Что необходимо для мусульманских похорон. Зодиак центр ритуальных услуг в салавате

мусульманина строго регулируются религией, а похоронный обряд - один из ключевых моментов, от которого зависит дальнейший путь мусульманина: жизнь есть и после смерти и какой она будет, зависит от похорон. Но в мире живет больше полутора миллиардов последователей ислама и живут они в разных уголках мира, поэтому традиции татарских похорон будут немного отличаться от похоронных традиций дагестанцев или пакистанцев - культура страны все равно накладывает отпечаток.

Если мусульманин при смерти

У всех, кто исповедует ислам, подготовка к загробной жизни начинается еще в этом мире. Так, по татарским традициям, пожилые люди заранее готовятся к этому моменту: приобретают саван, полотенца и множество вещей на садака - раздачу на похоронах: это могут быть рубашки, платки, полотенца и проч.

Когда человек находится при смерти, нужно положить его лицом в сторону киблы, то есть по направлению к Каабе, и на правый бок. При этом важно, чтобы последними словами человека были слова молитвы «Калимат-шахдаат». Если умирающий не в силах говорить, нужно прочесть калимат и молчать: главное, чтобы это были последние услышанные слова. Облегчить муки смерти можно при помощи суры Гром (или Йа Син). Не стоит подводить к человеку членов его семьи.

После того, как мусульманин ушел, распрямляют его конечности и подвязывают челюсть. На живот помещают что-то тяжелое. Согласно традиции татарских похорон, голову часто покрывают старым полотенцем. Покойника поворачивают в сторону киблы, снимают всю одежду, читают молитву (дуа), кладут на кровать или любое возвышение и накрывают легким покрывалом. Правила похорон у мусульман предполагают, что в последний путь покойного проведут в самый день смерти. Если уход произошел ночью, похоронить нужно сразу на следующий день.

Неверного нельзя хоронить на мусульманском кладбище даже если все его родственники - приверженцы ислама.

Обязанности мусульман перед покойным

Все, что нужно сделать для покойного, это омыть его, одеть, прочитать заупокойную молитву и похоронить. Все это нужно совершать быстро. Все это является коллективной обязанностью всех, кто исповедует ислам в этом населенном пункте. Весь этот обряд называется джаназой.

Обмывание тела умершего мусульманина называется гусль. Относительно этого обряда правила мусульманских похорон строгие: мужчины не могут проводить гусль над женщиной, а женщины не должны мыть мужчину. Часто для купания приглашают человека со стороны - не друга и не родственника, муж может совершить гусль над женой и наоборот. Не купают шахидов или если не нашлось ни одного человека, имеющего один пол с покойным. Все этапы купания сопровождаются молитвой. В этом случае можно совершить таяммум: омовение пылью, песком или землей.

Также важной обязанностью мусульман перед покойным является выбор памятника и оградки , подробнее про облагораживание могил читайте .

Такфин - это оборачивание умершего мусульманина в саван или кафан. Женщину заворачивают в пять белых покрывал, мужчину - в три, маленького ребенка - в одно. Голову оставляют открытой.

Еще один важный момент, без которого проводы мусульманина в последний путь невозможны, это джаназа-намаз.

Заупокойная молитва - коллективная молитва и те, кто её произносят, должны иметь одну веру, их мольба должна быть искренней. Если джаназа-намаз читают много людей, лучше, если они выстроятся в три ряда. Над мужчиной проводят эту молитву напротив его головы, тогда как над женщинами - напротив туловища. Женщинам позволяется совершать джаназа-намаз. Если друг или родственник не смог прочесть заупокойную молитву над умершим родственником во время самой джаназы, сделать это можно и на могиле, только в течении месяца (не позже). Лучше всего читать её на кладбище, а главным должен быть имам или же амир. Также подходит наиб или самый образованный мусульманин в этом населенном пункте. Джаназа читается над всеми умершими, которые исповедовали ислам, даже над маленькими детьми, а исключение составляют только шахиды.

Похороны

Само захоронение называется дафн. Могила роется такой глубины, чтобы животные не могли её раскопать, шириной в 70-80 см. и длиной в рост умершего с поднятой рукой. Носилки с покойным сопровождаются мужчинами. Хоронят всегда без гроба, повернув покойника в сторону киблы, а после желательно прочесть молитвы, например тасбит или таскин.

Похороны по мусульманским традициям не должны сопровождаться громкими причитаниями и громким плачем, кроме того, нельзя плакать по покойному уже на четвертые сутки после его смерти.

Что же касается соболезнований, то бытует мнение, что нельзя их выражать, если после смерти прошло больше половины недели. Это не совсем так, выразить их родне мусульманина можно тогда, когда это уместно.

Поминки организуются через три дня, неделю, сорок дней и год после смерти. Памятник мусульманину не должен быть слишком большим или дорогим, а согласно традиции похорон у татар, на могилах растет одно или два дерева.

Ислам – самая молодая религия мира, возникшая в VII веке н.э., однако её успехи не могут не впечатлять. Из 7,3 млрд. человек, населяющих планету Земля (данные ООН по состоянию на июль 2016 года), более 1,5 млрд. официально признают себя его приверженцами – мусульманами. Простой приблизительный подсчёт показывает, что мусульманином является каждый седьмой житель планеты, что выводит ислам на второе место в мире по численности верующих после христианства. Если же учесть, что от 14 до 17% населения Земли признают себя неверующими или атеистами, то этот показатель становится ещё более впечатляющим. В 28 странах ислам является государственной или официальной религией, во многих других странах (более 100 из официально признанных 252) существуют значительные мусульманские диаспоры. Всё это способствует значительному упрочнению влияния ислама в современном мире и его активизации. Некоторые исследователи считают его не просто религией, но и настоящим образом жизни, который полностью выражает себя в личности истинного (правоверного) мусульманина и определяет мировоззрение и поведение своих адептов во всех жизненных ситуациях. Одной из важнейших среди них является обряд похорон и поминок.

Поведение мусульманина при жизни и перед смертью

Как и прочие религии мира, ислам проповедует веру в вечную жизнь после смерти и Судный день. Смерть для мусульманина, которую иногда называют «хазимуль-ляззат» – это средство, разрушающее его земные прихоти и страсти, и своеобразный переход из земного существования в загробное, где он будет спать в муках или в спокойствии – сообразно тому, как он жил – до Судного дня.

Подобно японским самураям, с детства готовившим себя к смерти, мусульмане также готовятся к этому неминуемому событию в жизни каждого человека. Согласно исламу, к каждому человеку приставлены два ангела, которые записывают все его поступки в специальную книгу. Эту книга будет главным документом всей его жизни во время Страшного Суда, и по совокупности записей в ней Аллах будет решать, какого положения человек достоин после своей кончины. Поэтому ислам предписывает своим последователям не только соблюдать его заповеди и догматы и стремиться вести праведный и богоугодный образ жизни, но и следовать т.н. «пяти столпам», включающим в себя:

  1. исповедание веры (шахаду).
  2. молитву (намаз).
  3. соблюдение поста в рамадан.
  4. милостыню – как обязательную (закят), так и добровольную (садака).
  5. паломничество (хадж) в Мекку.

