Томаш масарик и образование чехословакии. Биография

Аббревиатура из трех заглавных букв TGM, несомненно, знакома каждому чеху: за ней скрывается полное имя первого президента Чехословакии и борца за независимость Томаша Гаррига Масарика.

Биография и политическая деятельность

Томаш Масарик родился 7 марта 1850 года в Годонине, небольшом городке южно-моравийского края. Его семья принадлежала к обычному рабочему классу, что не помешала талантливому юноше в 1876 году окончить Венский университет, при этом получив степень доктора философии.

Знакомство с будущей супругой Шарлоттой Гарриг произошло в университете Лейпцига, где они вместе обучались. Впоследствии женившись на американке, он взял ее фамилию, как часть своей. Шарлотта подарила супругу шестеро детей, двое из которых умерли еще в младенчестве.

В 1882 года Масарик стал преподавателем Карлового университета в Праге. За время своей научной деятельности он написал множество работ по социологии и философии, а также основал авторитетное издание «Атенеум».

Политическая деятельность Масарика началась с группы «Реалисты», основанной в 1889 году, позже стал руководителем либеральной Народной партии, а затем и Чешской прогрессивной партии. В 1900 году за написание брошюры, в которой будущий чешский лидер просил пересмотреть дело о казни еврея, якобы совершившего ритуальное убийство, Масарик попал под суд, а еще ранее за публикацию статьи на эту же тему - в немилость антисемитского движения и собственных студентов.

С Россией будущего президента объединяли самые теплые отношения: он не единожды бывал в стране и даже вел переписку с Львом Толстым. Один из научных трудов Масарика посвящен истории русской философии и издан на русском языке. В 1917 году при его участии в России была создана первая экстерриториальная чехословацкая армия.

С началом боевых действий во время Первой мировой войны, он эмигрировал в Западную Европу. После падения в 1918 году Австро-Венгерской империи Масарик был заочно избран президентом независимой Чехословакии и через месяц вернулся на Родину.

TGM руководил государством в течение 17 лет. За время своего правления он показал себя как авторитетный лидер, которому свойственны гуманизм и честность в борьбе за независимость. После отставки Масарика в 1935 году, на посту президента его сменил бывший министр иностранных дел Эдуард Бенеш. Первый чехословацкий президент, вошедший в историю под прозвищем «батюшка», умер в 1937 году в городе Ланы.


Признание

В родном городе Масарика открыт музей, экспозиция которого повествует о его личной жизни и политической деятельности. Старейший , многие центральные площади, улицы и проспекты чешских городов названы именем духовного лидера страны. установлен не только в центре Праги, но и в и . В Чехии также учрежден орден имени первого президента, которым награждают за выдающийся вклад в развитие гуманности, демократии и прав человека.


Личность великого чеха известна и за пределами страны: в Израиле его имя носит населенный пункт Кфар Масарик и одна из площадей Тель-Авива. Дубликат пражского памятника стоит на главном проспекте Мехико, другой памятник чешскому политику можно увидеть в одном из центральных скверов Вашингтона, а в Чикаго расположена оригинальная скульптура «Бланицкий рыцарь», изображающая Масарика в шлеме и на коне. В России единственный бюст чехословацкого президента находится во дворе филологического факультета Санкт-Петербургского университета.

Личность Томаша Гаррига Масарика по праву является символом независимости Чехословакии. Его политическая деятельность стала неоценимым вкладом в историю чешского народа, а последователи TGM и ныне собираются у его памятника на Градчанской площади.

28 октября чешский народ отмечает праздник – день государственности. 28 октября 1918 года на карте Европы появилось новое независимое государство, Чехословакия. Нелегким был путь чешского и словацкого народов к государственности и независимости. История распорядилась так, что каждый период независимости чередовался с периодом подчинения более сильному соседу. И потому чешский народ был вынужден бороться за право самостоятельно решать свою судьбу на протяжении всей своей истории. Сегодня мы расскажем вам о первом чешском президенте, Томаше Гаррике Масарике. Что это был за человек? Почему именно он возглавил молодое чехословацкое государство в 1918 году? И как это произошло?

Томаш Гарриг Масарик родился 7 марта 1850 года в городе Годонин, как первый ребенок в семье панского кучера. Мальчик рано приобщился к книгам, хотя в гимназию попал позже, чем обычно было принято. С юных лет Масарик вел себя очень уверенно и независимо, несмотря на то, что был из простой и бедной деревенской семьи. В местечке Густопечи Томаш учился в реальном училище, затем был учеником кузнеца. В четырнадцать лет был принят помощником учителя в школу, без жалованья. За это директор школы учил мальчика играть на фортепиано. Спустя некоторое время Томаш уже играл в костеле на органе и пел на похоронах, как все учителя в то время. Чтобы узнать, о чем он поет, Томаш стал самостоятельно учиться латинскому языку. В 1865 году, пятнадцати лет отроду, Томаш Масарик поступил в немецкую гимназию в Брно. А в 1869 году уже учился в Вене. Так начался новый период в жизни будущего чехословацкого президента.

