общество чуждо Наташе (после замужества она практически перестает бывать в свете). Только через любовь к Пьеру и обретение семьи Наташа, наконец, обретает покой. Толстой подчеркивает, что счастье не даётся от природы, его нужно заслужить той духовной работой, которая так ценится в людях. Именно поэтому счастье заслужила Наташа, и никогда не узнала счастья великолепная красавица Элен, ведь счастье, истинная красота и любовь- это три неразлучные вещи.

Истинная и Ложная красота в Романе Л.Н.Толстого Война и Мир.

Красота…Какая она бывает? Внешняя и внутренняя. Внешняя красота это

привлекательное лицо, стройная фигура и изящные манеры. Внутренняя красота-

это душевная красота, а душевная красота-это, прежде всего человеколюбие,

высокая нравственность, душевность, искренность, желание понимать других

людей и помогать им. Часто бывает, что в одном человеке внешняя и

внутренняя красота не сливаются в единое целое. Именно поэтому людям

свойственно ошибаться и принимать внешнюю красоту за внутреннюю. Недаром

говорят: “Встречают по одёжке…”. Понять характер человека очень сложно.

Именно поэтому существует истинная и ложная красота. Слово “истинная”

образовано от существительного истина, то есть то, что принято всеми.

Истинная красота-это внутренняя красота. А что же такое ложная красота? Это

внешность, которая так часто бывает обманчива.

Истинное и ложное… Эти понятия на протяжении всего романа- эпопеи

Л.Н.Толстого “Война и Мир” тесно переплетаются друг с другом. Я считаю, что

в романе истинная и ложная красота наиболее полно раскрыты в образах Элен

Курагиной и Наташи Ростовой.

Впервые с Элен Курагиной мы встречаемся на вечере у Анны Павловны

Шерер. Элен так хороша, что нет человека, который бы не восхищался этой

красотой: “Слегка шумя своею белою бальною робой, убранною плющом и мохом,

и блестя белизной плеч, глянцем волос и бриллиантов, она прошла между

расступившимися мужчинами и прямо, не глядя ни на кого, но всем улыбаясь и

как бы любезно предоставляя каждому право любоваться красотою своего стана,

полных плеч, очень открытой, по тогдашней моде, груди и спины…”. Да, Элен

бесспорно красива. Единственное, что настораживает в Элен, так это её

улыбка. На самом деле за этой улыбкой-маской скрывается равнодушие к людям,

пустая душа. Элен это сформировавшийся человек, статуя, которая не меняется

и будет такой же через 20 и через 40 лет. А кто же такая Наташа? Наташа –

это ребёнок. Она живая девочка со своими достоинствами и недостатками.

Наташа живет насыщенной жизнью, радуется и огорчается, смеётся и плачет. А

Элен не живет, а существует. Замужество нужно Элен только для одного: для

денег, которые нужны ей для существования: балы, театры, гости и

многочисленные любовники. Ни разу на протяжении романа Элен не проявила

нормальных чувств: не испугалась, не обрадовалась за кого-то, никого не

пожалела. А что же Наташа? У Наташи очень насыщенная жизнь и я не считаю,

что это плохо. Да, может быть она поступила немного нехорошо, когда не

смогла выдержать год без Андрея и влюбилась в Анатолия, но с другой

стороны, со стороны Андрея тоже было нехорошо оставлять её одну на целый

год. Наташа сначала совсем не понимала что у Анатолия Курагина изначально

не было никаких серьезных намерений по поводу неё. Наташа – человек, он а

“любит” людей, вспомните сцену когда она снимает вещи с телеги из-за

раненых, которых не хочет оставлять. Поступила бы так когда-нибудь Элен? Я

думаю, что никогда она бы так не поступила, у неё бы даже мысли такой не

было, помочь людям. В чем же секрет чарующего обаяния Наташи? Я считаю что

в искренности, ведь сущность натуры Наташи - любовь, а эти понятия

нераздельны. Именно Наташа способна поддержать мать, обезумевшую от горя

после смерти Пети. После замужества единственным смыслом жизни для Наташи

становится семья. От Наташи исходит энергия освобождения от всего

фальшивого, ложного. Фальшивое светское общество чуждо Наташе (после

замужества она практически перестает бывать в свете). Только через любовь к

Пьеру и обретение семьи Наташа, наконец, обретает покой. Толстой

подчеркивает, что счастье не даётся от природы, его нужно заслужить той

духовной работой, которая так ценится в людях. Именно поэтому счастье

заслужила Наташа, и никогда не узнала счастья великолепная красавица Элен,

ведь счастье, истинная красота и любовь- это три неразлучные вещи.


