Упражнение на общение «Расскажи о…»
Э то упражнение на общение можно использовать как при знакомстве участников, так и для более глубокого развития участников, для тренировки навыков общения.
Цель: тренировка навыков общения.
Инструкция:
П редмет рассказывает о хозяинеКаждый из участников берёт в руки любой принадлежащий ему предмет и от лица этого предмета рассказывает о своём обладателе. Другие предметы (вернее их обладатели), могут задать ему любые вопросы о его хозяине.
2. Упражнение на общение «Восточный базар»
Цель: потренировать навыки делового общения, выявить и проанализировать различные стратегии достижения цели в деловом общении.
Инструкция:
К аждый участник получает 8 небольших листочков. На каждом из листочков разборчиво напишите своё имя и каждую записку сложите текстом внутрь несколько раз, чтобы не было видно вашего имени. Подготовленные записки участники складывают на стол(коробку). Перемешиваем горку записок. Теперь каждый по очереди подходит к горке и вытягивает 8 бумажек. В течении следующих 5 минут участникам придётся уговорами,спорами, обменом найти и вернуть себе все 8 листочков со своим именем. Первые 2 «покупателя»,которым удастся быстрее всех приобрести дорогой товар, будут считаться победителями.
3. Упражнение на общение «Другими словами»
Цель: тренировка речевой гибкости, умения подбирать синонимы, адекватно передавать одну и ту же мысль разными словами.
Инструкция: Участники объединяются в команды по 4 человека. Ведущий говорит первому участнику команды какую-либо несложную фразу из 5-6 слов. Тот должен передать её следующему участнику таким образом, чтобы сохранить смысл высказывания, но при этом не использовать ни одно из тех слов, которые были в оригинальной фразе(исключение частицы и предлоги). Следующий участник передает фразу дальше, опять же используя другие слова и т.д., пока фраза не будет произнесена в различных вариантах всеми 4-мя игроками. Ещё 2-3 добровольца будут следить, чтобы игроки не повторяли слова, а смысл высказывания передавался верно.(фразы всем даются разные, но сходные по сложности и количеству слов).
4. Упражнение на общение « Выслушай и повтори»
Цель: обучить участников приемам активного слушания.
Инструкция:
Упражнение проводится в малых группах-«тройках». Во время выполнения упражнения 2 человека беседуют, 3-ий выступает в роли «контролёра». Будут проведены 3 беседы: каждый побудет в роли собеседника и контролера. Один разговор рассчитан на 3-5 минут. Я буду следить за временем и скажу вам, когда надо поменяться ролями. Беседуя в паре, соблюдайте следующее правило: прежде чем высказать своё мнение по обсуждаемому вопросу, надо повторить то, что сказал собеседник. Повторение может начинаться словами: «Ты думаешь…», « Ты говоришь…». Контролер следит за соблюдение этого правила и имеет право вмешаться в разговор, когда беседующие забывают его выполнять.
5. Упражнение на общение « Как мы похожи!»
Цель : потренировать навыки общения, лучше узнать друг друга, обсудить вопросы, связанные с установлением контакта.
Материалы: бумага, карандаш, призы.
Инструкция:
Ведущий просит группу разделиться на пары и объясняет, как будет проходить упражнение. Каждая пара должна как можно быстрее найти и записать по 10 характеристик, верных для них обоих. Нельзя писать общечеловеческие сведения, такие как «у меня 2 ноги». Можно указать, например, год рождения, место учебы, хобби, семейное положение и т.д. После того как 10 характеристик записаны, каждый член группы выбирает другого партнера и повторяет то же самое с ним. Тот, кто быстрее всех найдет 10 качеств, объединяющих его с 5-ю другими участниками, получает приз.
6. Упражнение на общение « Разговор на чистоту»
Цель: Упражнение позволяет участникам объективно оценивать свои коммуникативные навыки, получить масштабную обратную связь от группы, лучше узнать друг друга.
Инструкция:
На листе формата А4 каждый пишет свои положительные и отрицательные качества, которые у него проявляются в общении(3 мин. на выполнение). Каждый, берёт по ещё одному чистому листу. Его с помощью булавки крепите на спину. Этот лист будут заполнять ваши товарищи. Теперь попросите товарищей закрепить на спине чистые листы, а на груди листы самооценки. Каждый, по очереди передвигается по аудитории, читают листы самооценки, пишут комментарии. Заканчивается упражнение тогда, когда вы видите, что большинство встреч уж произошло и упражнение теряет ритму.
7. Упражнение на общение « Испорченный телефон»
Цель: знакомство приемами общения , развитие базовых коммуникативных умений.
Инструкция:
Участники встают в цепочку, ведущий становится в конце цепочки. Хлопком по плечу он предлагает повернуться к нему лицом, стоящему впереди участнику. Затем он жестами показывает какой-либо предмет. 1-ый участник поворачивается ко 2-ому и также хлопком по плечу просит его повернуться и показывает предмет, и так до последнего участника. Последний участник показывает предмет.