Сам Масарик говорил, что Вена оказала на его развитие огромное влияние. Здесь он окончил гимназию, поступил в университет, где был студентом философии и естественных наук, изучал французский и арабский языки, написал докторскую диссертацию. Но событие, которое Масарик считал самым важным в своей жизни, произошло в Лейпциге, куда молодой доктор философии отправился преподавать. Это было знакомство с Шарлоттой Гарриг, его будущей женой, летом 1877 года. Шарлотта была дочерью американки и датчанина. В 1878 году Масарик впервые пересек океан и ступил на американскую землю, он ехал к своей невесте.

После свадьбы молодожены возвратились в Вену. Шарлотта всю жизнь была другом и соратником своего мужа. Вот что говорил уже Масарик-президент о своей жене: « Американка стала чешкой, морально и политически; верила в гениальность нашего народа, помогала мне в моих боях политических и во всей моей политической деятельности. Когда, во время войны, за границей, я должен был работать без нее, я знал, что все, что делаю, - делаю в согласии с ней. Бывали минуты, когда я, далеко от нее, чувствовал одинаковое течение наших мыслей даже на расстоянии. Не думаю, что это была телепатия, но - параллельное мышление и чувствование людей, которые во всем соглашаются и одинаково смотрят на мир. Женщина, (это было ее убеждение), не живет только для мужчины, а мужчина не живет только для женщины. Оба должны искать законы божьи и претворять их в жизнь».

В Прагу Масарик с семьей переехал в 1882 году, преподавать философию в Карловом университете. Там он смело критиковал устаревшие догмы, отстаивал новое понимание чешской интеллектуальной и культурной жизни. Возникали многочисленные конфликты со «старой гвардией». Зато студенты полюбили молодого профессора, который интересовался студенческими движениями и старался формировать их политическую платформу.

В Праге Масарик решил принять участие в создании нового политического стиля. Но как определить правильный курс? Он попытался присоединиться к «старочехам», консерваторам, затем к «младочехам». Три года он представлял их партию, Национальную партию свободного мышления, в венском парламенте. Но затем, из-за внутриполитических скандалов, Масарик вышел из этой партии.

Два десятилетия Масарик критиковал обе главные чешские партии, а также и все новые партии, которые возникали на политическом небосклоне. Критиковал социально-демократическую партию, хотя считал себя социалистом, критиковал национал-социалистическую партию, хотя всю жизнь выступал в защиту интересов чешского народа, критиковал аграрную партию, хотя сочувствовал крестьянам. Он был убежден в несоответствии и несовершенстве каждой из партий. А потому впоследствии основал две партии. Вначале Народную, затем – Прогрессивную. Ни одна из них не получила поддержки, в венском парламенте они были представлены двумя депутатами, а потом – вообще одним, самим Масариком. До падения монархии Масарик оставался в гордом политическом одиночестве, предлагая собственные программы изменения всех институтов монархии и всех аспектов общественной жизни. На политической сцене, однако, пользовался уважением как независимый политик и борец и оказывал значительное влияние на политическую жизнь.

В 1907 и в 1911 годах Масарика дважды избирают в парламент. В период с 1900 по 1914 года Масарик работает чрезвычайно активно, как ученый, как политик, преподает в университете, пишет научные и политические статьи; как депутат поднимает животрепещущие вопросы о евреях, о клерикализме, о государственном праве, о внешней политике. В 1902 и 1907 году он посетил США, в 1908-09 годах - Балканы, в 1910 – Россию. В 1913 году на немецком языке вышла его книга о России, глубинный труд, представляющий независимый взгляд на историю и место России в Европе. Стало ясно, что Масарик – исключительная, выдающаяся личность чешской истории.

Всю жизнь Масарик стремился решить для себя «чешский вопрос», проникнуть в тайну малого народа, его истории и его смысла. Несколько десятилетий он искал способ, которым чехи могли бы достичь своих национальных целей. В противоположность большинству чешских политиков он не считал единственным спасением реализацию государственного права, а придавал огромное значение естественному праву народа на равенство и собственное правительство. Одновременно он не поддерживал идею национального экстремизма, признавал необходимость равноправия чехов и чешских немцев. Долгое время он добивался, чтобы с помощью реформ системы Австрийская империя признала права народов, ее населяющих, на независимость и государственность, и отказалась от централизма в пользу федераций. Постепенно осознавая, что путем мирных реформ этого достичь нельзя, Масарик стал противником имперской политики Австрии и был готов к радикальным изменениям.

