Гражданская война во франции 1562 1598. Гугенотские войны во Франции

Религиозные (или гугенотские) войны, потрясшие Францию в 1562-1598 годах, были всего лишь региональным случаем глобального идеологического конфликта, разыгравшегося в Европе в XVI веке. Необходимо понимать, что этот конфликт, изначально возникший на религиозной почве, также зависел от множества политических и социально-экономических причин.

Предыстория

Во Франции XVI века были распространены две конфессии: католичество и протестантизм. Французские короли стремились к единству нации, не желая раскола по религиозному признаку. Поэтому и Генрих II Валуа (1547-1559), и его сын Франциск II (1559-1560) решили сделать ставку на католичество и не наделять протестантов (или гугенотов, как называли их во Франции) теми же правами, что и сторонников Римской церкви. В правление Франциска протестанты попытались провести Вселенский собор, на котором представители двух конфессий могли бы достигнуть компромисса. Однако хозяйничавшая при королевском дворе могущественная семья убеждённых католиков Гизов помешала этому замыслу. А вскоре Франциск II скончался. Трон занял его малолетний брат – Карл IX.

Поскольку Карл был слишком мал для самостоятельного правления, его мать – Екатерина Медичи – стала регентшей при юном короле. Первые мероприятия Екатерины были довольно демократичными. По её указу, в Пуасси в 1562 году прошёл съезд протестантских и католических теологов. По итогам съезда, королева-мать и Генеральные штаты приняли два решения: наделить протестантов правом проводить свои богослужения и собрания, а также начать продажу церковных имуществ, что вызвало недовольство у католического духовенства и многих высших сановников, чувствовавших, что они теряют прежнее влияние на королевскую семью. Ответом на действия Екатерины Медичи стал антипротестантский триумвират, куда входили Франсуа де Гиз, маршал де Сент-Андре и коннетабль де Монморанси.

Вскоре оскорблённые католики перешли к вооружённым действиям, направленным против еретиков, какими они считали гугенотов.

Причины религиозных войн

Французские религиозные войны были вызваны целым комплексом причин:

  • Основной причиной конфликта, разумеется, были религиозные противоречия и притеснение протестантов во Франции;
  • Не менее важную роль сыграли и экономические отношения: протестанты, воспитанные на кальвинистской морали, активно занимались предпринимательством и накапливали немалые богатства. «Старая» католическая аристократия не могла тягаться с дельцами-протестантами и теряла свою финансовую мощь. Краеугольным вопросом были и богатства, собранные католическими церквями. Протестанты не были согласны с тем, чтобы церковь владела слишком большими средствами, и выступали за секуляризацию.
  • Отдельной группой причин являются причины внутриполитические. Во Франции шла борьба за власть: Гизы, короли из династии Валуа и представители семьи Бурбонов стремились стать единоправными хозяевами государства и для этого использовали те или иные противоборствующие религиозные группы.
  • Кроме того, на ситуацию во Франции оказывала влияние внешнеполитическая обстановка. Переживающая Реформацию Европа бурлила: с одной стороны, могущественные испанские короли – защитники католической веры, с другой – Англия и целый ряд немецких князей, признавших протестантизм. Франция стояла перед важным историческим выбором и от сделанного ей шага напрямую зависела не только религиозная, но и военно-политическая ситуация на материке.

Всего в период с 1562 по 1598 Франция пережила 8 гражданских войн.

Первые войны

Первые три столкновения между католиками и протестантами были довольно схожими. Уже в ходе самой первой религиозной войны обозначились два центра противоборствующих сторон:

  • католический Париж;
  • протестантский Орлеан.

Первая гугенотская война произошла в 1562-1563 годах, когда люди Гиза напали на группу молящихся кальвинистов. Эти события вошли в историю как «Резня в Васси» и положили начало целой череде гражданских войн.

После инцидента в Васси члены католического триумвирата захватили Екатерину Медичи и малолетнего короля, принудив их отменить прежние вольности для протестантов. В это время к активным действиям перешли и протестанты, возглавляемые принцем де Конде и адмиралом де Колиньи. Война шла успешно для католиков, однако, после гибели Гиза и Сент-Андре, а также пленения Монморанси и Конде военные действия сошли на нет.

Екатерина Медичи почувствовала себя свободной и немедленно издала Амбуазский эдикт, провозглашавший свободу совести на всей территории Франции, кроме Парижа (там можно было исповедовать только католическую веру). При всей своей кажущейся демократичности, эдикт имел для гугенотов важный недостаток: протестантские церкви можно было открывать только в крупных городах, поэтому основная часть народных масс не могла исповедовать свою религию. Его условия, разумеется, не устраивали и католиков, поэтому новое столкновение было неизбежным.