Все делается молча, используются только жесты, можно лишь попросить повторить, участники не должны поворачиваться до тех пор, пока предыдущий участник не хлопнет по плечу.
8. Упражнение на общение « Завершение предложения»
Цель: развитие коммуникативных навыков группы.
Инструкция:
Вызываются 4 добровольца и отсаживаются от основной группы. Одному из добровольцев ведущий предлагает сделать рассказ о чем-то, что произошло как-то с ним в реальной жизни. При этом существует одно условие: каждое свое предложение рассказчик не заканчивает. Вместо него это делают 3-е других участников (по очереди). В конце рассказа рассказчик выбирает из 3 того, кто, на его взгляд, был ближе всего к тому, что хотел сказать он сам.
9. Упражнение на общение «Да, и ещё…»
Цель: тренировка умения одобрять партнера, демонстрировать ему своё уважение и готовность к сотрудничеству.
Инструкция:
Эффективно работающие команды отличаются тем, что обращают внимание на идеи и предложения, высказываемые различными членами группы. Это внимание означает, что команда признает ценность любой идеи и любого человека. В командах, в которых слишком быстро, даже не выслушав, реагируют отказом на высказываемые участниками предложения, парализуется творческая энергия, и процветают соперничество и конфликты.
10. Упражнения на общение « Уникальные слова»
Цель : развитие навыков коммуникации, обогащение словарного запаса и внимания при беседе.
Инструкция:
Участники рассаживаются в круг. Выбирается какое-то художественное произведение, которое все участники знают. Перед участниками ставится задача: рассказать содержание этого произведения, но рассказать в определённом порядке. По очереди каждый участник вносит свой вклад: говорит 1 фразу, раскрывающую содержание произведения. Эта фраза не должна быть короче трех слов, и все слова в этой фразе должны быть уникальным, то есть не повторяться на протяжении всего упражнения. Это условие касается всех слов, в том числе местоимений, предлогов и имен собственных. Если кто-то нарушил правила или просто сдается, то он выбывает из игры. Последний, оставшийся объявляется победителем.
Картотека по педагогике
«Упражнения по развитию приемов общения»
Студентки I курса
Отделения ШО и ПИ Ш-11 группы
Самойленко Светланы
Преподаватель: Великановская Л.А
Краткосрочный план урока по физической культуре №Раздел долгосрочного плана: «Развитие взаимоотношения и навыков общения через игры» Школа:
Дата: ФИО учителя:
Класс: Количество присутствующих: отсутствующих:
Тема урока: Навыки общения в небольших группах и парах.
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке 1.2.1.1. Знать и понимать двигательные идеи, стратегии и планы во время участия в физической деятельности.
Цели урока Все учащиеся будут уметь:
Быстро вставать из положения «стойка на коленях», «сед на пятки» без помо¬щи рук, соблюдать достаточный интервал для принятия исходных положе¬ний.
Перестраиваться в шеренгу, шеренгу по четыре.
Бегать с ускорением.
Большинство учащихся будут уметь:
Выполнять движения шеренгой.
Выполнять ходьбу с мячом, зажатым между ступнями. Выполнять заданные движения шеренгой.
Бегать с мячом в руках.
Некоторые учащиеся будут уметь:
Демонстрировать контроль пространства, тела и объекта при перемещении всей шеренгой.
Ловить мяч при бросании его партнером из-за спины из разных стартовых позиций.
Языковые цели
Учащиеся могут демонстрировать навыки работы шеренгой; тактику разде¬ления пространства при передвижении шеренгой; совершенствовать при¬способление к меняющейся деятельности.
Предметная лексика и терминология:
Взаимодействие, шеренга, координация, мяч набивной, пространство, пере¬мещение, колени, стопы, исходное положение, стартовая позиция.
Полезные фразы для диалога/письма:
Вопросы для обсуждения:
Как вы приспосабливались к изменениям стартовых позиций? Какие навыки необходимы для взаимодействия в группе?
Какое задание было трудным для всей группы, почему?
Можете ли вы сказать, почему…?
Можете ли вы сказать, как связаны между собой способ передвижения и скорость передвижения?
Можете ли вы сказать, как согласовать шаг с шагом других учащихся? Почему важно подталкивать мяч энергичными движениями пальцев?
План
Запланированные этапы урока, время Запланированная деятельность
Ресурсы
Начало урока
0-3 минуты
4-6
«Слушай счет»
Шагают на счет 1-2-3.
На счет «4-прыжок», произнесенное ведущим, прыгают,
1-2-3 «4-стойка на коленях» - принимают исход¬ное положение,
1-2-3 «4-сед на пятки».