Первая мировая война стала толчком к действиям. Масарик был вынужден эмигрировать. За границей он оказался во главе группы единомышленников, которые стремились отстоять права земли чешской на независимость и государственность и добиться самостоятельности Чехословакии после заключения мира. Уже 14 ноября 1915 года в Париже был издан Манифест Чешского зарубежного комитета, подписанный Масариком и другими депутатами, в котором впервые официально все чехи, живущие за границей, высказывались за независимое чехословацкое государство. Масарик отлично знал ситуацию, как в Англии, так и в России, что помогало ему в представлении чехословацких интересов в этих и других странах. С 1916 года Масарик является председателем Национального чешского совета за рубежом, живет в Лондоне, пропагандирует идею независимого чехословацкого государства. В этой функции он принимает решение о чехословацких иностранных легионах во Франции и в России.

В 1917 году Масарик приехал в Россию. Он побывал в Москве, Петрограде, Киеве. Но это – тема для специальной передачи. 7 марта 1918 года из Москвы через Владивосток Масарик выехал в Америку. Вспоминая о времени, проведенном тогда в России, Масарик говорил: «Эта была большая работа, в России, но замечательная; мы возвращались домой не с голыми руками, у нас было что-то настоящее, свое, наша армия, первая, настоящая, пускай экстерриториальная, часть нашего будущего государства».

14 октября 1918 года Эдвард Бенеш в Париже заявил, что Национальный совет в Париже, признанный как временное чешское правительство, волей народа берет в свои руки управление судьбой земель чехословацких. 18 октября 1918 года в Вашингтоне Масарик торжественно объявил о чешской независимости. 21 октября американский президент Вильсон потребовал у Австрии независимости для чехов и южных славян. Утром 28 октября Вена подписала ноту о независимости чехов и южных славян.

Этот документ был расценен чехами как официальное согласие Австрии с объявлением чешской независимости. Люди в Праге выходили на улицы, празднуя свободу, радостная весть разнеслась по всей Чехии, Моравии, Словакии. Томаш Масарик в это время был еще в Америке. Во главе Чехословакии стояли депутаты Швегла, Рашин, Стршибрны, Соукуп и Шробар. Через две недели, 14 ноября, в Женеве, на заседании Национального чехословацкого собрания первым президентом Республики Чехословакии был избран профессор Томаш Масарик. 21 декабря Масарик вернулся из Америки в Прагу, где его встречали с искренним восторгом, как освободителя. В 1920, 1927, 1934 годах он переизбирался на новый президентский срок. В 1935 году в возрасте 85 лет отступил с поста президента. Умер 14 сентября 1937 года в Ланах, где и похоронен.

22 декабря 1918 года первый президент Чехословакии обратился к своему народу со словами: «Мы достигли своей цели. Теперь нужно постараться удержать завоеванное навсегда. Задача, пожалуй, посложнее, чем во время войны. Все граждане доброй воли, без различия партий, религий и национальностей, получили возможность построить образцовое демократическое государство, задачей которого будет заботиться об интересах всего самоуправляющегося общества».

Во время Второй мировой войны, и в период социализма в Чехословакии имя Томаша Гаррига Масарика, или как говорят чехи, ТГМ, было вычеркнуто из истории государства, его труды были в списке запрещенных. И только после 1989 года, отстояв независимость в очередной раз, чешский народ может смело произносить имя своего первого президента.

Восстановить черты личности Томаша Масарика после того, как он стал президентом, попытался историк Антонин Климек и в 1996 году опубликовал книгу «Бой за град» по материалам из тайных архивов Масарика. Климек считает, что Чехословакия сумела пережить первые бурные годы своего существования только благодаря престижу и авторитету Масарика дома и за границей. Для чехов он был символом, харизматическим лидером. Никто иной не приближался с одной стороны, по внешним признакам, к императору, (а чехи все же тогда не могли представить себе государственность без императора). Масарик строго соблюдал протокол, ходил, как император, в униформе, спал на железной кровати. Всегда выступал как человек, который приносит интересы свои и семьи в жертву интересам всего народа. Никогда не отказывался быть моделью для портретистов, скульпторов, позволял снимать себя на пленку. С другой стороны, никто не имел такой кредит доверия в моральные качества. Масарика считали безупречным образцом морали. Как интеллектуал, прошедший политическую эмиграцию, яркий политик и харизматическая личность, он не мог не стать легендой еще при жизни.

О Томаше Масарике невозможно рассказать в одной передаче. Карел Чапек написал несколько книг о Масарике. Масарик всегда с интересом относился к России, написал социологический труд «Россия и Европа», который в самой России был запрещён. После Октябрьской революции в России он поддерживал российских эмигрантов, которые навсегда или на время приезжали в Чехию. Советская Россия бесстыдно оклеветала Масарика и его труды, вычеркнула его социологическую доктрину из научного кругозора, нацепив ярлык буржуазной. Масарик посетил Росссию в 1917 году, принимал решение о судьбе чехословацкого легиона в России. Столько интересных тем для будущих передач!