В 1567 году Конде предпринимает попытку взять в плен Карла IX и его мать, чтобы установить влияние протестантов на территории всей Франции. План принца провалился, но дал начало второй гугенотской войне 1567-1568 годов. При помощи немецкого пфальцграфа Вольфганга Цвайбрюкенского войско протестантов сумело прорваться в столицу. В одном из сражений за Париж пал последний член католического триумвирата – Монморанси. Екатерина Медичи, которая продолжала править вместо своего уже взрослого сына, была вынуждена принять условия победителей и подписать документ, подтверждавший условия Амбуазского мира.

Вторая война не внесла никаких политических изменений в жизненный уклад французов, но серьёзно поменяла настроение Екатерины Медичи. Королева-мать была оскорблена выходками протестантов и признала несостоятельность своей либеральной политики. Вскоре Екатерина перешла к реакционным мероприятиям: протестантских проповедников стали выдворять из страны, отправление любых культов, кроме католического и галликанского, запрещалось. Также была предпринята попытка арестовать Конде и Колиньи, что послужило поводом к началу третьей гугенотской войны 1568-1570 годов.

В ходе третьей войны был убит принц Конде. Новыми вождями гугенотов стали – принц Конде-младший и наваррский принц Генрих Бурбон, воспитанный в традициях протестантизма. Гугеноты снова одержали победу. Войну завершил Сен-Жерменский мирный договор, который, в целом, воспроизводил текст Амбуазского договора, но также содержал новое положение: протестанты получали в своё пользование на два года 4 крепости.

Сен-Жерменский договор делал шатким внешнеполитическое положение Франции. Буквально недавно началось сближение Франции с её давним врагом – Испанией. Теперь же из-за победы протестантов католический Мадрид стал настороженно относиться к Екатерине и её сыну. Многие высокопоставленные французские гугеноты открыто заявляли, что Париж должен поддержать нидерландских протестантов, которые сейчас терпят бесчинства католического фанатика испанского герцога Альбы. Хрупкий мир снова оказался под угрозой войны.

Варфоломеевская ночь (22-23 августа 1572 года)

После подписания Сен-Жерменского договора особый вес при дворе приобрёл Колиньи, оказывавший большое влияние на Карла IX. Этот факт не устраивал Гизов, которые, к тому же мечтали отомстить Колиньи за смерть Франсуа Гиза, павшего во время первой гугенотской войны.

Екатерина Медичи, размышляя о способах примирения своих подданных, решает, что символом согласия может стать брачный союз юного предводителя гугенотов Генриха Наваррского и её дочери – католички Маргариты де Валуа, которая позже с лёгкой руки Александра Дюма-отца войдёт в историю как «королева Марго». Решение Екатерины встретило бурю возмущений у католиков, причём, не только среди её соотечественников: подобный брак осуждали католические короли Европы и Папа Римский. Екатерине с большим трудом удалось найти католического прелата, готового обвенчать молодожёнов. Многих французов возмущала подготовка к пышным торжествам, ведущаяся, несмотря на растущие налоги, неурожаи и пустую казну. Наиболее проницательные парижане понимали, что скоро народное возмущение, подогреваемое вожаками той или иной партии, выльется в погромы и вспышки бессмысленного насилия, поэтому заблаговременно покинули город.

18 августа 1572 года свадьба состоялась. Чтобы поздравить молодую чету в Париж съехалось множество знатных гугенотов вместе со своими семьями. Но пока протестанты отмечали мир, католическая партия готовилась к решительным действиям. 22 августа в ходе неудавшегося покушения, организованного Гизами, был ранен адмирал Колиньи.

В ночь с 23 на 24 августа (день св. Варфоломея) прошло заседание королевского совета, на котором было принято решение о начале избиения гугенотов. Историки до сих пор ведут споры о том, кто был инициатором этих кровавых событий. Ранее всю вину возлагали на Екатерину Медичи, но в ряде современных работ французских историков доказывается, что королева-мать не обладала столь серьёзным влиянием на своих вельмож и народ. Исторические факты говорят о том, что главными виновниками резни в Варфоломеевскую ночь была семья Гизов, а также католическое духовенство и испанские агенты, подстрекавшие народ к насилию. Однако и они не смогли бы добиться таких последствий, если бы не возмущение простых французов, уставших от бесконечных гражданских войн между господами и непомерных налогов. Екатерина и её сын не имели ни денег в казне, ни достаточного влияния в армейских кругах, они сами были практически пленниками своего двора, поэтому говорить о каком-то реальном их политическом весе не приходится.