Некоторые богословы также включают в этот список джихад, известный в пяти формах ещё с IX века н.э., однако по этому поводу среди мусульман нет единого мнения.


Похоронам в исламе придаётся очень большое значение, и не случайно среди мусульман-стариков бытует выражение «Наши дети в исламе, и есть кому нас похоронить». Однако для ближайших родственников последние минуты жизни близкого человека – это всегда стресс и потрясение, к тому же связанные с неизбежными мирскими хлопотами (официальная констатация смерти медиками и органами правопорядка, получение свидетельства о смерти, организация похорон и т.д.), поэтому зачастую многие важные элементы обряда просто забываются или упускаются из виду. Между тем духовная помощь умирающему мусульманину порой бывает важнее медицинской, особенно в том случае, если врачи уже бессильны что-либо предпринять или если кончина наступила внезапно.

Одним из главных условий происходящего обряда является ритуальное произношение умирающим формулы шахады «ля иляха илля Ллах, мухаммадар расулю Ллах» (полная форма звучит так: «Ашхаду алля иляха илля Ллах, ва ашхаду анна Мухаммадан расулю Ллах», что в переводе с арабского означает «Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммед – посланник Аллаха»). Эта формула знакома мусульманину с детства и сопровождает его на протяжении всей жизни: так, её произносят как минимум пять раз в день во время намаза, а также при рождении ребёнка. О том, насколько важно для умирающего мусульманина произнести эту формулу, говорит хотя бы тот факт, что в хадисе от Абу Саида, являющемся частью одного из «сводов» (сборников рассказов о поступках и изречениях пророка Мухаммеда), прямо дан совет подсказывать её слова умирающему. Они должны стать последними, что произнесёт человек, готовясь отойти в мир иной. Если после их произнесения он начнёт говорить о чём-то другом, находящемуся рядом с ним следует напомнить о неуместности подобных речей и снова заставить проговорить положенную формулу. Иногда также предписывают дать умирающему глоток воды, однако это, скорее, является данью местным обычаям, а не каноном.

Самим же присутствующим при последних минутах жизни мусульманина запрещается плакать или громко разговаривать и предписывается говорить только о хорошем, всячески поддерживая в сердце умирающего веру во всепрощение и милость Аллаха. Весьма похвальным делом многими богословами считается чтение над умирающим Корана – главной священной книги мусульман – так, чтобы он слышал. В похоронном обряде даже предусмотрена такая норма: если над умирающим читали 36-ю суру, известную также как «сура Ясин (Йа-Син)», названную Мухаммедом «сердцем Корана», и человек умер до окончания чтения, то, заметив это, чтение можно прервать. Правда, некоторые богословы советуют всё же дочитать суру до конца: считается, что если прочесть её дважды – во время смерти и после предания земле, – то похороны посетят ангелы милосердия в количестве, известном лишь Аллаху, а сам умерший будет защищён от наказания в могиле. Ему же значительно облегчится допрос во время Судного дня. Некоторые богословы говорят о желательности произнесения 36-й суры и сами умирающим, однако по этому поводу единого мнения среди мусульман-знатоков похоронного обряда нет, поскольку находящийся при смерти может просто находиться не в том состоянии, чтобы прочитать суру. Такое большое значение для души правоверного мусульманина она имеет благодаря своему содержанию: в ней в притчевой форме говорится о мощи Аллаха и о воскрешении мёртвых, о счёте деяний и о тех, кто не внял увещеваниям и не уверовал в истинность ислама. Хадисы также высоко ценят значение 36-й суры Корана для умирающих мусульман и прямо советуют читать её «для ваших мёртвых», не исключая, в числе прочих благостей, что оно способно облегчить выход души из тела.

Как похоронить правоверного мусульманина

Хоронят мусульманина в тот же день, как он умер, до заката солнца. Если смерть наступила ночью, то похороны назначаются на следующий день. Среди изречений пророка Мухаммеда можно встретить прямые неоднократные указания на безотлагательность этого процесса, чему есть своё логическое объяснение. В старину это было связано с климатическими особенностями Аравийского полуострова, на котором возник ислам. Полуостров, считающийся благодаря своему климату одним из самых жарких мест на планете, почти полностью покрыт каменистыми и песчаными пустынями, в которых даже зимой температура с севера на юг держится на уровне от +10-15 до +25. Летом же в районе южного побережья она доходит до +55 градусов. Само собой разумеется, что нельзя было держать покойника незахороненным продолжительное время при таком жёстком тропическом климате, поэтому следовало предать его земле как можно быстрее, чтобы он не начал разлагаться. Со временем это стало частью похоронного обряда мусульман. По этой же причине в исламе отсутствует такое понятие, как «последняя воля покойного», согласно которой его похороны могут быть проведены в той форме и в том месте, где он сам пожелает. Мусульманина рекомендуется предать земле на ближайшем мусульманском кладбище. Если он умер в плавании, то похороны откладываются до тех пор, пока корабль не пристанет к берегу, однако выбрать нужно ближайшую сушу. Если же земля находится далеко, а откладывать похороны нельзя, тогда проводится полный мусульманский похоронный обряд, к ногам умершего привязывается тяжёлый предмет, и покойный опускается в море или океан.

Однако исламские богословы и мирские учёные едины в том мнении, что спешка при похоронах нужна только лишь когда все вокруг будут убеждены в том, что смерть действительно наступила. Это нужно для того, чтобы избежать фатальной ошибки и не похоронить человека, потерявшего сознание или впавшего в состояние комы или летаргический сон. Для этого и нужно в домашних условиях обязательно вызывать бригаду скорой помощи и органы правопорядка – чтобы смерть правоверного была признана специалистами и запротоколирована. Если же смерть настигла его вне дома – в путешествии, вне границ поселения или ещё при каких-либо обстоятельствах, – присутствующим рядом следует принять все меры для того, чтобы убедиться в том, что человек действительно умер.

Если факт смерти зафиксирован и подтверждён, то необходимо сделать следующее:

  1. положить преставившегося на правый бок лицом к кибле. Кибла – это точно установленное с помощью математических расчётов направление из любой точки земного шара в сторону Мекки, где находится главная святыня всех мусульман мира – Кааба. Направление киблы указывается изображением компаса со стрелкой на молитвенном коврике, её же можно определить с помощью электронных карт, наручных часов или же компаса. Во всех исламских гостиницах в арабских странах на стене есть обозначение киблы в виде стрелки, заключённой в круг, так что если мусульманин умер в отеле, проблем с её определением обычно не возникает. Если смерть наступила во время путешествия на транспорте, киблой выбирается наиболее близкое направление либо направление движения транспортного средства. Также весьма распространённым является способ положить покойного на спину ногами в направлении киблы, слегка приподняв голову. Если же возникают какие-либо иные затруднения, то рекомендуется оставить покойного в наиболее оптимальном для него положении и направлении.
  2. закрыть ему глаза и совершить молитву, смысл которой состоит в просьбе Аллаха возвести умершего на уровень праведников, простить ему совершённые при жизни прегрешения и «осветить его могилу». Какой-либо единой формы молитвы в похоронном обряде не существует, в хадисах можно найти несколько равноправных молитв, предназначенных для этого случая.
  3. размять суставы, чтобы они не затвердели, положить на живот покойнику что-нибудь тяжёлое, чтобы предотвратить вздутие, подтянуть повязкой челюсть, чтобы она не свисала, и накрыть тело. Лучше всего, если все эти действия проведёт ближайший родственник покойного, который отнесётся к этому с должным вниманием и почтением. Это рекомендуют многие исламские богословы.
  4. омыть тело покойного. Это – настолько важный элемент похоронного обряда, что если его не проведёт никто из числа мусульман, то грех ложится на всех последователей Мухаммеда, проживающих в данной местности. Исключение составляют лишь погибшие в сражении шахиды: их хоронят сразу без омовения. В зависимости от пола покойного его должен обмыть представитель одного с ним пола (то есть, мужчину – мужчина, женщину – женщина), однако у жены есть право обмыть тело своего мужа. Также разрешается обмывать женщинам мальчиков, а мужчинам – девочек. Если у усопшего нет родственников, то омыть его обязан любой мусульманин, который узнал о его смерти и предаёт тело земле. Желательно, чтобы он был религиозно грамотным. Это – непременное условие обряда омовения: важность соблюдения правильности действий такова, что при выборе, кому омывать покойного – пожилому или более молодому, но знающему все тонкости обряда, – предпочтение отдаётся второму. Очень важным требованием является не только знание гассалом (человеком, омывающим покойного) порядка омовения, но и его надёжность с точки зрения умалчивания о физических недостатках, которые могут быть увидены на мёртвом. Это является благом не только для него, но и для совершающего обряд: хадисы обещают «прощение сорок раз» тому, кто совершит обмывание и умолчит о том, что ему придётся увидеть на теле.

Обмывают и омывают преставившегося не менее четырёх человек: сам гассал, помощник, сливающий воду на тело, и те, которые его переворачивают. Обряд происходит следующим образом:

а). мёртвый кладётся на жёсткое ложе лицом к кибле. Помещение окуривается благовониями, гениталии накрываются любой непрозрачной материей.

б). гассал трижды моет руки, одевает перчатки, затем надавливает на грудь покойника и ведёт ладонями вниз по животу так, чтобы из кишечника вышло его содержимое.

в). затем омываются половые органы, на которые запрещено смотреть.

д). после этого гассал моет обе руки по локоть, начиная с правой, и начинает обмывание всего тела. Лицо покойного и его руки по локоть моются трижды, голова, шея и уши хорошо смачиваются. Далее моются ноги умершего по щиколотку, затем – голова и борода, для которых используют тёплую воду с мылом и добавлением кедрового порошка.

е). затем умершего перекладывают на левый бок и омывают правый в такой очерёдности: сливают воду, протирают тело, снова льют, смывая мыльную воду с порошком. Гениталии остаются без протирки, на прикрывающую их материю просто льётся вода. Эта процедура повторяется трижды.

ж). затем покойный кладётся на правый бок и омывается точно в такой же последовательности, затем он снова трижды омывается водой в положении на правом боку, причём каждый раз меняется вода: в первый раз она – с кедровым порошком, во второй раз – с камфарой, в третий – обычная чистая. Спина омывается при приподнимании тела простым сливанием воды: переворачивать покойного лицом вниз запрещено. Если мусульманин умер во время хаджа или возвращаясь из него, то происходит его обмывание обычной чистой водой.

з). когда обмывание сделано, покойный укладывается в горизонтальное положение, и гассал снова проводит ладонями вниз по груди и животу, чтобы из организма вышли оставшиеся испражнения, после чего проводится общее обмывание тела целиком. Если выход содержимого кишечника произойдёт и в этот раз, то очищается лишь испачканное место. Обмывание более трёх раз считается излишним.

и). мокрое тело покойника обтирается полотенцем, лоб, ноздри, руки и ноги смазываются благовониями.

Исламом предусмотрены случаи, когда умерший является мужчиной, а вокруг него находятся одни женщины (или наоборот), а также когда в радиусе 2-3 км. нет необходимого количества воды или же имеется лишь вода для питья и есть опасность со стороны врагов или грабителей. В этих случаях проводится только таяммум – очищение песком или специальным камнем. При его совершении также можно использовать сухую землю, пыль, известь, цемент, глину, гипс. Смысл таяммума при этом – не создавать неудобства для правоверных, а лишь обозначить благоволение к ним Аллаха и довести его до завершения. Если для обмывания приглашён чужой умершему человек, то оно может быть и безвозмездным, и платным.

  1. обернуть тело покойного в саван, называемый кафаном. Это – не менее важная, чем омовение, часть похоронного обряда, имеющая свои нюансы. Например:

а). ислам запрещает хоронить умершего в одежде. Существует лишь два исключения из этого правила – шахиды (их разрешено хоронить в одежде) и отсутствие ткани для савана (в этом случае разрешается похоронить покойного в его одежде, но предварительно следует её помыть её и почистить).

б). саван для мусульманина шьётся из ситца или белого полотна. Материю следует подбирать в соответствии с тем достатком, который был у умершего при жизни. Если он был несостоятельным, то вполне достаточным признаётся накрывание его тела тремя кусками ткани; если же он был состоятельным и не оставил долгов, то это действие является обязательным по отношению к нему.

г). при покрытии тела можно использовать бывшую в употреблении ткань, но если есть новая, лучше взять её.

д). желательно, чтобы саван умершему мужу готовила жена, а умершей жене – муж, родственники или дети. Если умерший был одинок, то хоронят его со всеми подобающими действиями соседи.

Мужской саван состоит из трёх частей:

а). лифафа – ткани, покрывающие всё тело покойника и имеющие по 40 см. с каждой стороны, чтобы саван можно было завязать после окутывания им тела.

б). изар – куска ткани для окутывания нижней части тела.

в). камис – рубахи, сшитая так, чтобы прикрыть мужские гениталии.

Женский саван, помимо вышеупомянутых частей, имеет ещё две: химар (платок для головы и волос длиной 2 метра и шириной 60 см) и кирка, или хирка (кусок ткани для накрывания груди длиной 1,5 м. и шириной 60 см). Некоторые отличия имеет также женский камис, представляющий собой рубаху без воротника с вырезом для головы.

В том случае, если умер новорожденный или младенец, для его окутывания достаточно одной лифафы. Мальчиков до 8-9 лет можно окутывать так же, как и взрослых. Перед окутыванием нельзя стричь бороду, волосы и ногти на руках и ногах, а также удалять золотые коронки.

Процедура окутывания покойных мужчин такова:

а). перед покрытием на ложе расстилается лифафа, которую посыпают благоуханными травами и ароматизируют разными благовониями, поверх неё кладётся изар.

б). на эти ткани укладывают покойника, одетого в камис, руки укладываются вдоль тела, которое также умащается благовониями.

в). затем над покойником читаются молитвы и происходит последнее прощание.

г). окутывают изаром тело – сначала левую сторону, затем – правую.

д). затем покойника окутывают лифафой: сначала – с левой стороны, затем завязывают узлы у головы, пояса и ног. При опускании в могилу они развязываются.

Окутывание женщины идентично с той разницей, что грудь покойной сначала покрывают хиркой, затем одевают камис и опускают на него волосы, разделённые на две части, а на лицо кладётся химар, подложенный под голову.