(и.о.)
Эдвард Бенеш

Рождение: Гёдинг , Моравия , в составе Австрийской империи Смерть: Ланы , Чехословакия Супруга: Шарлотта Гарриг (1850-1923) Дети: Алиса (1879-1966) , Герберт (1880-1915) , Ян Масарик (1886-1948), Элеонора (1890; умерла во младенчестве), Ольга (1891-1978) , Анна (умерла во младенчестве) Автограф: Награды:

То́маш Га́рриг Ма́сарик (чеш. Tomáš Garrigue Masaryk (при рождении - Томаш Масарик), имя часто сокращается как TGM ; 7 марта 1850 года , Гёдинг , Моравия , Австрийская империя , - 14 сентября 1937 года , Ланы , Чехословакия) - чешский социолог и философ , общественный и государственный деятель, один из лидеров движения за независимость Чехословакии , а после создания государства - первый президент Чехословацкой Республики ( -).

Биография

Отец, Йозеф Масарик (1823-1907), был словаком из венгерской части Австро-Венгрии , мать, Тереза Масарикова (в девичестве - Кропачкова) (1813-1887) - немкой из Моравии . Масарик родился в простой рабочей семье. Учился в Брно , Вене и Лейпциге (среди его учителей были Франц Брентано и Вильгельм Вундт), в стал профессором Пражского университета . Его работы были посвящены истории философии (в том числе написал книгу о русской философии, печатался в России на русском языке), социологии и истории; рано начал выступать как идейный вдохновитель национального движения. Степень доктора философии он получил, защитив диссертацию на тему: «Самоубийство как социальное явление». Основал влиятельный журнал «Атенеум. Журнал литературы и научной критики ». В частности, Масарик был координатором деятельности учёных на страницах «Атенеума» по разоблачению подложных рукописей Вацлава Ганки (утверждая, что истинный патриотизм не может основываться на подделке). «Великое не может быть великим, если оно лживо» - таков был девиз всей его жизни.

В 1902 году Масарик по приглашению американца Чарльза Крейна читает лекции в Чикагском университете. Там же в 1903 и в 1904-1905 годах читал лекции и будущий первый министр иностранных дел Временного правительства России Милюков П. Н. , который помог Масарику в создании первых Чешских военных формирований из военнопленных в России в 1917 году Масарик и Бенеш ещё раз встречаются в Англии в Кембридже с Милюковым П. Н. и Дмовским Р. В. в 1916 году.

Депутат парламента австрийских земель (рейхсрата) в - и - . C 1915 года участвовал в подпольной организации «Maffie» - Движение за независимость Чехословакии . Годы Первой мировой войны провёл в Швейцарии , Италии , Великобритании , Франции , России , США , где активно агитировал общественное мнение Антанты за независимость Чехословакии именно в таких границах и признание «чехословаков» особой нацией. После падения Австро-Венгерской империи был заочно избран (будучи в США) в 1918 году первым президентом Чехословацкой республики; через месяц вернулся в страну.

В 1917 году Масарик приехал в Россию, где участвовал в создании Чехословацкого корпуса (переименованного потом в Чехословацкий легион , а затем 1 февраля 1919 года в Чехословацкую армию - Чехо-войско). В марте 1918 года Масарик уехал в США из Москвы через Владивосток. О своей работе в России Масарик говорил: «Эта была большая работа, в России, но замечательная; мы возвращались домой не с голыми руками, у нас было что-то настоящее, своё, наша армия, первая, настоящая, пускай экстерриториальная, часть нашего будущего государства». Чехословацкий национальный совет , председателем которого был Томаш Масарик, признавался единственным верховным органом всех чехословацких военных формирований.

Личность Масарика в межвоенной Чехословакии стала объектом полуофициального культа . Он рисовался наиболее авторитетным политическим и духовным лидером независимой Чехословакии (имел полуофициальное прозвище «батюшка» - Tatíček ), воплощением этичной борьбы за независимость и создания нового государства. Подчеркивался "гуманистический" характер президентства Масарика, для него характерно высказывание: «Всякая разумная и честная политика есть реализация и укрепление принципов гуманизма. Политику, как и все, что мы делаем, следует подчинять этическим принципам. Политику, как и всю жизнь человека и общества, я не могу понимать иначе как sub specie aeternitatis». Ещё при его жизни сложился официальный культ Масарика - «Президента-освободителя»; значительный вклад в формирование «масариковского мифа» внёс Карел Чапек , автор многотомных «Бесед с Т. Г. Масариком». Поклонник англо-американской культуры, Масарик стремился к созданию либеральной многопартийной демократии, с допущением национальных меньшинств в политику, однако как идеолог «чехословакизма» допускал антинемецкие высказывания. После его отставки в , из двух кандидатур: Эдвард Бенеш и Богумил Немец , президентом был избран многолетний министр иностранных дел Эдвард Бенеш . Масарик умер в 1937 году в своём имении Ланы , за год до краха Первой Чехословацкой республики.