Колокольный звон, доносящийся с королевской часовни, был сигналом для начала резни. Почти все гугеноты традиционно носили чёрную одежду, поэтому убийцы сразу легко их вычисляли. Протестантов убивали целыми семьями, не щадя никого. Поскольку в Париже царила анархия, многие воспользовались ситуацией для сведения собственных счётов, никак не связанных с религиозными различиями. Волна насилия прокатилась по всей стране, в некоторых регионах аналогичные беспорядки вспыхивали вплоть до конца октября. По разным оценкам, число жертв по всей Франции могло составлять от 5000 до 30 000 человек.

Варфоломеевская ночь произвела огромное впечатление на современников. В то время как из Рима и Мадрида Екатерина Медичи получала поздравления, немецкие князья и английская королева решительно осудили эти события. Даже некоторые католики сочли произошедшее излишне жестоким. К тому же Варфоломеевская ночь заставила даже самых лояльных по отношению к королевской власти гугенотов изменить своё мнение. Протестанты начали массовое бегство либо за рубеж, либо в регион, где находились 4 хорошо вооружённых крепости, доставшихся лидерам гугенотов по Сен-Жерменскому договору. Генрих Наваррский сумел уцелеть и бежать, благодаря своей жене Маргарите, которая, несмотря на то, то оставалась верной католической вере, спасла от расправы нескольких высокопоставленных гугенотов. Нация окончательно раскололась на две части, протестанты требовали сурового суда над теми, кто учинил августовские погромы.

Четвёртую гугенотскую войну, начало которой положила Варфоломеевская ночь, завершил Булонский эдикт 1573 года. Согласно ему, протестанты получали свободу вероисповедания, но не свободу осуществления культа.

Религиозные войны 1573-1584 годов

В период с 1573 по 1584 Франция пережила ещё три религиозных войны.

Пятая гугенотская война (1574-1576) началась сразу после смерти бездетного Карла IX. Власть перешла к следующему по старшинству сыну Екатерины Медичи, коронованному под именем Генриха III. Новый конфликт отличался от предыдущих тем, что во время него по разные стороны баррикад стали непосредственно члены королевской семьи. Против Генриха III выступил его младший брат Франсуа – герцог Алансонский, желавший захватить французский престол и для этого перешедший на сторону Генриха Наваррского. Франсуа Алансонский, по сути, ввёл на политическую арену Франции новую силу – партию умеренных католиков, которые были готовы на мир с гугенотами, ради сохранения порядка в стране. При помощи немецкой армии гугеноты и сторонники Франсуа Алансонского одержали победу. Генрих III был вынужден подписать мир в Болье, по которому были реабилитированы жертвы Варфоломеевской ночи; разрешалось осуществлять протестантский культ на всей территории Франции, кроме Парижа; а гугенотам предоставлялось 8 крепостей.

Католики, возмущённые условиями мира в Болье, создали Католическую лигу. Генрих III, испугавшись излишней инициативности своих подданных, возглавил лигу и заявил, что впредь будет бороться за то, чтобы во Франции установилась единая вера. Воодушевлённые католики развязали шестую войну (1576-1577), в которой гугеноты потерпели поражение и понесли большие потери. Войну завершил эдикт Пуатье, в котором король отменял почти все условия мира в Болье.

Седьмая война или «война влюблённых» (1579-1580) была развязана Генрихом Наваррским. Поводом к ней было нежелание гугенотов отдавать обратно Франции крепости, срок пользования которыми подходил к концу. Параллельно военные действия велись на территории Нидерландов: Франсуа Алансонский решил поддержать голландских протестантов в их борьбе против испанской короны. Войну завершил мир во Флё, восстанавливающий ряд свобод для гугенотов.

1584 год ознаменовался смертью Франсуа Алансонского – наследника бездетного Генриха III. Династии Валуа предстояло уйти в прошлое вместе со смертью её последнего представителя. По иронии судьбы, следующим французским королём должен был стать еретик Генрих Наваррский – ближайший из оставшихся в живых родственник Генриха III и глава дома Бурбонов, ведущий своё происхождение от Людовика IX Святого. Это не устраивало ни Генриха III, ни испанцев, ни Папу Римского, который заявил, что Генрих Наваррский не имеет права не только на французскую корону, но и на наваррскую.

«Война трёх Генрихов» (1584-1589)

Восьмая религиозная война коренным образом отличалась от конфликтов, происходивших ранее. Сейчас речь шла о самой судьбе французской монархии и способе выхода из династического кризиса. В войне предстояло схлестнуться трём Генрихам:

  • Валуа,
  • Бурбону,
  • Гизу.