  1. прочитать погребальную молитву (джаназа-намаз). Это – ещё одна важнейшая составляющая похоронного обряда, и, как и в случае с обмыванием, если её не совершить, то грех падает на всех мусульман, живущих в данной местности. Джаназа-намаз обязателен настолько, что если на доступном расстоянии нет имамов или мужчин-мусульман, его должна прочитать хотя бы одна женщина-мусульманка. Похороны без произнесения этой молитвы считаются недействительными. Не читают её лишь над немусульманами и лицемерами (мунафиками). После окутывания в саван умершего кладут на специальные похоронные носилки (тобут), покрытые одеялом, после чего ставят их перпендикулярно кибле. Присутствующие становятся лицом к Каабе, желательно в три ряда, а прямо перед носилками на уровень груди (сердца) встаёт молящийся имам-ханафиит. Шафиит становится напротив головы мужчины-покойника или на уровень середины тела женщины. Справа от него должна быть голова умершего, а слева – ноги. Погребальная молитва читается стоя и молча (кроме такбиров), азан и икамат (два призыва на ежедневную молитву: азан – обязательный, икамат – желательный) не произносятся. Если погребальную молитву читают сразу для представителей всех возрастных и гендерных категорий, то покойных кладут так: непосредственно перед имамом – мужчину, за ним – мальчика, дальше – женщину, последней – девочку, при этом имам-шафиит должен стоять так, чтобы одновременно быть на уровне головы мужчины и середины тела женщины. Перед чтением джаназы-намаза всем присутствующим на похоронах обязательно совершить любой из обрядов ритуальной чистоты – малое омовение, полное или таяммум. Желательно, чтобы погребальную молитву читали все присутствующие при обряде похорон: её сила заключается в коллективном прочтении. Особенно это важно для жены умершего или его родственниц: женщинам запрещается присутствовать при непосредственном погребении покойного. Громко оплакивать умершего при произнесении погребальной молитвы запрещено. Перед началом имам спрашивает у присутствующих:

а). числятся ли долги за мёртвым, которые он не успел выплатить. Если они имеются, то имам просит родственников рассчитаться с ними.

б). должен ли ему кто-либо. Если таковые имеются, то имам просит рассчитаться должников с родственниками умершего.

в). есть ли кто-то, кто был в ссоре или споре с почившим. Если таковые имеются, то имам просит простить покойного.

В исламе предусмотрено две формы джаназы-намаза – ханафитская и шафиитская. Обе являются равноправными, соответствующими канону и отличаются друг от друга лишь в деталях. Неизменным являются следующие части:

а). ният (намерение), имеющее следующую формулу: «Я собираюсь выполнить погребальную молитву за лежащего предо мной покойного». Имя его при этом можно не произносить.

б). четыре следующих друг за другом такбира (возвеличивание Аллаха). Каждый такбир произносится вслух так, чтобы присутствующие это слышали. При первом ханафиты поднимают кисти рук на уровень ушей и затем опускают их на живот под пупком, шафииты при каждом такбире поднимают кисти рук на уровень плеч так, чтобы пальцы были на уровне ушей.

в). после первого такбира ханафиты произносят «О Аллах, ты далёк от всех недостатков, и я восхваляю Тебя. Бесконечно присутствие имени Твоего во всём, высоко величие Твоё и, кроме Тебя, мы никому не поклоняемся». Шафииты говорят следующее: «Я удаляюсь от Сатаны, побиваемого камнями, приближаясь к Всевышнему Аллаху. Начинаю именем Милостивого Аллаха, милость которого безгранична и вечна», после чего читается сура «аль-Фатиха».

г). затем проговаривается второй такбир, после которого читается «Салават». Шафииты начинают его чтение со слов «Аль-хамду лил-ляях».

д). далее читается третий такбир, после которого ханафиты проговаривают «молитву за покойного» по определённой форме, вслед за которой читается молитва-дуа за всех живых и мёртвых мусульман. Шафииты читают молитву-дуа за покойного, себя и всех верующих, чья форма идентична ханафитской.

е). наконец произносится четвёртый такбир, после которого молящийся со словами приветствия поворачивает голову направо, смотря на плечо, затем – налево с этими же словами. Шафиит после четвертого такбира произносит определённую словесную формулу и также повторяют приветствие с поворачиванием головы в стороны в той же последовательности, что и ханафит.

На этом джаназа-намаз заканчивается.

  1. похоронить покойного. Тобут с его телом доставляется к могиле, причём умершего несут головой вперёд (из дому его выносят ногами вперёд) не менее четырёх человек. У всех, кто участвует в похоронах, голова должна быть покрыта. Когда покойный принесён к могиле, желательно, чтобы никто из присутствующих не присаживался до тех пор, пока тело не будет опущено на землю. В зависимости от вида земли могила для мусульманина представляет собой яму размерами 200х75х130 см. (длина-ширина-глубина) или 1,5х2,5х1,5 м., в правой стороне которой вырыто углубление (ляхад) высотой 55 см. а шириной – 50, половина из которых находится внутри, а половина – снаружи. В него и опускается усопший. Выкапывается ляхад для того, чтобы хищные животные не смогли почувствовать запах покойника, разрыть могилу и вытащить его. Если почва рыхла, сыпуча или существует вероятность обвала, то ляхад можно не делать, но в дне могилы выкапывается углубление. И ляхад, и углубление после помещения туда покойника закрываются необожжёнными кирпичами, глиняными плитами из глины или досками. Когда хоронят женщину, то её накрывают чем-нибудь так, чтобы её нельзя было увидеть. Тело её опускают муж или родственники, если же она была одинока, то соседи или те, кто провожает её в последний путь.

Опускать покойника нужно головой вперёд и ногами вниз с той стороны, где будут находиться его ноги. Допустимо опускать его со стороны киблы. Если в могилу опускают женщину, то над ней держат покрывало так, чтобы мужчины могли видеть лишь её саван. Укладывают умершего на правый бок головой к кибле, для чего под неё подкладывают немного земли и подпирают спину камнями для фиксации положения. Похороны в гробах и в исламе не приняты за исключением тех случаев, когда над покойным совершили надругательство в виде расчленения или же он разложился.

  1. закрыть могилу. Сначала присутствующие бросают горсть земли (в некоторых источниках – три горсти) в область головы, произнося при этом определённую словесную формулу, затем могилу закапывают до тех пор, пока не образуется холмик, не превышающий в высоту 15-20 см. или высоту четырёх пальцев, сложенных вместе. После закапывания её следует полить, семь раз бросить по горсти земли и прочитать молитву, гласящую «Из неё мы сотворили вас, и в неё возвращаем вас, и из неё выведем вас в другой раз». Допускается также прочитать 36-ю суру. Когда всё это сделано, у могилы остаётся один человек, читающий талкин – свидетельство о вере мусульманина в Аллаха и его пророка. Затем на неё в область головы устанавливают обращённые к Мекке камень или табличку с именем и фамилией покойного и датами его жизни. Также рекомендуется написать на ней ту самую формулу, что произносят при бросании земли на могилу – «Инна лиляхи уа инна иляйхи раджиун», что в переводе означает «Все мы принадлежим Богу и возвращаемся к Нему». Ислам запрещает выделять могилу среди прочих: нельзя обкладывать её мрамором, устанавливать памятники с изображением покойного или строить на ней ещё что-либо.