В 1928 г. Чехословакия выпустила памятную монету номиналом в 10 крон с портретом Т. Масарика. Монета была посвящена 10-летию независимости. Масса 10 граммов, проба 700.

В 1937 г. в связи с кончиной Т. Масарика Чехословакия выпустила памятную монету номиналом в 20 крон. Масса 12 граммов, проба 700.

В 1990 г. Чехословацкая Федеративная Республика выпустила серию памятных монет номиналом в 10 крон, в том числе с Т. Масариком.

В современной Чехии существует орден , учреждённый в честь Т. Масарика.

Произведения

  • Ideály humanitní; Problém malého národa; Demokratism v politice. Praha: Melantrich, 1990
  • Masaryk T.G. Svobodni zednari, Nase doba 1925.
  • Masaryk T.G. Katolicke povery o zednarstvi a satanismus, Svobodny zednar VIII/1934.
  • Thomas Masaryk The making of a State
  • Masaryk. T.G. Svetova revoluce, Cin, 1925
  • T. G. Masaryk «Die Weltrevolution»

Публикации на русском языке

  • Масарик Т. Г. Философия - социология - политика. Избранные тексты. М.: РУДН, 2003
  • Масарик Т. Г. Россия и Европа. Эссе о духовных течениях в России. Т.1-3. СПб: РХГИ, 2004

Напишите отзыв о статье "Масарик, Томаш Гарриг"

Литература

  • Masaryk osvoboditel: sborník. Praha, 1920
  • Chavez E.A. Masaryk como filósofo. México: Universidad nacional, 1938.
  • Opat J. Tomáš Garrigue Masaryk. Praha: Melantrich, 1990 (на англ. яз.)
  • Soubigou A. Tomáš Garrigue Masaryk. Praha; Litomyšl: Paseka, 2004
  • Lt.Gen. «Die tschechischen Legionen in Sibirien», 1930.
  • Задорожнюк Э. Г. Штрихи к портрету Томаша Гаррига Масарика // Новая и новейшая история. - 2012. - № 5. - С. 151-163.
  • Документы об антинародной и антинациональной политике Масарика / ред. Туманов М. , М., изд. Иностранной литературы, 1954 г.
  • Т. Г. Масарик и «Русская акция» Чехословацкого правительства. К 150-летию со дня рождения Т. Г. Масарика: по материалам международной научной конференции / отв. ред. М. Г. Вандалковская. М.: Русский путь, 2005.
  • Александр Котомкин «О Чехословацких Легионерах в Сибири 1918 −1920. Воспоминания и документы», Париж, 1930
  • Фирсов Е. Ф. Т. Г. Масарик в России и борьба за независимость чехов и словаков. М.: «Индрик» , 2012. - 336 с., ил. ISBN 978-5-91674-225-1
  • Генералъ-Лейтенантъ К. В. Сахаровъ «Чешскiе легiоны въ Сибири. (Чешское предательство)», Берлинъ, 1930

Примечания

Ссылки

  • Троцкий Л.