Красота… Часто мы используем это понятие для обозначения привлекательного внешнего вида, особенных черт лица и фигуры, и гораздо реже для описания души человека. Внешняя красота видна всем, вслед красивому человеку поворачивают головы, её воспевают поэты… А видна ли красота души? Внешнюю красоту воспринимают глазами, внутреннюю «видят» - чувствуют сердцем. Красивый человек не обязательно должен быть идеальным, но от него должен исходить лучик света, теплота. Этот человек дарит своё внимание и заботу абсолютно бескорыстно, к нему тянутся люди. Он не пытается выделиться среди толпы экстравагантным внешним видом, но его значение можно оценить поступками, которые идут от всего сердца.Истинное и ложное. Эти понятия на протяжении всего романа-эпопеи Л. Н. Толстого "Война и Мир" тесно переплетаются друг с другом.

Я считаю, что в романе истинная и ложная красота наиболее полно раскрыты в образах Элен Курагиной и Наташи Ростовой.. Так в произведении проявление именно внутренней красоты мы находим в Наташе Ростовой. Что в ней, в её душе, есть такое особенное, что при одном взгляде «в эти отчаянно-оживленные глаза» хочется улыбаться? При первой встрече с ещё неопытной тринадцатилетней девочкой читатель замечает в ней особенность не присущую светскому обществу: её живость, резвость:"черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая" Именно в этой неказистой хрупкой девочке автор видит те черты душевной отзывчивости и доброты, которые недоступны внешне привлекательной, даже шикарной Элен.

Героиня легкая, она не видит в своей жизни проблем и тягот, которые угнетали бы её светлую юность. В ней нет светской скованности она смеётся когда хочет и не привязывает себя к общественному мнению. Пусть её любви и не была присуща верность, но она была искренней. Наташа отдавала всю себя этому чувству, не боясь совершать ошибки, девочка выбирала своим сердцем. А допускаемые промахи служили ей уроком, за который она платила муками совести. Она видит свой смысл если даже не в помощи, то хотя бы в сочувствии человеку: отдает всю себя на благо обществу. Так, например, душевная болезнь Наташи закончилась, только когда она загорелась идеей ухаживания за больной и страдающей мамой. Ей присуще огромное чувство жалости, из-за которого она чуть не вышла замуж за старого и некрасивого Долохова: "но вы такой славный... но не надо... а так я вас всегда буду любить". Она одарена душевной чуткостью: ей были понятны без слов все чувства и желания людей, к примеру, князя Андрея и Пьера. В ней есть душевная щедрость: на благо Отечества она уговаривает отца отдать свои подводы для вывозки раненых из Москвы. Автор любит эту героиню не за ум и привлекательность, а за её безграничную душевную силу и живость во всех её действиях. Княжна Марья во многом близка Наташе, но в то же время она не была всеми любима, и даже была закрыта от людей. Она хотела любить, в ней была какая-то безграничная душевная полнота, поначалу просто недоступная для читателя. Она тепло и нежно любила своего брата: провожая его на войну, княжна перекрестилась, поцеловала образок и подала его Андрею. А любовь к детям... После смерти княгини Лизы она взяла на себя воспитание маленького Николушки. Находясь под гнетом отца много лет она боялась проявить свою любовь к нему. Но когда отец приказал ей уехать, она не стала этого делать, потому что знала что на самом деле он нуждается в ней. Она чувствовала свою ответственность перед ним и пыталась защитить, спасти, увезти его из Лысых Гор. Ведь красота души заключается не только в проявлении гуманности, но и в наличии сильного, крепкого волевого стержня, умения выдержать в трудных ситуациях, упорства. Это помогло Марье выдержать кипу навалившихся на её женские плечи проблем: смерть отца, покидание родового имения, волнение за жизнь брата на войне, протест крестьян. Красоту Марьи автор подчеркивает, выделяя глубокие, лучистые, большие глаза княжны, которые освещают всё лицо её внутренним светом, делаются «привлекательнее красоты». Душевной красоте двух этих героинь противопоставлена мертвая, мраморная красота Элен Курагиной. Для неё любовь не смысл жизни, а лишь способ получения выгоды. Она выходит замуж по расчету с целью получения роскошной жизни рядом с нелюбимым мужчиной, чего нельзя сказать о Наташе и Марии, воспитание которых не позволило бы сделать этого. Для неё балы и салоны были образом и действом её спектакля, где люди такие же "неживые" как она обсуждают, критикуют, сплетничают.... В ней нет развития, нет перемен, как личность она не вызывает никакого интереса у читателя. Она не проявляет ни толики сочувствия, все её действия и поступки построены на эгоизме. Душевная черствость, лицемерие, искусственность эти качества она черпала с самого детства: семья Курагиных никогда не отличалась теплыми и доверительными отношениями, поэтому в конце произведения вовсе ушла из виду. Элен заботила только своя личность и репутация, на других людей ей было абсолютно всё равно. В ней не было чувства любви даже к детям: "Я не такая дура, чтобы иметь детей" .Автор описывая героиню, любуется "...красотою стана, полных плеч, очень открытой, по тогдашней моде, груди и спины, и как будто внося с собою блеск бала...", "...необычайной, античной красотой тела...", но при этом делает акцент на её “однообразно-красивой улыбке”, чем то напоминающей застывшую лицемерную маску. Автор никогда не обращается к глазам Элен, намекая на её душевную пустоту, зато изображает живые глаза, милую выразительную улыбку Наташи, и лучистые, глубокие глаза Марии, указывая на богатство их духовного мира. Внешняя красота, не дополненная красотой духовной, эгоистична, она не способна заменить нравственные чувства. Только красота духовная может считаться истинной, потому что она рождена из любви к жизни, людям, окружающему миру. Недаром Уильям Шекспир сказал когда-то гениальную, на мой взгляд, фразу: «Влюбиться можно в красоту, но полюбить лишь только душу».