Католическая лига, распущенная Генрихом III после шестой войны, возродилась. На этот раз её возглавил Генрих де Гиз – человек властный и амбициозный, готовый бороться за французский престол. Гиз обвинил короля и его приближённых в бессилии и неспособности управлять страной. Генрих III в припадке гнева передал управление Католической лигой Гизу, чем, по сути, полностью развязал ему руки. Гиз стал хозяином Парижа и начал жестокие преследования протестантов. Между тем, король, уже давно пожалевший о своём опрометчивом решении, стал готовиться к расправе над Гизом. В декабре 1584 года, по приказу Генриха III, Гиз и его младший брат были убиты. А через две недели скончалась Екатерина Медичи.

Вся страна была возмущена поведением короля. Специально собранный совет теологов освободил французов от принесённой некогда Генриху III присяги. Парижане начали создавать собственные органы управления, не зависимые от королевской власти. Оставшийся в одиночестве Генрих III был вынужден помириться со своим давним противником – Генрихом Наваррским – и признать его своим законным наследником. Две союзные армии осадили Париж, но в самый разгар этих событий Генрих III был убит подосланным Католической лигой религиозным фанатиком.

Смерть короля привела не только к национальному, но и международному кризису. Формально под именем Генриха IV королём Франции стал Генрих Наваррский, однако, большинство его подданных не собирались ему подчиняться. В этот момент в войну решают вмешаться испанцы, которые не желали, чтобы во Франции правил протестант.

В этих сложных условиях Генрих IV решился принять католичество. Хотя мало кто из французов отнёсся к этому решению серьёзно (новый король менял свою религию уже три раза), определённое значение этот шаг возымел. Папа Римский отказался от своих прежних обвинений, а с представителями Католической лиги начались мирные переговоры.

Умиротворение королевства и Нантский эдикт (1598)

Когда среди французов возникло некоторое единство, Генрих IV приступил к ликвидации последних очагов анархии и беспорядков. Прежде всего, надо было избавиться от испанцев, хозяйничавших на французских землях. В 1595 году король объявил войну Испании, которая завершилась в его пользу в 1598. Параллельно с этим наступило и умиротворение в умах французов, которые всё же предпочитали иметь дело со своими соотечественниками, пусть и иного вероисповедания, а не с испанцами.

Добившись порядка в своём королевстве, Генрих IV выпустил Нантский эдикт, по которому:

  • провозглашалась свобода совести;
  • с некоторыми ограничениями допускалось отправление протестантского культа;
  • представители обеих религиях получали равный доступ к важным государственным должностям;
  • протестанты получали в пользование несколько крепостей.

С изданием Нантского эдикта эпоха религиозных войн во Франции завершилась.

1 марта 1562 года в селении Васси (Шампань, Франция) яростный католик - герцог Франсуа де Гиз со своей свитой напал на процессию совершавших богослужение гугенотов. Большинство протестантов было перебито, а само это событие (которое вошло в историю как резня в Васси) положило начало Религиозным войнам во Франции, продолжавшихся до принятия Нантского эдикта в 1598 году.

Поводом к Первой французской войне послужил Амбуазский заговор и его жестокое подавление Гизами. При коротком правлении короля Франциска II клан ревностных католиков Гизов фактически захватил управление страной, что привело к масштабным гонениям на гугенотов - за их тайные религиозные богослужения была введена смертная казнь. Среди французской аристократии стало расти недовольство узурпаторами, результатом которого и стал Амбуазский заговор 1560 года. Заговорщики во главе с лидером гугенотов - принцем Конде, планировали выкрасть юного короля Франциска и королеву Марию Стюарт (которая сама была из рода Гизов) из Амбуазского замка.

Однако заговор провалился, Гизы жестоко расправились с его участниками, а сам принц Конде был приговорен к смерти. От которой его спасла внезапная кончина Франциска II 5 декабря 1560 года - на престол взошел малолетний Карл IX Валуа, а фактическая власть в стране перешла к его матери Екатерине Медичи. Гизы стали терять влияние, а Людовика Конде освободили и приблизили ко двору. Другой вождь гугенотов - Антуан Наваррский был назначен генерал-лейтенантом Французского королевства. Екатерина пыталась проводить политику веротерпимости, результатом которой стало издание в январе 1562 года Сен-Жерменского (Январского) эдикта , по которому гугеноты могли исповедовать свою веру за городскими стенами или в частных городских домах.

Однако Гизы и их католические сторонники, недовольные уступками протестантам и ростом влияния Конде, Бурбонов и адмирала Колиньи, образовали так называемый «триумвират» (Франсуа де Гиз - герцог Монморанси - маршал Сент-Андре). Триумвиры решились на открытое вооруженное выступление, сразу же начав переговоры с католической Испанией о совместной борьбе против протестантов.