Отрывок, характеризующий Масарик, Томаш Гарриг

В этот же день к Пьеру приехал полицеймейстер с предложением прислать доверенного в Грановитую палату для приема вещей, раздаваемых нынче владельцам.
«Вот и этот тоже, – думал Пьер, глядя в лицо полицеймейстера, – какой славный, красивый офицер и как добр! Теперь занимается такими пустяками. А еще говорят, что он не честен и пользуется. Какой вздор! А впрочем, отчего же ему и не пользоваться? Он так и воспитан. И все так делают. А такое приятное, доброе лицо, и улыбается, глядя на меня».
Пьер поехал обедать к княжне Марье.
Проезжая по улицам между пожарищами домов, он удивлялся красоте этих развалин. Печные трубы домов, отвалившиеся стены, живописно напоминая Рейн и Колизей, тянулись, скрывая друг друга, по обгорелым кварталам. Встречавшиеся извозчики и ездоки, плотники, рубившие срубы, торговки и лавочники, все с веселыми, сияющими лицами, взглядывали на Пьера и говорили как будто: «А, вот он! Посмотрим, что выйдет из этого».
При входе в дом княжны Марьи на Пьера нашло сомнение в справедливости того, что он был здесь вчера, виделся с Наташей и говорил с ней. «Может быть, это я выдумал. Может быть, я войду и никого не увижу». Но не успел он вступить в комнату, как уже во всем существе своем, по мгновенному лишению своей свободы, он почувствовал ее присутствие. Она была в том же черном платье с мягкими складками и так же причесана, как и вчера, но она была совсем другая. Если б она была такою вчера, когда он вошел в комнату, он бы не мог ни на мгновение не узнать ее.
Она была такою же, какою он знал ее почти ребенком и потом невестой князя Андрея. Веселый вопросительный блеск светился в ее глазах; на лице было ласковое и странно шаловливое выражение.
Пьер обедал и просидел бы весь вечер; но княжна Марья ехала ко всенощной, и Пьер уехал с ними вместе.
На другой день Пьер приехал рано, обедал и просидел весь вечер. Несмотря на то, что княжна Марья и Наташа были очевидно рады гостю; несмотря на то, что весь интерес жизни Пьера сосредоточивался теперь в этом доме, к вечеру они всё переговорили, и разговор переходил беспрестанно с одного ничтожного предмета на другой и часто прерывался. Пьер засиделся в этот вечер так поздно, что княжна Марья и Наташа переглядывались между собою, очевидно ожидая, скоро ли он уйдет. Пьер видел это и не мог уйти. Ему становилось тяжело, неловко, но он все сидел, потому что не мог подняться и уйти.
Княжна Марья, не предвидя этому конца, первая встала и, жалуясь на мигрень, стала прощаться.
– Так вы завтра едете в Петербург? – сказала ока.
– Нет, я не еду, – с удивлением и как будто обидясь, поспешно сказал Пьер. – Да нет, в Петербург? Завтра; только я не прощаюсь. Я заеду за комиссиями, – сказал он, стоя перед княжной Марьей, краснея и не уходя.
Наташа подала ему руку и вышла. Княжна Марья, напротив, вместо того чтобы уйти, опустилась в кресло и своим лучистым, глубоким взглядом строго и внимательно посмотрела на Пьера. Усталость, которую она очевидно выказывала перед этим, теперь совсем прошла. Она тяжело и продолжительно вздохнула, как будто приготавливаясь к длинному разговору.
Все смущение и неловкость Пьера, при удалении Наташи, мгновенно исчезли и заменились взволнованным оживлением. Он быстро придвинул кресло совсем близко к княжне Марье.
– Да, я и хотел сказать вам, – сказал он, отвечая, как на слова, на ее взгляд. – Княжна, помогите мне. Что мне делать? Могу я надеяться? Княжна, друг мой, выслушайте меня. Я все знаю. Я знаю, что я не стою ее; я знаю, что теперь невозможно говорить об этом. Но я хочу быть братом ей. Нет, я не хочу.. я не могу…
Он остановился и потер себе лицо и глаза руками.
– Ну, вот, – продолжал он, видимо сделав усилие над собой, чтобы говорить связно. – Я не знаю, с каких пор я люблю ее. Но я одну только ее, одну любил во всю мою жизнь и люблю так, что без нее не могу себе представить жизни. Просить руки ее теперь я не решаюсь; но мысль о том, что, может быть, она могла бы быть моею и что я упущу эту возможность… возможность… ужасна. Скажите, могу я надеяться? Скажите, что мне делать? Милая княжна, – сказал он, помолчав немного и тронув ее за руку, так как она не отвечала.
– Я думаю о том, что вы мне сказали, – отвечала княжна Марья. – Вот что я скажу вам. Вы правы, что теперь говорить ей об любви… – Княжна остановилась. Она хотела сказать: говорить ей о любви теперь невозможно; но она остановилась, потому что она третий день видела по вдруг переменившейся Наташе, что не только Наташа не оскорбилась бы, если б ей Пьер высказал свою любовь, но что она одного только этого и желала.
– Говорить ей теперь… нельзя, – все таки сказала княжна Марья.
– Но что же мне делать?
– Поручите это мне, – сказала княжна Марья. – Я знаю…
Пьер смотрел в глаза княжне Марье.
– Ну, ну… – говорил он.
– Я знаю, что она любит… полюбит вас, – поправилась княжна Марья.
Не успела она сказать эти слова, как Пьер вскочил и с испуганным лицом схватил за руку княжну Марью.
– Отчего вы думаете? Вы думаете, что я могу надеяться? Вы думаете?!
– Да, думаю, – улыбаясь, сказала княжна Марья. – Напишите родителям. И поручите мне. Я скажу ей, когда будет можно. Я желаю этого. И сердце мое чувствует, что это будет.
– Нет, это не может быть! Как я счастлив! Но это не может быть… Как я счастлив! Нет, не может быть! – говорил Пьер, целуя руки княжны Марьи.
– Вы поезжайте в Петербург; это лучше. А я напишу вам, – сказала она.
– В Петербург? Ехать? Хорошо, да, ехать. Но завтра я могу приехать к вам?
На другой день Пьер приехал проститься. Наташа была менее оживлена, чем в прежние дни; но в этот день, иногда взглянув ей в глаза, Пьер чувствовал, что он исчезает, что ни его, ни ее нет больше, а есть одно чувство счастья. «Неужели? Нет, не может быть», – говорил он себе при каждом ее взгляде, жесте, слове, наполнявших его душу радостью.
Когда он, прощаясь с нею, взял ее тонкую, худую руку, он невольно несколько дольше удержал ее в своей.
«Неужели эта рука, это лицо, эти глаза, все это чуждое мне сокровище женской прелести, неужели это все будет вечно мое, привычное, такое же, каким я сам для себя? Нет, это невозможно!..»
– Прощайте, граф, – сказала она ему громко. – Я очень буду ждать вас, – прибавила она шепотом.
И эти простые слова, взгляд и выражение лица, сопровождавшие их, в продолжение двух месяцев составляли предмет неистощимых воспоминаний, объяснений и счастливых мечтаний Пьера. «Я очень буду ждать вас… Да, да, как она сказала? Да, я очень буду ждать вас. Ах, как я счастлив! Что ж это такое, как я счастлив!» – говорил себе Пьер.