Указание - быстро вставать из положения «стойка на коленях», «сед на пятки» без помощи рук, соблю¬дать достаточный интервал для принятия исходных положений.
Общеразвивающие упражнения Просторное свободное пространство
Середина урока
7-15
25-30 Перестроение в две шеренги (расстояние 3 м). Упражнения с мячом в шеренге.
Обговаривает с учащимися последовательность и ди-намику выполнения каждого задания.
Сначала первая шеренга двигается ко второй и после выполнения становится на свое место ходьбой спиной вперед, руки на поясе, осанка прямая. Затем движение выполняет вторая шеренга.
1. Бег с мячом в руках на расстояние 3 м.
Ходьба с мячом, зажатым между ступнями.
3. Ползание с мячом между колен с опорой на ладо¬ни и ступни.
4. Прокатывание мяча одной и двумя руками.
5. Бросание мяча за спину из исходного положения «Сед на пятки», вторая шеренга ловит.
Меняет исходные положения, чтобы совершенство¬вать приспособление учащихся к меняющейся дея¬тельности.
(К) Игра «Лиса и куры». По середине зала ставятся четыре гимнастические скамейки в виде квадрата рейками вверх, это - «насест». Выбира¬ются один водящий - «лис» и один - «охотник». Все остальные играющие - «куры». В одном углу зала очерчивается «нора», в ко-торой помещается «лис». В другом углу встает «охотник». «Куры» располагаются вокруг «насеста».
По первому сигналу "куры" начинают то взлетать на "насест", то слетать с него, то просто ходить около "курятника". По второму условленному сигналу "лис", подобравшись к "курятнику", ловит любую "курицу", касающуюся пола хотя бы одной ногой. "Лис" берёт осаленного за руку и ведёт в свою "нору". Если по пути ему встречается "охотник", "лис" выпускает пойманного, а сам убегает в "нору". Пойманная "курица" возвращается в "курятник", после чего все "куры" слетают с насеста. Если "охотник" поймает "лису", выбирается новый "лис". Играют 4-6 раз. Выигрывают игроки, не пойманные ни разу.
(К) Третий лишний. Два круга из людей (внешний и внутренний) стоят по парам, водящий и тот, кого будут догонять. Водящий и убегающий в любое время могут встать в любую пару, тогда третий - лишний человек из внутреннего круга этой пары становится соответственно водящим/догоняющим.
Большое свободное пространство.
Свисток для учителя, мел.
Конец урока
31-35 Тренинг «Послушаем себя».
Предлагает ученикам принять удобную позу, закрыть глаза, послушать, что происходит внутри.
- Что вы чувствуете?
- Что каждый из вас хочет?
Что услышали?
Дифференциация – какие ваши планы по предоставлению большей поддержке? Как вы планируете критически оценивать более способных учащихся? Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? Межпредметные связи
Проверка по здоровью и безопасности
Связь ИКТ
Взаимосвязь ценностей
Согласовывать шаг с шагом и ритмом других учащихся.
Демонстрировать контроль пространства и тела и объекта при перемещении всей шерен¬гой.
Быстро приспосабливаться к меняющейся деятельности. Быстро встанут из положения «стойка на коленях», «сед на пятки» без помощи рук, будут соблюдать достаточный интер¬вал для принятия исходных положений.
Выполнят прокатывание мяча одной и двумя руками.
Выполнят перемещение шеренгой с мячом из разных стартовых позиций (мяч между стоп, между колен). Связь с предметом «Познание».
Оксана Пономарёва
Сборник игр, направленных на формирование навыков общения со сверстниками и взрослыми, у детей дошкольного возраста
Сборник игр , направленных на формирование у детей дошкольного возраста навыков общения со сверстниками и взрослыми .
Составитель : Пономарёва О. В.
Пояснительная записка…. 4
1 блок Игры,
обмена информацией… . 7
2 блок Игры направленные на восприятие детей
друг друга. ….14
3 блок Игры, направленные на взаимодействия детей… . 19
5. Список литературы…. 26
Пояснительная записка
Дошкольники постоянно находятся в общении друг с другом и со взрослыми , оказываются включены в систему межличностных отношений, повседневного взаимодействия, опосредованного их совместной деятельностью. В старшем дошкольном возрасте , общение со сверстниками становиться ведущей потребностью.
ФГОС ДО определяет в качестве приоритетной задачи создание условий для полноценного развития воспитанников во всех образовательных областях, в том числе и в сфере социально-коммуникативного развития. К целевым ориентирам дошкольного образования относятся социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования : ребенок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относиться к себе и другим, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми , участвует в совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты. Следовательно, решению задач формирования у детей дошкольного возраста навыков общения следует уделять особое внимание.
Вся жизнь дошкольника связана с игрой . В процессе игры, через общение и взаимодействие со сверстниками и взрослыми , происходит усвоение ребенком социального опыта, системы социальных связей и отношений.