Живым запрещается:

  1. сидеть на могиле.
  2. наступать на неё.
  3. ходить между могилами.
  4. совершать на ней ежедневный намаз.
  5. класть на неё цветы, зелёную траву, сажать и выращивать деревья.
  6. обрызгивать её водой больше одного раза.

Всем, кто принимал участие в похоронах мусульманина, после погребения следует молиться за него, а посещающим кладбище предписывается молчать, избегая разговоров на мирские темы, и размышлять о том, что происходит с душой после смерти, испытывая страх перед Аллахом.

Поведение после похорон

Интересным представляется вопрос, можно ли выражать тазию (соболезнования) мусульманину-родственнику покойного и как это правильно делать. Надо сказать, что ислам не запрещает соболезнования как таковые, однако их смысл несколько отличается от соболезнований, принятых, предположим, в христианстве различного толка. Суть исламской тазии – успокоить родственников, напомнить им о неотвратимой воле Аллаха и призвать их к терпению. Форма её выражения может быть любой, в рекомендациях богословов на этот случай можно встретить, например, такое: «Пусть Аллах воздаст тебе за терпение, внушит успокоение, утешение и пусть простит возможные прегрешения покойного». То есть, как можно видеть, соболезнования в исламе могут сочетать также элементы пожелания, ободрения и напутствия. Выражать тазию можно один раз в течение трёх дней после похорон, позже – нежелательно. Дважды соболезновать родным по поводу потери близкого человека нельзя. Не устраиваются также специальные собрания для принятия соболезнований, чтобы щадить чувства родственников покойного. Допустим плач, вызванный сердечной и душевной болью утраты, однако оплакивание, особенно громкое, с криками, воплями, разрыванием одежды на себе и нанесением различных ран исламом порицается как грешное и наносящее боль покойному, из-за которой он мучается. Вообще плач по мёртвому согласно нормам шариата считается языческим пережитком и входит в число четырёх вещей, которые, согласно изречению пророку, не должна терпеть «его община». Если по покойнику плачут мужчины, то окружающие имеют право упрекать их, а если старики и дети, то их нужно ласково успокаивать. Строго запрещается ночевать в доме покойного, если в нём выражается тазия.

По этой же причине в день похорон родственникам и семье покойника не рекомендуется принимать гостей, даже если они пришли выразить им моральную поддержку, и готовить поминальный обед. Этим могут заниматься соседи, друзья или близкие, однако каноны ислама не советуют питаться в доме умершего в первые три дня после похорон.

В течение трёх дней после похорон нельзя резать скот. Также нельзя носить траур более трёх дней. Исключение делается для вдовы, которая носит траур по умершему мужу 4 месяца и 10 дней. По истечении этого срока она считается свободной и может снова выходить замуж.

Мусульманские поминки по умершему устраиваются на 3-й, 7-й, 9-й, 40-й день после его смерти, на годовщину и каждый год в день смерти. Татары устраивают поминки также и на 52-й день после погребения. Устраивают их также и в день похорон, однако это не является каноном а, скорее, обычаем и, кроме того, не рекомендуется некоторыми богословами со ссылкой на нормы ислама, о которых мы упоминали чуть выше. Кроме того, обычай поминок на третий день входит в некоторое противоречие с исламом, который, как мы уже говорили, не советует три дня питаться в доме умершего. Противоречат канонам ислама и поминки на 40-й день: считается, что это пришло в ислам из христианства и является тягостным бременем для родственников покойного, как и вообще частые поминки. Допустимо угощать нищих и обездоленных, однако это тоже не является обязательной нормой.

На поминки приглашаются имам, отправлявший джаназу-намаз, родственники покойного, даже если они живут далеко, и близкие. Отказаться приглашённым от участия в поминках можно лишь при чрезвычайных обстоятельствах.

При проведении поминок запрещено:

  1. брать денежные средства в долг на их проведение.
  2. использовать средства или имущество покойного.
  3. проводить их за счёт унаследованного имущества.
  4. резать скот ради приготовления поминального блюда.

Особых блюд на поминки не готовят, при угощении подаются то же самое, что и при самом обычном обеде, однако есть определённые условия проведения поминок:

  1. поминальная трапеза должна быть кратковременной.
  2. мужчины и женщины находятся в разных помещениях.
  3. если помещение одно и разделение невозможно, то в поминальном обряде участвуют лишь мужчины.

На стол сначала подаются сладости, символизирующие сладкую загробную жизнь мусульманина, и чай, затем – плов. Перед началом трапезы читается молитва, сами же поминки проходят в молчании. После их окончания все также молча встают и идут на кладбище, после чего расходятся по домам.

Некоторые родственники отвозят поминальное угощение сослуживцам или коллегам покойного по работе. Ислам это не возбраняет, однако предписывает воздерживаться от излишеств. Также в Средней Азии в поминальный день иногда собираются прямо на улице, где во дворе строится коробка с небольшими, высотой по пояс стенами и со столбами по её периметру, и готовят в казане плов, а на тандыре – лепёшки. Если тандыра нет, то лепёшки приносят с собой участвующие в поминках. В дождливую погоду над местом поминовения натягивается брезент.

В узком кругу родственников покойного, проживавшего вместе с ним, также проводятся общие поминки каждый четверг вплоть до 40-го дня, при которых готовится и подаётся сладкая халва и чай. Однако многие имамы и богословы порицают традицию слишком частых поминок (как и в случае с поминками в день погребения и на третий день), указывая на то, что их суть – не в объедении семьи покойного и его родственников, а в том, чтобы вспомнить об усопшем и поддержать его близких морально и психологически. По этой же причине ими порицается превращение поминок в роскошные застолья, чем иногда грешат излишне усердные мусульмане. Ислам предписывает мусульманину жить скромно и воздерживаться от излишеств, и этому не мешает следовать и после его смерти.

Похоронные традиции разных народов и религий сильно разнятся. Различия касаются не только самих похорон, но и поминовения умерших. Так, у православных принято устраивать поминальную трапезу на третий, девятый и сороковой день после кончины человека. Поминки у мусульман – сложная и спорная тема. Хотя мусульманские поминки прямо не запрещены Шариатом, отношение к ним в традиционном исламе иное, нежели у православных.

Мнения духовных лиц конфессии здесь расходятся. Отношение к поминкам в Исламе и практика поминовения умершего человека по-разному решаются у разных мусульманских народов. Это вопрос не столько религии, сколько местных традиций, обычаев и укладов.

Общие принципы поминовения в Исламе

  • Застолья в Исламе должны устраиваться по поводу радостных событий, но не горестных. Поэтому поминальная трапеза должна быть скромной.
  • Поминальный обед мусульман не должен отвлекать от скорби в первые дни после кончины и напоминать о ней спустя сорок дней.
  • Мусульманские поминки не должны финансово обременять семью усопшего и вынуждать их к излишним тратам.

Дни поминок у мусульман

Исламские традиции не устанавливают конкретные дни поминок у мусульман. У многих мусульманских народов есть традиция проводить поминки на 3-й, 9-й и 40-й день после смерти. Некоторые религиозные авторитеты критикуют подобный обычай, указывая, что он заимствован у соседей-христиан. Несмотря на критику, эти даты поминовения у мусульман распространены. Также есть практика проводить поминальную трапезу в день смерти и спустя год. Однако однозначного ответа на вопрос, на какой день проходят поминки у мусульман, не существует.