Днем начала Первой религиозной войны считается 1 марта 1562 года, когда герцог де Гиз, нарушив Январский эдикт, напал со своей свитой на совершавших богослужение гугенотов в местечке Васси в Шампани. Было убито несколько десятков человек и ранено около 100 участников собрания. После этого триумвиры захватили Карла IX и королеву-мать в Фонтенбло и вынудили их отменить Январский эдикт. В ответ войска Конде и его сподвижника Франсуа д’Андело взяли Орлеан, превратив город в столицу гугенотского сопротивления. Лидеры гугенотов так же заручились иностранной поддержкой, заключив союз с германскими протестантскими князьями, а также с Англией, где в то время правила королева Елизавета I. Последняя, в пику Испании, оказывала активную поддержку протестантам всей Европы.

В 1562 году триумвиры взяли Руан, помешав объединению сил англичан и гугенотов в Нормандии. Во время этих боёв армия Конде понесла потери, погиб Антуан Наваррский. Но вскоре к протестантам прибыло подкрепление из кальвинистской Германии, гугеноты дошли до Парижа, но неожиданно вернулись обратно в Нормандию. 19 декабря 1562 при Дрё принц Конде был разбит католиками и попал в плен. Однако у католиков дела оказались не лучше - протестанты убили вражеского маршала Сент-Андре и взяли в плен коннетабля Монморанси. Возглавивший гугенотов адмирал Колиньи вернулся в Орлеан. Гиз осадил город, но неожиданно для всех был убит гугенотом Польтро де Мере.

Ослабленные потерей своих лидеров, каждый из которых (Монморанси и Конде) находился в плену у противника, обе партии начали искать мира. Стремилась к этому и королева-мать Екатерина, после смерти Франциска II доверившая управление государством умеренному канцлеру Мишелю де Лопиталю. В марте 1563 лидеры гугенотов и католиков при посредничестве королевы подписали Амбуазский мир, гарантировавший кальвинистам свободу вероисповедания в ограниченном кругу областей и владений. Его условия в главном подтверждали Сен-Жерменский эдикт.

Так называют гражданские войны во Франции между католиками, составлявшими большинство населения, и протестантским меньшинством, исповедующим кальвинизм и называвшим себя гугенотами.

Реформационные евангелические идеи зародились здесь в 20-х гг.

XVI в. в среде гуманистов, выдвигавших идеи оправдания верой и выступавших за перевод Библии на французский язык. В 20-30-х гг. во Франции получило широкое распространение лютеранство, а в 30-40-х гг. - кальвинизм. Однако в эти годы монархия ужесточила гонения на протестантов, а Генрих II учредил специальную комиссию для борьбы с ними. Тем не менее кальвинизм успешно распространялся, в особенности на юге Франции - как в богатых городах, где его приверженцами была буржуазия, так и в дворянских замках. Местных кальвинистов называли гугенотами (от швейцарского - сотоварищи).

В обращении к кальвинизму проявилось социальное недовольство дворянства юга -небогатого, удаленного от столицы и оттесненного от двора, источника королевской милости, - аристократией севера. Политическое лидерство в южных областях Франции принадлежало домам Шатильонов, Бурбонов и Конде - принцев крови, имевших собственные претензии на престол. Бурбоны к тому же были королями небольшого самостоятельного государства Наварра. Антиабсолютистские настроения юга выливались в религиозный протест, что позволяет историкам говорить о части южного дворянства как о примкнувшим к Реформации по конъюнктурным соображениям. Однако многие из них были искренними приверженцами кальвинизма.

На севере Франции ближе ко двору сформировалась другая партия со сходной политической программой (ограничение власти дома Валуа или даже свержение ее), но с иной религиозной ориентацией - ультракатолической. Во главе ее стояло семейство Гизов, претендовавшее на французский престол. Влияние Гизов усилилось в период малолетства Франциска II (1559-1560), что спровоцировало неудачную попытку Бурбонов и Конде захватить короля и потребовать у него свободы вероисповедания и устранения Гизов (Амбуазский заговор). После смерти Франциска II престол перешел к Карлу IX (1560-1574), реальная же власть находилась в руках его матери Екатерины Медичи, урегулировавшей отношения с Бурбонами.

Однако в 1562 г. Гизы спровоцировали открытую гражданскую войну, напав в местечке Васей на молившихся гугенотов и перебив их. В 1563 году герцог Франсуа де Гиз одержал победу при Друа, но вскоре был убит подосланными гугенотами убийцей. Гугенотская армия одержала победы и в войнах 1567 - 1568 и 1568 - 1570 гг. Эти войны отличались невероятной жестокостью с обеих сторон. Пленных, как правило, не брали, а порой вырезали целые деревни, если их жители придерживались иной религии.