Игра является для детей средством коммуникации, прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом . Игра – главная сфера общения детей : в ней решаются проблемы межличностных отношений, совместимости, партнерства, дружбы. В игре познается и приобретается социальный опыт взаимоотношений людей.
В данном сборнике представлены игры , общей целью которых является формирование и развитие навыков общения детей дошкольного возраста со сверстниками и взрослыми .
Все игры сборника классифицированы на три блока :
1 блок - Игры,
2 блок - Игры направленные на формирование навыков восприятия детьми друг друга
3 блок - Игры, направленные на формирование навыков взаимодействия д .
Задачи, решение которых возможно посредством применения игр сборника :
Развивать навыки необходимые ребенку для осуществления обмена информацией ;
- формировать доброжелательные отношения между сверстниками .
Развивать у детей навыки восприятия партнера по общению , понимания его внутреннего состояния; взаимопонимания;
- формировать умение выражать и проявлять свои эмоции при помощи вербальных и невербальных средств.
Развивать у детей умение взаимодействовать друг с другом, распределять обязанности и ответственно относиться к выполнению поручения.
Игры, представленные в сборнике , можно применять в процессе организации нерегламентированной деятельности, на прогулке, так и в свободной деятельности детей . Формы организации игровой деятельности могут быть разнообразными : фронтальная, в подгруппах, в парах (в зависимости от целевого назначения, особенностей содержания игры) .
Сборник может быть интересен педагогам ДО, студентам, родителям детей дошкольного возраста .
Блок 1. Игры, направленные на формирование навыков обмена информацией
Игра «Секрет»
Цель : умение находить общий язык со сверстниками , развивать добрые, тёплые отношения между детьми.
В ходе игры ведущий всем участникам раздаёт «по секрету» из красивого сундучка «пуговицу, брошку, бусинку и т. п.» кладёт в ладошку и зажимает кулачок . Дети ходят по группе, ищут способы, уговорить каждого, показать свой секрет.
Живая картина
Цель : развитие выразительности движений, произвольности, коммуникативных навыков .
Возраст : 5-6 лет.
Количество играющих : любое.
Описание игры : дети создают сюжетную сценку и замирают. Изменить позу они могут лишь после того, как водящий угадает название «картины» .
Комментарий : несмотря на то, что основная цель игры - создание «живой картины» , акцент в ней делается на развитие умения договариваться, находить общий язык. Эта игра будет особенно полезна детям, испытывающим трудности в общении (конфликтным, агрессивным, застенчивым, замкнутым) . Взрослому лучше занимать позицию наблюдателя. Его вмешательство требуется только в случае ссоры детей .
Тропинка
Цель : развитие умения действовать сообща, в команде.
Возраст : 6-7 лет.
Количество играющих : четное.
Необходимые приспособления : аудиозапись с русской народной песней «Кума» .
Описание игры : дети делятся на две команды, число игроков в которых равно. Дети каждой команды берутся за руки, образуя круги, и под музыку идут вправо. Как только музыка смолкает, они останавливаются и выполняют задания, которые дает ведущий :
«Тропинка!» - дети кладут руки на плечи впереди стоящему, приседают и наклоняют головы вниз;
«Копна!» - дети соединяют руки в центре своего круга;
«Кочки!» - все приседают, обхватив руками голову.
Ведущий дает команды в любом порядке, как ему захочется. Команда, все игроки которой первыми справились с заданием, получает очко. Выигрывает команда, у которой наберется наибольшее количество очков.
Комментарий : игра направлена на развитие у детей способности действовать совместно друг с другом, умения добиваться результата, согласовывая свои действия в соответствии с правилами. Она будет полезна как конфликтным детям, так и замкнутым.
Небоскреб
Цель : развитие умения договариваться, работать в команде.
Возраст : 6-7 лет.
Количество играющих : 5-6 человек.
Необходимые приспособления : складной метр; 2-3 деревянных кубика (можно разного размера) на каждого ребенка.
Описание игры : дети садятся в круг, а в центре круга им необходимо построить небоскреб. Дети по очереди кладут свои кубики (по одному за ход) . При этом они могут обсуждать, куда лучше положить кубик, чтобы небоскреб не упал. Если упадет хоть один кубик, строительство начинается сначала. Взрослый , наблюдающий за ходом строительства, периодически измеряет высоту постройки.
Комментарий : взрослый в данной игре занимает место стороннего наблюдателя. Он может вмешаться в ход игры только в случае возникновения неконструктивного конфликта. Дети должны самостоятельно попытаться найти общий язык, преследуя игровую цель : построить как можно более высокую башню, более или менее устойчивую.
В конце игры взрослый может провести аналогию между башней и командной работой, поясняя детям, что дружба и умение приходить к единому решению - это та основа, которая может удерживать башню от падения, а группу - от развала.