Поминки у мусульман: традиции

У мусульманских поминок есть ряд важных особенностей. Терпение – это одна из важнейших добродетелей ислама, а потому традиции запрещают причитать по умершему, громко и публично его оплакивать. Поминки у мусульман проходят в тишине и спокойствии, без лишних разговоров.

Среди мусульманских общин принято собираться для чтения Корана, и поминки не исключение. Поэтому на них принято приглашать муллу для чтения молитв. Ислам утверждает, что для любого верующего необходимо помнить о смерти, а наставления духовного лица помогут правильно воспринять уход близкого человека.

По сей день в традиционных семьях есть обычай проводить раздельные мусульманские поминки для мужчин и женщин. В не столь консервативных общинах ограничиваются отдельными столами или размещением на разных концах стола.

Многие духовные лица отмечают, что подготовка к трапезе может быть финансово затратной и отвлечь семью умершего от скорби. Поэтому многие духовные лица наставляют друзей скорбящей семьи брать заботы по организации мусульманских поминок на себя.

Поминки у мусульман часто сопряжены с раздачей милости (хаир). Нередко мусульманам советуют не тратиться на пышные поминки, а совершить благое дело, накормив и одев нуждающихся. Дары могут быть разными, обычно для хаира используются чай, платки, деньги (фиксированной суммы нет).

Где проводить поминки у мусульман?

Согласно традиции, мусульманские поминки принято проводить в доме семьи покойного. Хотя соблюдение этой традиции желательно, ситуации бывают разные – например, когда дома не хватает места для всех приглашенных. В таком случае возможно провести мусульманскую поминальную трапезу в кафе или ресторане.

Угощения на мусульманских поминках

На поминки у мусульман принято готовить повседневные традиционные блюда. У татар-мусульман принято готовить суп из баранины или говядины с лапшой, часто также подают плов. У казахских мусульман принято подавать национальные блюда: тары, талкан, жети нан, баурсаки. Разумеется, на мусульманских поминках недопустим алкоголь (употребление спиртного считается в исламе грехом). Часто подают сладости: хурму, сахар, изюм, печенье. Сладкие блюда в поминальной трапезе символизирует сладость загробной жизни для усопшего.

Нам случилось столкнуться с таким обрядом один-единственный раз, во время путешествия. И, честно говоря, мусульманские похороны повергли нас в шок. Непривычное это было зрелище. Ничего общего с нашими христианскими правилами и обычаями. Стало даже несколько жутковато. Попробуем сплести воедино то, что было нами увидено и то, что рассказал наш гид и местный житель. Именно он поведал нам подробности о том, как хоронят мусульман.

Начнем с того, что могилы обязательно обращены к Мекке. Каждый проходящий должен читать молитву (суру). На каждом кладбище - помещения для омовения и обмывания усопших. На мусульманском погосте запрещено захоронение не мусульманина и наоборот. Если умерла женщина, не принявшая веру, но носящая ребенка от мусульманина, ее хоронят спиной к Мекке, так, чтобы ребенок был расположен к Мекке лицом. Не приветствуются надгробные сооружения в виде мавзолеев и склепов, поскольку излишний шик и богатство могут вызывать зависть и привести к искушению.

Шариатом строжайше запрещены громкие оплакивания умершего, который будет страдать в этом случае. Плачущий мужчина упрекается, женщины и дети нежно успокаиваются. Горе нужно перенести терпеливо, тогда Аллах поможет и поддержит.

Похороны у мусульман проводят лишь единожды. Вскрытия могил и перезахоронения запрещены. Однако бывают все же исключительные случаи. Например, когда тело захоронено на чужой земле (правильнее сказать - узурпированной), если в процессе были нарушены правила, если кладбище не мусульманское, если есть опасность надругания над телом, если после похорон найдены части тела покойного.

Немного подробнее о том, Оттягивать этот процесс не принято. Совершается захоронение на ближайшем Покойника укладывают головой в сторону Кыблы, опуская тело ногами вниз. Если это женщина, то при опускании растягивают покрывало (мужчины не должны видеть саван). Горсть земли, брошенная в могилу, сопровождается словами, означающими в переводе: "Мы все принадлежим Богу, к нему возвращаемся". Могила должна возвышаться на 4 пальца, политься водой и 7 раз посыпаться горстью земли. В это время читают и Священные писания продолжает читать оставленный у могилы человек уже даже после того, как все разошлись.

Как хоронят мусульман, а также во многом зависят от местности. Лахад включает в себя айван 1,5 на 2,5 м (глубина около полутора метров) и келью внутри с проделанным заранее круглым (в диаметре 80 см) входом. Ярма (больше тела на 50 см с обеих сторон) должна состоять из внутренней полки и айвана. А полка (шикка) соответствует длине тела. Хищники не должны почувствовать запах и раскопать тело, поэтому кабр укрепляют. В гробу, как это принято у православных, мусульман не хоронят. Если нет возможности похоронить тело на суше, над умершим проводится обряд омовения, его окутывают, читают молитвы, привязывают камень к ногам и погружают в воду, выбрав глубокое место.

Если у православных человека отправляют в последний путь побритым и ухоженным, то у мусульман не стригут ни бороду, ни волосы, ни ногти. Это можно делать лишь при жизни.

Прежде, чем приступить к окутыванию мужчины, расстилают на ложе так называемую лифофу, посыпая ее приятно пахнущими травами. Потом раскатывается изор, на который укладывается умерший, облаченный уже в камис. Руки не скрещиваются на груди, а укладываются вдоль тела. Покойный натирается благовониями. В это время идет чтение молитв и прощание. Затем тело окутывается изором (сначала сторона левая, а потом уже правая) и лифофой (заворачивается, как и изором). У ног, пояса и головы завязываются узлы. Развязывают их при опускании тела в могилу.

Так же и с женщинами. Только прежде, чем одеть камис, грудь умершей покрывается от живота до подмышек хиркой. Волосы опускаются на камис, лицо накрывают подложенным под голову химором.

Если смерть не внезапная, то над умирающим совершают четко установленный обряд в присутствии духовного лица, с чтением определенных молитв. К погребению мусульмане относятся крайне серьезно, поэтому точнейшее соблюдение всех тонкостей обязательно. Это - священный долг. Умирающего, независимо от того, какого он возраста и пола, укладывают на бок, обращая его лицо к Мекке. Идет чтение молитвы «Калимат-шахадат», затем ему дают глоток жидкости, несколько капель священной воды или сока граната. Плакать и громко разговаривать в это время запрещается. После наступления смерти подвязывают подбородок, глаза закрывают, выпрямляют ноги и руки, накрывают лицо, а на живот во избежание вздутия укладывается камень (или что-то тяжелое). В некоторых случаях совершается «махрам-суви» - омывание загрязненных частей тела.

Обязательно перед захоронением чтение молитвы погребальной, называемой "Джаназа". Читает ее имам, стоящий ближе всех к покойному. Произносящий молитву просит о благосклонности к ушедшему, о прощении, приветствии и милости. Поклоны при молении не совершают. Затем у собравшихся спрашивают, должен ли что-то покойный, или должен ли кто-то ему. Похороны без прочтения этой молитвы недействительны.