Четвертая война началась в 1572 году после того, как католики устроили 24 августа 1572 года, в день Святого Варфоломея, резню гугенотов, съехавшихся в Париж на свадьбу Генриха Наваррского, и принцессы Маргариты Валуа. Было убито более 9 тысяч человек, в том числе Колиньи и многие другие вожди гугенотов. Спаслись лишь те, кто вынужденно принимал католичество, подобно Генриху Бурбону, позднее бежавшему из Парижа в Наварру. В 1573 году было достигнуто перемирие, но в 1574 году боевые действия возобновились, но не принесли решительной победы ни одной из сторон.

В 1576 году был выпущен королевский эдикт, провозглашавший свободу вероисповедания на всей территории Франции, за исключением Парижа. В ходе новой войны 1577 года, инспирированной созданной Гизами Католической лигой, эдикт был подтвержден, но король Генрих III оказался не в состоянии провести его в жизнь.

В 1580 году вспыхнула еще одна война, не имевшая решительных последствий. Но в 1585 году, когда Генрих Наваррский заявил претензии на французский трон, началась кровопролитная Война трех Генрихов - Генриха III, Генриха Наваррского и Генриха де Гиза.

Кальвинистский юг восстал, создав гугенотскую конфедерацию - самостоятельное политическое образование с собственной армией, финансами и системой управления. В ответ Гизы создали Католическую Лигу, которая не только противостояла гугенотам, но и служила орудием укреп-ления их авторитета и оказания давления на короля Генриха III (1574-1589). Однако король сделал удачный тактический ход, объявив себя главой Лиги. Религиозный конфликт во Франции стал постепенно приобретать общеевропейский характер: гугенотов и Генриха Наваррского поддержали Англия, протестантские князья Германии, Дания и Швеция, а Гизы вступили в союз с католической Испанией. Утратив контроль над Католической Лигой, они создали в 1585 г. Парижскую Лигу, активно выражавшую недовольство королем Франции и гугенотами. В сложившихся обстоятельствах Генрих III организовал политическое убийство герцога Гиза, вызвавшее восстание лигистов в Париже, на помощь которым поспешили испанцы. Королю Франции пришлось заключить союз с его политическим противником -Генрихом Наваррским. Генрих III вынужден был подтвердить свободу вероисповедания. В 1589 году Генрих III был убит фанатиком - монахом Жаком Клеманом.

Ему наследовал Генрих Наваррский, ставший Генрихом IV Бурбоном. Но Католическая лига, пользовавшаяся особо сильной поддержкой среди населения Парижа, отказалась признать его королем. Генрих разбил войска Лиги при Акрэ в 1589 году и при Иври в 1590 году, но не мог овладеть Парижем до 1594 года. Чтобы вступить в столицу Франции, ему пришлось принять католичество.

В 1598 г. он издал компромиссный Нантский эдикт, урегулировавший религиозный конфликт во Франции. Официальной религией провозглашалось католичество, но гугеноты получали право придерживаться своей веры (вне Парижа) и занимать государственные должности. В особых статьях Нантского эдикта оговаривались политические свободы гугенотов юга: они могли собирать свои представительные собрания и посылать в Париж особых представителей для прямых сношений с королем; гарантией этих прав были 200 крепостей, переданных гугенотам. Таким образом, на юге продолжало существовать гугенотское, несовместимое с тенденцией к унификации и укреплению абсолютизма. Тем не менее религиозный мир позволил Генриху IV вывести Францию из послевоенного хаоса.

Формально можно считать, что гугеноты одержали победу в религиозных войнах, но фактически она оказалась мнимой. Подавляющее большинство населения Франции осталось верно католицизму и симпатизировало идеям Лиги. Выход из очередного витка анархии и наступление нового этапа в укреплении французского абсолютизма связаны с именем первого министра Людовика XIII кардинала Ришелье (1586-1642). Одним из направлений его внутренней политики стала ликвидация гугенотского. В 1621-1629 гг. он вел военную кампанию на юге, завершившуюся взятием главной крепости гугенотов Ла-Рошели. (1629) оставлял гугенотам право свободного вероисповедания, но лишал всех политических привилегий, полученных от Генриха IV.

Католиков. Войны закончились восшествием перешедшего в католицизм Генриха Наваррского на французский престол и изданием компромиссного Нантского эдикта (1598).