Я хороший
Цель : развивать у детей чувство собственного достоинства, научить видеть в себе положительные стороны.
Ход игры : игра проводится в небольшой группе детей , примерно 6–8 человек. Игра заключается в том, что каждый ребенок должен определить одно из своих положительных качеств, а другие дети – догадаться, о каком именно качестве идет речь. Ребенок подходит к педагогу и называет ему одно из своих достоинств. Затем, обращаясь к остальным детям, сообщает : «Я хороший, потому что.» Остальные дети по очереди называют положительные качества этого ребенка до тех пор, пока кто-нибудь из детей не угадает , что именно было загадано. Затем игра продолжается с ребенком, который правильно назвал загаданное качество. В игре должны принять участие все присутствующие дети.
Игра поможет детям увидеть реальную картину отношения к себе, сравнить самооценку ребенка с оценкой его окружающими. Возможно, он узнает много нового о себе и увидит, что некоторые черты характера, которые он не считал достоинствами, выглядят таковыми в глазах других людей.
Цель : Развивать умение излагать свои мысли точно и лаконично.
Один ребёнок – «продавец» , остальные дети – «покупатели» . На прилавке «магазина» разложены различные предметы. Покупатель не показывает предмет, который хочет купить, а описывает его или рассказывает, для чего он может пригодиться, что из него можно сделать.
Продавец должен понять, какой именно товар нужен покупателю.
Блок 2. Игры, направленные на формирование навыков восприятие собеседника, взаимопонимания
«Зеркало»
Цели : развивать восприятие и познание партнёра.
Играть в эту игру лучше в паре. Игроки садятся или встают друг напротив друга . Один из них совершает разные движения : поднимает руки, двигает ими в разные стороны, чешет нос. Другой - "зеркало" первого. Для начала можно ограничиться движениями рук, но постепенно усложнить игру : строить рожицы, поворачиваться и т. д. Время игры ограничивается 1-2 минутами. Если "зеркало" сумело продержаться нужное время, оно получает один балл, а игроки меняются ролями.
Игра «Земля, вода, воздух, ветер»
Цель : развивать внимание, актуализировать память. Учить детей слушать друг друга и ведущего, быстро реагировать.
Размещение лучше всего организовать в форме круга . В игре можно использовать дополнительно : - игрушку, какой-то предмет, который будет передаваться.
Игра имеет две интерпритации :
1. Детям объясняется смысл стихий. Если ведущий говорит «земля» , то ребята должны быстро назвать животных или растения, которые живут на земле. Если называется «вода» , то ребята называют представителей растительного мира, если «ветер» , то кружатся, если «воздух» - то те живые существа, которые могут обитать в воздухе.
На кого укажет ведущий, или перейдет символ передачи, должен ответить.
В течение 5 секунд нужно ответить. Ответы не должны повторяться. За неправильный ответ участники не выходят из игры, а получают штрафные жетоны. Использование жетонов позволяет детям не расстраиваться, быть более увереннее, оставаться на одном уровне с участниками игры.
2. Во втором варианте дети проявляют в большей мере свое умение работать в группе, умение слушать ведущего. На каждую стихию дается установка - выполнить то, или иное задание. Например , если называется «воздух» - дети должны делать взмахи руками, если – «земля» , то прыгать как лягушка (как зайчик, изобразить слона, медведя, цветок и т. д., если – «вода» - изобразить различные движения пловца, если “ветер” - подуть, покружиться, закачаться, как деревья.
Движения могут усложняться, ведущий может меняться. В конце игры может быть подведен итог, на котором ребятам предлагается попробовать вспомнить, какие животные и растения были названы и подытожить богатство и разнообразие природного мира.
Цель : развивать умение понимать друг друга, излагать свои мысли лаконично.
Дети садятся в круг, получают по картинке, не показывают их друг другу. Каждый должен описать своё животное, не называя его, по такому плану :
1. Внешний вид животного.
2. Чем питается.
Для игры используют «игровые» часы. Вначале крутят стрелку, на кого она покажет, тот начинает рассказ. Затем вращением стрелки определяют, кто должен отгадывать, описываемое животное.
Игра «Королевство»
Цель : развивать взаимопонимание, учить понимать и обсуждать закономерности возникновения взаимопонимания; выбирать роли и функции, которые они хотели бы выполнять.
1. Группа делится на подгруппы. Желательно, чтобы у ведущего в этой игре были помощники. Детям, ведущий объясняет, что в игре участвует вся группа. Каждый участник может побывать в роли Короля и распределить роли сам, попробовать сделать так, что все будет зависеть только от него.
2. Один из добровольцев становится «Королем» . Он может набрать себе всех подданных - Королеву, Принца, Принцессу, Слугу, Повара, Палача и так далее. Каждому, кроме ролей, Король раздает поручение.