Затем уже следует само погребение.

Сложно описать чувства и эмоции, когда мы видели, как хоронят мусульман. Что-то завораживающее, торжественно-мистическое было в этом обряде. И еще внушающее уважение к чужой религии. Необыкновенно торжественно и красиво, несмотря на понимание того, что для близких ушедшего - это большое горе.

У моего сына есть друг Рамиш, он по национальности азербайджанец. Мальчишки учатся в одном классе, вместе ходят в шахматную школу и на секцию дзюдо. Мы с родителями Рамиша по очереди забираем их по вечерам и из Дома детского творчества, и из спортивной школы. Поэтому, можно сказать, тоже уже дружим.

Месяц с небольшим назад погиб в аварии член их семьи, младший брат Мурада – отца Рамиша. Он был еще очень молодой, не женатый и жил в их доме. Поэтому похороны, а потом и поминки устраивали именно Мурад и его жена Севда. Так я первый раз в жизни побывала на мусульманских поминках (в самих похоронах не участвовала, потому что по исламским канонам женщинам, а тем более иной веры, это запрещено) .

Горе у Векиловых случилось неожиданно, но я все-таки успела найти некоторую информацию о том, как обычно проводятся мусульманские поминки . Очень уж не хотелось попасть впросак из-за собственного неправильного поведения. Все-таки культуры у нас достаточно разные. И я не пожалела, что это сделала, иначе обязательно где-нибудь бы опростоволосилась. Например, могла бы заговорить за столом во время трапезы или еще что-нибудь не то совершить. А к сороковинам я уже прочитала достаточно много литературы о мусульманах и их отношении к смерти, о том, как проводят в последний путь и вспоминают покойных согласно Шариату.

Как мусульмане поминают своих умерших

Прежде всего я поняла, что мусульманские поминальные мероприятия во многом походят на наши, христианские. Ведь причина в обоих случаях одна и та же: смерть близкого. И чувство она вызывает и в мусульманине , и в том же христианине тоже одно – горе. К тому же обе религии одинаково трактуют уход человека. Обе утверждают, что жизнь души вечна, что после смерти душа отвечает перед Всевышним за земные деяния человека и т.д. Поэтому то, что делают живые во имя ушедших (в том числе и поминки ), у представителей ислама и христианства отличается не в принципе, а лишь по ряду обычаев.

И действительно, не могу сказать, что исламский вариант поминовения показался мне очень экзотичным. Многое было таким же, как у нас. Вначале также читались молитвы (только мусульманские, конечно). В конце так же раздавали пришедшим поминальные дары (это были платочки и чай). Новым для меня было то, что женщины сидели отдельно от мужчин, а во время ритуальной еды все молчали. Заговорили о бедном погибшем Назире только после того, как встали из-за стола . Однако в общем и целом, мусульманские поминальные традиции имеют массу нюансов. Одни объясняются требованиями Шариата, другие вытекают из национальных обычаев. Из своих разговоров с Севдой и из разных книг я поняла, что в разных местах канон видоизменяют по-своему. Остаются лишь некоторые незыблемые правила , которые никто из мусульман не смеет нарушать.

Все мусульмане обязательно поминают своих умерших

на 3-й, 7-й, 40-й дни после кончины и через год. После этого посещать кладбище и вспоминать ушедшего молитвой и милостыней положено каждый год в день смерти и в некоторые исламские праздники (Рамазан-Байрам, Ураза-Байрам, Курбан-Байрам и Навруз). При этом, как я поняла, ни Священный Коран, ни какие-либо хадисы не объясняют, почему поминают умерших именно в эти дни. Пророк Мухаммед, наоборот, говорил о том, что вспоминать своих мертвых, посещать их могилы хорошо буквально в любое время. Это сунна (путь, традиция). Видимо, конкретные сроки поминок были установлены согласно каким-то давним обычаям, а после Шариат их просто не стал объявлять грехом – харамом.


При этом часто мусульмане даже увеличивают количество поминальных мероприятий. Например, во многих семьях принято после кончины близкого держать двери дома открытыми каждый четверг до 40-го дня. В этот день всех пришедших угощают чаем со сладостями. У некоторых народов есть правило «жечь четверговую свечу» в течение всего первого посмертного года. В начале 2000-х я бывала в Абхазии у знакомых и сама была участницей таких еженедельных четверговых встреч в соседском доме. Там зажигали свечу для души умершей тетушки хозяина семейства и накрывали для нее же стол . Этот обычай кормления покойного для абхазов очень важен. Огонь должен был гореть с заката до 12-ти часов ночи. За это время на чай и синий инжир (тетушка при жизни его сильно любила) успевали заглянуть практически все ближние соседки, а иногда и мужчины приходили.

У некоторых правоверных (преимущественно у шиитов) особые поминки организуют и на 52-й день после смерти. Считается, что это – срок полного разложения тела, когда кости освобождаются от плоти. Этот процесс описывают как очень трудный и болезненный для покойника, поэтому умершего надо поддержать совместными молитвой и трапезой. Азербайджанцы тоже придерживаются подобного обычая. У них на 52-й день (как и на 1-й и 3-й) принято подавать на стол халву и другие сладости. И соседям, знакомым разносят ту же халву, завернутую в тонкий лаваш.

Каковы же правила поминок по Шариату?

  1. Прежде всего, надо помнить, что по канону 3 дня в доме умершего вообще нельзя вкушать какую-либо пищу. Эта установка, вероятно, была связана с призывом как можно больше молиться об усопшем и думать о нем. Ведь именно благочестивыми воспоминаниями и молениями можно облегчить посмертную судьбу близкому. А заботы о том, как кого-то накормить, только отвлекают от духовного.
  2. В дом, где произошла смерть, семья должна позвать всех родственников . Те, в свою очередь, могут отказаться от участия в похоронах и поминках только в крайнем случае.
  3. Важным правилом считается выражение соболезнования членам семьи усопшего, этого требует Коран. Но дважды соболезновать по поводу одной и той же смерти нельзя.
  4. Обязательно в дом на поминки нужно постараться пригласить имама. Он скажет проповедь, даст нужные наставления.
  5. Не менее важным считается чтение Корана. Это может делать имам, а при его отсутствии – старший в семье мужчина. Вначале обычно читается сура «Ясин», которую иногда называют сердцем Корана. Она помогает при любых тяжелых обстоятельствах, облегчает сердца и преобразует трудности.
  6. Поминальная трапеза должна быть скромная. Блюда предпочтительны обычные, из тех, которые характерны для повседневного стола . Роскошные яства считаются харамом (грехом).
  7. Мужчины и женщины должны поминать покойного не только за разными столами , но и вообще в разных помещениях.
  8. За поминальной едой нельзя разговаривать.
  9. После поминок требуется вознести молитвы Всевышнему о душе умершего, вспомнить ушедшего человека добрыми словами.
  10. Помимо воздаяния словом и пищей, по канону следует во имя усопшего раздавать садаку (иди хаер) – милостыню. Раньше ей одаривали нищих и убогих, а часть средств и вещей полагались имаму и мечети. Теперь садакой наделяют по кругу всех, сидящих за столом , а также передают ее отсутствующим родственникам и соседям.
  11. Нельзя организовывать поминки на средства покойного или на заемные деньги.
  12. На поминках нельзя плакать , а тем более причитать или как-то еще сильно выражать горе. Ведь смерть для мусульманина – это проявление воли Аллаха и даже своего рода радость. Она позволяет правоверному вознестись ко Всевышнему.