В душе Пьера теперь не происходило ничего подобного тому, что происходило в ней в подобных же обстоятельствах во время его сватовства с Элен.
Он не повторял, как тогда, с болезненным стыдом слов, сказанных им, не говорил себе: «Ах, зачем я не сказал этого, и зачем, зачем я сказал тогда „je vous aime“?» [я люблю вас] Теперь, напротив, каждое слово ее, свое он повторял в своем воображении со всеми подробностями лица, улыбки и ничего не хотел ни убавить, ни прибавить: хотел только повторять. Сомнений в том, хорошо ли, или дурно то, что он предпринял, – теперь не было и тени. Одно только страшное сомнение иногда приходило ему в голову. Не во сне ли все это? Не ошиблась ли княжна Марья? Не слишком ли я горд и самонадеян? Я верю; а вдруг, что и должно случиться, княжна Марья скажет ей, а она улыбнется и ответит: «Как странно! Он, верно, ошибся. Разве он не знает, что он человек, просто человек, а я?.. Я совсем другое, высшее».
Только это сомнение часто приходило Пьеру. Планов он тоже не делал теперь никаких. Ему казалось так невероятно предстоящее счастье, что стоило этому совершиться, и уж дальше ничего не могло быть. Все кончалось.
Радостное, неожиданное сумасшествие, к которому Пьер считал себя неспособным, овладело им. Весь смысл жизни, не для него одного, но для всего мира, казался ему заключающимся только в его любви и в возможности ее любви к нему. Иногда все люди казались ему занятыми только одним – его будущим счастьем. Ему казалось иногда, что все они радуются так же, как и он сам, и только стараются скрыть эту радость, притворяясь занятыми другими интересами. В каждом слове и движении он видел намеки на свое счастие. Он часто удивлял людей, встречавшихся с ним, своими значительными, выражавшими тайное согласие, счастливыми взглядами и улыбками. Но когда он понимал, что люди могли не знать про его счастье, он от всей души жалел их и испытывал желание как нибудь объяснить им, что все то, чем они заняты, есть совершенный вздор и пустяки, не стоящие внимания.
Когда ему предлагали служить или когда обсуждали какие нибудь общие, государственные дела и войну, предполагая, что от такого или такого исхода такого то события зависит счастие всех людей, он слушал с кроткой соболезнующею улыбкой и удивлял говоривших с ним людей своими странными замечаниями. Но как те люди, которые казались Пьеру понимающими настоящий смысл жизни, то есть его чувство, так и те несчастные, которые, очевидно, не понимали этого, – все люди в этот период времени представлялись ему в таком ярком свете сиявшего в нем чувства, что без малейшего усилия, он сразу, встречаясь с каким бы то ни было человеком, видел в нем все, что было хорошего и достойного любви.
Рассматривая дела и бумаги своей покойной жены, он к ее памяти не испытывал никакого чувства, кроме жалости в том, что она не знала того счастья, которое он знал теперь. Князь Василий, особенно гордый теперь получением нового места и звезды, представлялся ему трогательным, добрым и жалким стариком.
Пьер часто потом вспоминал это время счастливого безумия. Все суждения, которые он составил себе о людях и обстоятельствах за этот период времени, остались для него навсегда верными. Он не только не отрекался впоследствии от этих взглядов на людей и вещи, но, напротив, в внутренних сомнениях и противуречиях прибегал к тому взгляду, который он имел в это время безумия, и взгляд этот всегда оказывался верен.
«Может быть, – думал он, – я и казался тогда странен и смешон; но я тогда не был так безумен, как казалось. Напротив, я был тогда умнее и проницательнее, чем когда либо, и понимал все, что стоит понимать в жизни, потому что… я был счастлив».
Безумие Пьера состояло в том, что он не дожидался, как прежде, личных причин, которые он называл достоинствами людей, для того чтобы любить их, а любовь переполняла его сердце, и он, беспричинно любя людей, находил несомненные причины, за которые стоило любить их.