3. Следующим этапом является проигрывание ролей.
4. Затем роли обсуждаются. Каждый имеет право объяснить, чем его роль привлекательна для него. Или, почему, он не согласен с Королем, почему его роль, ему не нравится.
5. Каждому участнику игры дается возможность внести свои коррективы в «Королевство» , что-то изменить, повысить или понизить кого-то в должности, или, вообще ввести новую должность. Очень важно после каждого шага пояснять перестановки.
6. Когда «Королевство» создано, с ребятами проводится обсуждение и соотнесение полученного опыта с ситуациями в семье, в реальной жизни.
Эта игра учит детей не просто уважать мнение другого человека, но и обосновывать свои выборы, кроме того, каждый в этой игре может побыть в роли лидера. Также каждый может испытать на себе давление и понять его отрицательный и положительный эффект.
Через стекло
Цель : Развивать умение понимать друг друга, вникать в суть получаемой информации .
Двум детям предлагают передать друг другу какую-либо информацию жестами , представив, что один из них находится в поезде, а другой – на перроне, т. е. они отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. Возможные темы сообщений для передачи : «Я тебе позвоню, когда приеду» , «Напиши мне письмо» и др. После игры желательно обсудить, насколько правильно дети поняли друг друга, легко ли им было это сделать.
Снежная королева
Цель : развивать умение видеть хорошее в друг друге.
Воспитатель предлагает вспомнить сказку «Снежная королева» и говорит, что у неё есть предложение : Кай и Герда выросли и сделали волшебные очки, через которые можно разглядеть всё то хорошее, что есть в каждом человеке. Воспитатель предлагает «примерить эти очки» и посмотреть внимательно друг на друга, стараясь в каждом увидеть как можно больше хорошего и рассказать об этом. Взрослый первый надевает «очки» и даёт описание двух – трёх детей . После игры дети говорят, какие трудности они испытали в роли рассматривающих, что чувствовали. Игру можно проводить несколько раз, отмечая, что с каждым разом детям удавалось увидеть больше хорошего.
Вариант. Можно предложить всей группе «надеть очки» и поочерёдно разглядывать каждого участника игры.
Ситуация игрового взаимодействия «Цирк»
Цель : развивать у детей умение взаимодействовать, договариваться друг с другом, строить длительные доброжелательные взаимоотношения.
Воспитатель :
Ребята, вы были в цирке?
Вам там понравилось?
Что большего всего понравилось?
А давайте устроим свой цирк, в котором будут выступать животные!
Но животные у нас будут волшебными. Как вы представляете себе волшебных животных?
Волшебное животное - это животное, которое может быть, например , кошкой, но хрюкать как свинья. Или животное, которое может быть, например , тигром, но лаять как собака. То есть волшебное животное может быть одновременно двумя животными. Интересно?
Тогда давайте строить арену цирка для волшебных животных. Что нам для этого понадобится (Дощечки, конструктор, кубики, стулья, столы, спортивный инвентарь, тряпочки, коробки.)
Волшебных животных будет много, значит, арену надо делать большой.
Воспитатель с детьми строят арену цирка.
Ну вот, арена цирка готова! Какие у нас будут роли? Как вы думаете?
Кроме волшебных животных у нас могут быть дрессировщики этих животных. Дрессировщик будет придумывать свое выступление с волшебным животным. Например , дрессировщик будет придумывать команды, которые будет исполнять его животное; совместный танец; совместную игру; песню : волшебное животное будет петь голосами двух животных, а дрессировщик своим голосом. Вы можете брать разные истории из своих любимых мультфильмов, сказок, кино, передач и изображать их.
Теперь нам надо определить, кто будет волшебными животными, а кто дрессировщиками этих животных. Давайте сначала девочки будут волшебными животными, а мальчики - их дрессировщиками. А потом поменяемся : мальчики будут волшебными животными, а девочки - их дрессировщицами. Воспитатель выступает в роли организатора выступлений.
Итак, мы определили, кто будет волшебными животными, а кто дрессировщиками. Теперь надо разбиться на пары «мальчик - девочка» . Каждая пара должна придумать себе название. А затем девочки придумают то волшебное животное, которым они будут. Мальчики, как дрессировщики, придумают выступление с этим волшебным животным.
Воспитатель помогает каждой паре.
Теперь нам надо определить, кто за кем будет выступать. Давайте с помощью считалочки это и сделаем.
Ребята, мы же совсем забыли о зрителях. Кто будет смотреть выступления? Давайте все сядем на зрительские места и превратимся в зрителей. А когда очередь дойдет до пары, которой надо выступать, они превратятся в волшебное животное и дрессировщика. А я как организатор выступлений буду объявлять каждую пару в микрофон.
Ребята, вы все так здорово выступили! Мне очень понравилось. Вы все такие талантливые!