Религиозные войны во Франции
Дата 1562-1598
Место Франция
Причина Противоречия между католиками и протестантами (гугенотами);
политические амбиции аристократии (Гизы и другие)
Итог Восшествие на престол Генриха IV ;
Нантский эдикт
Противники

На престол взошёл несовершеннолетний король Карл IX Валуа , а фактическая власть оказалась в руках его матери Екатерины Медичи . Гизы стали терять влияние, а Людовика Конде освободили и приблизили ко двору. Король Антуан Наваррский был назначен генерал-лейтенантом Французского королевства. Екатерина пыталась проводить политику веротерпимости и примирения между всеми религиозными конфессиями (Генеральные штаты в Орлеане и Понтуазе , диспут в Пуасси 1561).

Четвёртая война 1572-1573

За время после Сен-Жерменского мира Колиньи овладел доверием короля, что вызывало раздражение как королевы-матери, так и Гизов. Бракосочетание Генриха Наваррского и Маргариты Валуа обернулось страшной резнёй гугенотов на улицах Парижа и других городов, вошедшей в историю как Варфоломеевская ночь . Среди жертв насилия был и Колиньи, которому Генрих Гиз отомстил за убийство своего отца. Особенностью конфликта стало фактическое отсутствие полевых боевых действий и сражений. Война свелась главным образом к двум осадам - Ла-Рошели и Сансерра под руководством герцога Генриха Анжуйского. Попытки выбить гугенотов из Сансера и Ла-Рошели, впрочем, закончились безрезультатно. В 1573 году был издан эдикт, подтвердивший право гугенотов на отправление протестантских обрядов в Ла-Рошели, Монтобане и Ниме.

Пятая война 1574-1576

Война вновь разгорелась после смерти Карла IX и возвращения во Францию из Польши его брата Генриха III , который приблизил себя к Гизам браком с Луизой Лотарингской . Новый король не контролировал регионы: в Шампань вторгся пфальцграф Иоганн Казимир , южными провинциями самоуправно заведовал Монморанси - младший . В отличие от предыдущих конфликтов, в этом помимо ультракатоликов и гугенотов участвовала умеренно-католическая партия недовольных , выступавшая за установление гражданского мира на основании политики веротерпимости и сделавшая своим вождём герцога Эркюля - Франсуа Алансонского , стремившегося занять престол в обход старшего брата . В целях стабилизации ситуации король одобрил Монсьёрский мир 1576 года, даровавший гугенотам свободу вероисповедания за пределами Парижа.

Шестая война 1576-1577

Затишье было крайне непродолжительным и было использовано Гизами для сплочения «правоверных» под знаменем

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Религиозные или гугенотские войны - серия затяжных гражданских войн между католиками и протестантами (гугенотами) , которые раздирали Францию при последних королях династии Валуа, с 1562 по 1598 годы. Во главе гугенотов стояли: Бурбоны (принц Конде, Генрих Наваррский) и адмирал де Колиньи, во главе католиков - королева-мать Екатерина Медичи и могущественные Гизы. На ход событий во Франции пытались влиять её соседи - Елизавета Английская поддерживала гугенотов , а Филипп II Испанский - католиков . Войны закончились восшествием Генриха Наваррского на французский престол и изданием компромиссного Нантского эдикта (1598).

Этапы войн:

1 Первая война 1560-1563

2 Вторая война 1567-1568

3 Третья война 1568-1570

4 Четвёртая война 1572-1573

5 Пятая война 1574-1576

6 Шестая война 1576-1577

8 «Война трёх Генрихов» 1584-1589

9 «Завоевание королевства» 1589-1593 (Интернент)

Во 2-й половине 16 в. во Франции политический кризис, который проявился в религиозных (гражданских) войнах, и которые длились 32 года с перерывами.

Противостояли д.д.: католицизм и кальвинизм.

Причины религиозных войн:

1. Изменение политического строя

2. Изменения традиционных форм отношений в обществе в связи с формированием Абсолютизма

3. Кабальная налоговая политика короны (в северных, западных и центральных провинциях)

4. Утрата прежних свобод самоуправления (в южных провинциях).

Повод религиозных войн:

1. Обстановка, которая сложилась во Франции после Итальянских войн. Мир в Като-Камбрези (1559 г.), который подвёл итоги Итальянской войны, оказался бесплодным и обнажил всю сложность экономической и внутриполитической обстановки в стране

2. Сказалась «Революция цен» и тяжесть налогов

3. Недовольство дворянства, провинциальной знати и придворной аристократии политикой короля, отсутствия привилегий, новых пожалований, должностей и пенсий, а также ростом власти бюрократии и «выскочек» из «людей мантии».