Томаш Гарриг Масарик

Чехо-словак

Томаш Гарриг Масарик - выдающийся чешский политик, философ, историк, литератор родился в Годонине (на юге Моравии) Отец словак - кучер, мать чешка - служанка. Тем не менее, он окончил Венскии университет, в 18/6 г. стал доктором философии. В 1878 г. женился на американке из Бруклина - Ш. Гарриг, фамилия которой стала частью его имени, и перешел из католичества в протестантизм. Масарик последовательно боролся за независимость родных Чехии и Словакии. Он стал лидером чешских реалистов, выступал за федерализацию Австро-Венгрии, а затем - за независимость Чехии (1892). Симпатизируя идеям социализма, Масарик считал, что путь к нему идет не через революцию, а через духовное и нравственное совершенствование каждого члена общества. Не чужды ему были идеи славянской взаимности и большие симпатии к России. Долгим были путь и борьба за независимость родной страны. Он много сделал для достижения этой цели уже в эмиграции во главе тайного общества "Маффия, завоевав непререкаемый политический и моральный авторитет. После распада Австро-Венгрии 14 ноября 1918 г. Масарик был избран президентом независимой Чехословакии и занимал этот пост до 193 5 г. Умер и похоронен в своем имении Ланы.

Использованы материалы кн.: Русско-славянский календарь на 2005 год. Авторы-составители: М.Ю. Досталь, В.Д. Малюгин, И.В. Чуркина. М., 2005.

Другие биографические материалы:

Хевеши М.А. Чешский философ (Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М ).

Маслин М.А. Чешский и словацкий философ, политический и общественный деятель (Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014 ).

Прасолов С.И. Докторскую посвятил вопросу о самоубийствах, как массовом социальном явлении (Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 9. МАЛЬТА - НАХИМОВ. 1966 ).

Вопросами внешней политики занимался мало (Дипломатический словарь. Гл. ред. А. Я. Вышинский и С. А. Лозовский. М., 1948 ).

Далее читайте:

Масарик (Masarik) Ян (1886-1948), чехословацкий государственный деятель, сын Томаша Масарика.

Смодлака (Smodlaka) Иосип (1869-1956), югославский политический деятель, друг Т. Масарика.

Исторические лица Чехословакии (биографический указатель).

Русская национальная философия в трудах ее создателей (специальный проект ХРОНОСа).

Сочинения:

Grundzüge einer konkreten Logik. W., 1887;

Russland und Europa, B. 1–2. N.Y., 1913–18.

Литература:

Novy L. Filosofie T.G. Masaryk. Praha, 1962;

T.G.Masaryk (1850–1937), v. 1–3, 1989–90.

Томаш Гарриг Масарик

Сторонник либерального национализма

Будучи с начала 1880-х гг. виднейшим борцом за чешское национальное, культурное и государственное возрождение, Масарик всю жизнь оставался последовательным сторонником либерального национализма, считал, что нельзя быть одновременно христианином и антисемитом.

Уже в 1882 г., став экстраординарным профессором философии Пражского университета, он отмежевался от взрыва антисемитски окрашенного чешского шовинизма и способствовал разоблачению вызвавшей его фальшивки Вацлава Ганки, который выдал несколько сочиненных им самим стихотворений за якобы обнаруженные им памятники чешской эпической и лирической поэзии 13 в.

Принципиальный отказ Масарика основывать чешские национальные устремления на ложной романтике вызвал враждебное отношение к нему местных ультрапатриотов (из-за чего ему многие годы отказывали в звании ординарного профессора).

Он неуклонно оставался верен этой позиции и в работе «Чешский вопрос» (1895) противопоставил реакционному шовинизму убеждение в возможности возрождения чешского народа лишь на основе гуманистического идеала, исключающего угнетение других народов и неприязнь к ним.

Особенно настойчиво отстаивал Масарик этот тезис по отношению к евреям, в которых он видел единую, хотя и утратившую языковое единство, нацию («Научный и философский кризис современного марксизма», 1898).

Видя свой долг в искоренении антисемитизма в чешском народе, Масарик в 1899 г. резко осудил кровавые наветы на евреев, потребовав пересмотра дела Гильзнера .

Его не испугали шумные демонстрации антисемитски настроенных пражских студентов, направленные против него (на некоторое время Масарик вынужден был даже оставить чтение лекций в университете).

Масарик всегда считал антисемитов мракобесами, от которых нужно защищать не только евреев, но и христиан, и, став в 1907 г. депутатом австрийского рейхсрата, обличал в нем в равной мере антисемитизм немецких шовинистов и старочехов (в частности, в связи с делом Бейлиса).

Борьба за равноправие евреев в Чехословакии

Масарик в Эрец-Исраэль

Масарик был первым главой государства, посетившим в период мандата Эрец-Исраэль, где он выразил сочувствие еврейскому поселенческому движению и проявил интерес к первым шагам Еврейского университета в Иерусалиме .

В 1930 г. в Изреельской долине близ кибуца Сарид был посажен лес имени Масарика, а в 1938 г. выходцами из