Цель : помочь детям, испытывающим затруднения в общении , обрести уверенность и почувствовать себя частью коллектива.
Играющие, становятся в линию, держась за плечи друг друга. Первый участник - «голова» , последний - «хвост» . «Голова» должна дотянуться до «хвоста» и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост» , она становится «хвостом» . Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.
Интервью
Цель : развитие коммуникативных навыков , активного словаря, умения вступать в диалог.
Количество играющих : 3 и более человек.
Необходимые приспособления : стул.
Описание игры : дети выбирают ведущего, а затем, представляя, что они - взрослые люди , по очереди становятся на стульчик и отвечают на вопросы, которые им будет задавать ведущий. Ведущий просит ребенка представиться по имени-отчеству, рассказать о том, где и кем он работает, есть ли у него дети, какие имеет увлечения и т. д.
психологические упражнения для тренингов
Тренинг развития общения и коммуникативных навыков в группе
Вступительная часть:
Общение пронизывает всю нашу жизнь, это такая же человеческая потребность.Оно всегда было значимым в жизни человека и в его личностном развитии.
Общение – это обмен сведениями с помощью языка или жестов. В процессе общения между участниками коммуникации происходит обмен разного рода информацией.
Общая цель : развить коммуникативные навыки в группе.
Этапы работы:
I. Разогрев
Цель : снятие эмоционального напряжения между участниками.
Материалы : карточки с названиями различных эмоций, ручки, бумага.
Упражнение «Передать одним словом» (15 мин.)
Цель : подчеркнуть важность интонаций в процессе общения.
Материалы : карточки с названиями эмоций.
Ход упражнения.
Участникам раздаются карточки, на которых написаны названия эмоций, и они, не показывая их другим участникам, должны сказать слово «Здравствуйте» с интонацией, соответствующей эмоции, написанной на карточке. Остальные отгадывают, какую эмоцию пытался изобразить участник.
Список эмоций : Радость, удивление, сожаление, разочарование, подозрительность, грусть, веселье, равнодушие, спокойствие, заинтересованность, уверенность, желание помочь, усталость, волнение, энтузиазм.
Вопросы для обсуждения:
- Легко ли вам было выполнять данное упражнение?
- Насколько легко удавалось угадать эмоцию по интонациям?
- В реальной жизни, насколько часто в телефонном разговоре вы по интонации с первых слов понимаете, в каком настроении находится ваш собеседник?
- Какие эмоции вы испытываете в жизни чаще?
Упражнение «Завтрак с героем» (30 мин.)
Цель : отработать навыки убеждения и умение найти аргументы в пользу своей позиции.
Материалы : ручки, листы бумаги.
Ход упражнения.
Вопросы для обсуждения:
- Почему остался именно этот герой?
- Легко было уступать и почему вы уступали?
- Какие чувства вы испытывали, когда с вами не соглашались?
- Что вы испытывали, когда с вами соглашались?
- Часто ли вы в жизни сталкиваетесь с ситуацией выбора?
II. Основная деятельность
Цель : развить навыки общения.
Материалы
Игра «Мафия» (50-60 мин.)
Цель : развить навыки убеждения, защиты своей позиции.
Материалы : карточки с надписями CITIZEN, DOCTOR, MAFIA, MANIAC.
Суть игры.
Игра «Мафия» основывается на общении постоянном общении и на обсуждениях между участниками. В игре есть место обману и коварству, заключению и подлому нарушению договоров и альянсов.
Обсуждение игрового положения проходит путём столкновения мнений в беспрестанных спорах, при этом одни игроки предпочитают отмалчиваться, другие – наоборот, чересчур активно и шумно участвуют в обсуждении. Таким образом, игра максимально приближена к реальной жизни.
Задача мирных жителей понять, кто мафия, задача мафии играть так, чтобы никто из мирных жителей не догадался, что они мафия.
Главные правила игры в мафию.
- Ведущий раздает участникам игры карты рубашкой вверх;
- Участники, которым достались карты с надписью CITIZEN, входят в состав команды «мирных жителей»;
- Участник, получивший карту с надписью DOCTOR, является «доктором» и входит в команду «мирных жителей»;
- Участникам, которым достались карты с надписью MAFIA, входят в состав команды «мафии»;
- Участник, получивший карту с надписью MANIAC, является «маньяком» и входит в команду «мирных жителей».
Игровой процесс делится на «день» и «ночь»:
- Первый кон начинается с наступления ночи, во время которой все игроки засыпают, то есть закрывают глаза и одевают маски.
- Ночью ведущий позволяет игрокам-мафиози открыть глаза и познакомиться с соратниками. После знакомства игроки команды мафии засыпают.
- Далее ведущий просит проснуться доктора. Доктор просыпается и засыпает, после чего ведущий будит маньяка. В результате этого ведущий понимает, кто есть кто.