1559 г. - смена власти: на турнире смертельно ранен Генрих II, на смену ему пришёл сын - Франциск II (правил 1559 - 1560 г.). На это короткое время королевская власть ослабла, чем воспользовалась оппозиция.

Образовались 2 группировки: те, кто за короля-католика и против него - гугеноты (сообщник, сотоварищ)-протестанты; каждая выдвигала свою кандидатуру на престол.

1560 г. - заговор против Ф2, попытка дворцового переворота гугенотами. Цель: созыв Генеральных штатов; обеспечение интереса принца крови Антуана Бурбона и гугенотов. Заговор раскрыт.

1560 г. - Ф2 умирает. На престол взошёл его брат Карл IX (1550 - 1574 гг.; правил с 1560 г., династия Валуа; при нём были многочисленные Религиозные войны и Варфоломеевская ночь 24.8.1574 г. - истребление гугенотов). Регентша при нём - мать Екатерина Медичи

4. 1562 г. - расправа над гугенотами католиками в Шампани

5. 1574 г. - Варфоломеевская ночь. Король не препятствует расправляться с гугенотами в Париже - это подтолкнуло к братоубийственной войне.

Периоды религиозных войн:

1). 1562 - 1570 гг.

2). 1572 - 1576 гг.

3). 1580 - 1594 гг.

4). Нантский эдикт в 1598 г. об объявлении Генрихом IV официальной галликанской церкви.

Этап №1 с 1562 по 1570 гг.

1. Борьба не отличалась ожесточением. Группировки стремились захватить короля и править от его имени. В 1570 г. - эдикт примирения в Сен-Жермене

2. Король стремился контролировать военные действия и стремился примирить стороны.

Этап №2 с 1572 по 1576 гг.

1. Начались широкомасштабные военные действия и выступление всех против правящей династии

2. (!!!). 24.8.1574 г. - Варфоломеевская ночь, убийство гугенотов в Париже, несколько сотен человек

3. Король не препятствовал католикам расправляться с гугенотами - это начало братоубийственной войны

4. Нарушение территориальной целостности государства из-за религиозного раскола:

а). 1575 г. - образовалась Гугенотская конфедерация с Генеральными штатами на юге Франции

б). 1576 г. - образовалась Католическая лига с Генеральными штатами при Генрихе III (правил с 1575 г.).

Этап №3 с 1580 - 1594 гг.

1. Поиски путей выхода из кризиса в войнах и поиск примирения сторон Генрихом3.

1577 г. - очередное перемирие и роспуск всех конфедераций и лиг. Увеличение инфляции и рост налогов.

Генрих3 - бездетный, дофином (принц) становится гугенот - Генрих Наваррский - страх за будущее короны.

1584 г. - тайный союз восстановленной Католической лиги с Филиппом II (1527 - 1598 гг.; династия Габсбургов; сын Карла V, - императора Священной Римской империи), испанским королём. Цель: защита католической религии и истребление ереси во Франции и Нидерландах

1585 г. - формирование Парижской лиги из торговцев, ремесленников, городские низы, зажиточное бюргерство, низшее католическое духовенство, студенты. Высший орган власти - Совет 16

Май 1588 г. - союз Генриха3 с Генрихом Наваррским-протестантом. Начало волнений в Париже и Генрих3 убегает из Парижа. Город желает возвращение короля, и он возвращается

Октябрь 1588 г. - попытка стабилизировать обстановку, созыв Генеральных штатов - решение - продолжение войны.

Декабрь 1588 г. - Генеральные штаты распущены Г3, т.к. он не желал войны с гугенотами и убийство от имени короля главного католика - Генрих Гиза. Восстание в Париже католиков

Август 1589 г. - Генриха3 убивают католики в его военном лагере.

Победа Генриха Наваррского

1. Начался период безвластья. Опустошение земель дворянскими отрядами и наёмниками

2. Испанский король Филипп2 ввёл в Париж свой гарнизон. Начались восстания в городах, стало подниматься крестьянство

3. Июль 1593 г. - Генрих Наваррский отрекается от Кальвинизма , чтобы взойти на престол

5. Середина 1598 г. - активизация армии Генриха Наваррского, законного наследника на престол. Осада Парижа.

Генрих Бурбон, король Наварры, стал королём Франции под именем Генриха IV (1594 - 1610 гг.). Утверждается династия Бурбонов.

Март 1594 г. - Генрих4 входит в Париж. Принимает разумное решение: не преследовать своих противников и не конфисковывать их имущество.

Итог войны: Нантский эдикт, обнародованный Г4 в 1598 г. Указ, объявлял, что во Франции будет официальная галликанская церковь .