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Истинная и ложная красота в понимании Л.Н.Толстого В романе-эпопее «Война и мир»

2 слайд

Описание слайда:

Вопрос об истинной красоте всегда был одним из самых волнующих в литературе и в жизни, поэтому рассуждения на эту тему актуальны и по сей день. На протяжении всего своего творчества Лев Николаевич Толстой пытался это доказать. Он наделяет своих нелюбимых героев почти божественной красотой, лишая их чувств и ума.

3 слайд

Описание слайда:

Наиболее яркий тому пример – Элен Курагина «Элен была так хороша собой, что не только не было в ней заметно и тени кокетства, но напротив, ей как будто совестно было за свою несомненную и слишком сильно действующую красоту. Она как будто желала и не могла умалить действие своей красоты.» Пьер Безухов - один из немногих, кто видит черствость, бездуховность и глупость своей жены. Сидя на вечерах у Элен, он испытывает чувство, которое «должен испытывать фокусник, ожидая всякий раз, что вот-вот обман его откроется». Опасения Пьера не напрасны. Для тех, кто восхищается внешним видом Элен, душа и ум не представляют ценности.

4 слайд

Описание слайда:

Элен - глупая женщина: "...Но она глупа, я сам говорил, что она глупа, – думал он. – Ведь это не любовь..." "...Пьер, который знал, что она была очень глупа..." "...Но оттого ли, что для ведения такого салона именно нужна только глупость..." "...она могла говорить самые большие пошлости и глупости и все-таки все восхищались каждым ее словом и отыскивали в нем глубокий смысл, которого она сама и не подозревала..." "...и одна из самых глупых женщин в мире, – думал Пьер...« Однако окружающие люди ослеплены ее красотой и не замечают этого

5 слайд

Описание слайда:

Автор противопоставляет красавице Элен Наташу «Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, со своими детскими открытыми плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями» «Он видел не ее мраморную красоту, составлявшую одно целое с ее платьем...» «...только на мраморном, несколько выпуклом лбе...» «Она была, как и всегда на вечерах, в весьма открытом по тогдашней моде спереди и сзади платье. Ее бюст, казавшийся всегда мраморным Пьеру...» Наташа Элен

6 слайд

Описание слайда:

Не менее ярким примером душевной красоты является княжна Марья Болконская. В отличие от Наташи Ростовой, которая, повзрослев, из «гадкого утенка» превращается в «прекрасного лебедя», княжна Марья совсем некрасива. Только ее «лучистые» глаза придают внешности героини привлекательность. Глаза отражают ее гармоничное внутреннее состояние, которое она приобрела в вере. Жизнь по заповедям сделала княжну Марью человеком, ставшим примером величайшей любви к людям и самопожертвования.

7 слайд

Описание слайда:

Некрасивое, слабое тело и худое лицо. Глаза, всегда грустные, теперь особенно безнадежно смотрели на себя в зеркало <...> глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них), были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты

8 слайд

Описание слайда:

«сказала княжна, робко взглядывая и робко улыбаясь» «Княжна подумала, задумчиво улыбнулась» «у той все освещалось жизнерадостной, самодовольной, молодой, неизменной улыбкой» «сказала она Наташе с своей однообразно красивой улыбкой» Мари Элен

9 слайд