- На следующем этапе наступает день, все игроки просыпаются, и начинается обсуждение вопроса о том, кто из них может быть нечестен, то есть причастен к мафии.
- По окончании обсуждения ведущим объявляется открытое голосование за посадку в тюрьму. Игрок, набравший наибольшее количество голосов, должен отправиться за решётку, то есть выйти из игры, предварительно открыв свою карту и показав её всем участникам
- Затем снова наступает ночь, и просыпается мафия. Команда мафии мимикой и жестами совещается и выбирает следующую жертву, о чем сообщает ведущему. Мафия засыпает.
- Далее, согласно правилам игры Мафия, просыпается доктор и указывает на одного из жителей, которого желает вылечить, то есть спасти от убийства. Доктор засыпает. (Доктор не может лечить одного и того же игрока две ночи подряд, в том числе и себя).
- Просыпается маньяк и указывает на одного из жителей, которого желает «подвергнуть изнасилованию», после чего он также засыпает.
- Наступает новый день. Если мафия и доктор ночью указали на одного и того же человека, то жертва выживает. Ведущий объявляет, что ночью было совершено покушение на одного из мирных жителей, но мафия промахнулась, и весь город просыпается. Имя выжившего игрока не раскрывается.
- Если доктор не смог «вылечить» жертву. Ведущий объявляет, что просыпаются все, кроме убитого мафией ночью жителя. Этот участник выходит из игры, а его карта демонстрируется всем жителям.
- Также ведущий объявляет игрока, который ночью был «изнасилован» маньяком, весь последующий «день», этот игрок не может говорить.
- Информация обо всех произошедших «ночью» событиях, а также о голосовании предыдущего «дня» используется оставшимися в живых игроками для обсуждения и очередного выбора на осуждение.
- Далее все повторяется согласно правилам выше: обсуждение, голосование и т.д.
Игра продолжается до полной победы одной из команд, а именно, ареста всех участников мафии, либо убийства всех мирных жителей.
Вопросы для обсуждения:
- Удобно ли вам было находиться в той или иной роли?
- Какие чувства вы испытывали, когда приходилось обманывать других участников?
- Часто ли вам в жизни приходиться «играть»?
- Легко ли вам было принимать решения в пользу других участников?
- Какие чувства вы испытывали, когда не убедительно сыграли свою роль?
III. Завершение
Цель : получение обратной связи, создание благоприятного эмоционального климата в группе.
Материалы : карточки с названиями героев.
Упражнение «Леопольд» (25 мин.)
Цель : развить умение находить подход к людям.
Материалы : карточки с кличками котов.
Ход упражнения
Из группы выбирается одна «мышь», все остальные становятся «котами».Каждый «кот» получает бумажку со своим именем, одного из них зовут Леопольдом, а всех остальных – прочими кошачьими именами, например, Василием, Муркой и т.д. При этом Леопольдом может стать участник любого пола, и тренер подчеркивает это группе. Тренер напоминает группе сюжет мультфильма про Леопольда. В этом мультфильме дружелюбный и безобидный кот Леопольд пытается подружиться с мышами, которые постоянно устраивают ему постоянные пакости. В данном упражнении котам тоже нужно будет убедить мышь, что они безобидны и с ними можно иметь дело. Фокус состоит в том, что из всех котов только одного зовут Леопольд и именно он хочет подружиться с мышей. Все остальные коты – опасные хищники, которые только притворяются дружелюбными. Задача каждого кота – убедить мышь, что именно он – безобидный Леопольд. Задача мыши – определить настоящего Леопольда. Котам дается 5 минут на подготовку, после чего они выступают, объясняя «мыши», почему они безобидны. «Мышь» оценивает выступления и говорит, кому из котов она поверил.
Вопросы для обсуждения:
- Почему мы доверяем одному человеку, но не доверяем другому?
- Легко ли вам было находится в роли кота или мыши?
- Доверяете ли вы людям в жизни?
- Доверяют ли вам люди?
- Считаете ли вы, что общение играет важную роль во взаимоотношениях между людьми?
Составители: Аверина И., Грибанова М., Суворова М.
07.02.2012
Дарина
Проводили ли вы данный тренинг со студентами? Поделитесь впечатлениями.08.03.2012
Татьяна
Огромное спасибо за отличный!!! тренинг.17.02.2013
удачи!!
мы проводили подобный тренинг со студентами!но у нас были еще дополнительно упражнения!!все прошло хорошо!!отдельные упражнения включала в лекцию, так же со студентами))очень нравится!!
25.02.2015
Анна
Мы проводили со студентами часть под названием "Леопольд" - студентам очень понравилось. это было не скучно и поучительно. Только в качестве выводов мы еще разбирали невербальные коммуникации как фактор влияния.18.03.2015 хороший тренинг. попробую провести в военном коллективе)))
27.02.2019 Интересные задания. Благодарю! Попробую провести.