Как я уже говорила, Шариат Шариатом, однако везде существуют и национальные тонкости и обычаи организации поминок . Особенно сильно они проявляются у народов, в культуре которых ислам тесно переплелся с древними языческими верованиями. Это можно сказать, например, о некоторых этносах нашего Кавказа. Но даже в исконно мусульманских странах можно встретить всякие собственные особенности проводов души в Сады Аллаха.


Вот в Турции,
например, поминки пищей проводят только спустя 40 дней после смерти и еще в годины. В некоторых районах страны вместо годовщины отмечают полгода. Поминальная пища обычно бывает крайне скудной. Обязательным блюдом считается ореховая халва , и иногда кроме нее вообще ничего не подают. Но в турецких деревнях до сих пор правильным считается приготовить еще и плов. А вот в том же Азербайджане на поминки готовят столько всего, что недоеденные яства после приходится раздавать всем желающим. А сами поминальные дни изрядно разоряют семьи умерших, так что даже власти страны хотят законодательно запретить многолюдные и изобильные поминки .

Поминальный стол

в разных мусульманских странах (и даже в районах этих стран) редко бывает одинаковым. Но есть и блюда, считающиеся обязательными практически везде. Например, почти всегда на исламские поминки готовят различного рода сладости. Как говорят, для того, чтобы умершему было сладко жить у Всевышнего. Обычно с такого десерта и чая помины всегда и начинаются. В большинстве случаев подают горячее, в основном бульон с домашней лапшой (без картошки). Считается, что пар от такого супа помогает душе вознестись в Небеса.

Все мясное, конечно, должно быть халяль , то есть разрешенным по канону. Оно делается из курицы, говядины, баранины, но ни в коем случае не из свинины. Мясные блюда обычно в разных местах варьируются. Это может быть долма, гуляш, жареные цыплята и так далее. Во многих местах на поминки готовится плов из мяса или с сухофруктами, сладкий. Не возбраняются и разные каши, блюда из рыбы и всяческих морепродуктов. Все это запивается водой с медом, соками, минеральной водой. Но, конечно, ни в коем случае не спиртным! Оно Шариатом категорически запрещено.

Кстати, я узнала и о том, что нынче многие кафе и рестораны предлагают клиентам организацию мусульманских поминок со строгим следованием всем должным канонам. На такие мероприятия закупаются только те продукты, халяльность которых подтверждается специальными сертификатами. И готовят из них, как правило, повара мусульмане .

Национальные обычаи


организации поминок тоже неодинаковые. Например, в той же Турции женщины и мужчины собираются и все время остаются в разных помещениях. В Азербайджане они просто находятся за своими столами – мужским и женским. А в странах Средней Азии и женщины, и мужчины, и дети часто поминают все вместе. Для таких массовых мероприятиях даже во дворах многоквартирных домов предусмотрены особые строения в виде каменных периметров, над которыми легко натягивается тент. Там и собираются люди. Плов и тандырные лепешки для поминок можно приготовить здесь же в казанах и печи. Пока все это поспевает, из дома выносятся чай и халва, с которых и начинается трапеза. После угощения и молитвы все идут на кладбище.

В Азербайджане всем участникам поминок необходимо омыть свои руки розовой водой. Считается, что эта процедура поможет душе покойного попасть в Рай. Еще этому способствует особое поминальное кушанье, которое подается в некоторых районах страны – сэмэни. Это пророщенные зерна пшеницы, символизирующие возрождение, бессмертие.

Самые необычные для себя поминки я видела в Абхазии. Правда, только со стороны, сама на них не была. Я как раз гостила у своих знакомых, когда у их ближайших соседей умер сын. Так что все происходящее наблюдала непосредственно из беседки во дворе своих хозяев.

Эти поминки , которые проводили на 3-й день после похорон, считаются у абхазов не слишком многолюдными. Вот на сороковины и годовщину собираются обычно от 250 до 500 человек. В тот раз я очень приблизительно насчитала порядка 95-ти. Говорили, что могло бы быть и больше, но там ситуация сложилась щекотливая. Тело парня привезли из российской зоны для уголовников, куда он попал из-за наркоты. А до того, как туда загреметь, он в Гудаутах (дело именно там происходило) со многими перессорился. Отсюда и так мало было людей, в основном близкие родственники и соседи (члены общины), немного друзей.


Для поминальных столов мужчины сделали большой навес, который закрыли брезентом, сбили из досок сами столешницы и лавки. Мужчины же в огромных котлах варили мамалыгу на костре. Другие кострища разложили женщины – для приготовления вареной фасоли и харчо из курятины. А девушек приставили к изготовлению особой абхазской закуски из перетертого фундука. Кур для горячего приносили члены общества. С каждой семьи полагалось не менее 2-х тушек, а лучше больше. Еще полагалось брать с собой аджику, помидоры, фрукты, лаваши, зелень и домашний сыр. Так что стол собирался всем коллективом. Мне потом сказали, что на сороковины принято приводить жертвенных животных. Если умерла женщина, то овец и телок, а для мужчин баранов и бычков. Их закалывают и разделывают с особыми заклинаниями, а мясо готовят в общинных котлах.

Я узнала, что в комнате, где стоял гроб с телом, накрыли отдельный стол для покойного, в основном всякими сладостями. Потом их в начале трапезы вынесли пришедшим. После этого можно было начинать поминать усопшего всей другой пищей. К моему удивлению, делали все это достаточно оживленно, даже весело. Если бы я не знала, что народ собрался по скорбному поводу, то решила бы, что это какой-то праздник. Вокруг навеса бегали и играли нарядные дети, явно флиртовали друг с другом юноши и девушки, судачили женщины и степенно беседовали мужчины. Люди общались вовсю и на разные темы. Поминки явно стали для них хорошим коллективным отдыхом.

Возможно, это всеобщее оживление отчасти объяснялось и тем, что на абхазских поминках не возбраняется выпивка. Их мусульмане не слишком зацикливаются на запрете ислама употреблять спиртное. На столах стояло и сухое вино, и чача, хотя семья была именно правоверной. И за столами никто не молчал, и тосты тоже, насколько я могла видеть, говорились. Кстати, женщины также принимали участие в общей трапезе, правда не все. Большинство из них подавали еду, чистые бокалы и тарелки, уносили грязную и пустую посуду. После окончания мероприятия они дружно убрали все со столов и сели пить кофе, а мужчины разбрелись по округе, навещали знакомых.


Молодежь же собралась на большом пустыре неподалеку и организовала национальные танцы. Между прочим, как я после выяснила, во всех этих развлекательных моментах на абхазских поминках не было ничего неуважительного по отношению к покойному или его семье. Просто у абхазов состязания в танцах, скачках, джигитовке и прочем в честь ушедших – это древний обычай. На славянских тризнах ведь тоже не плакали, а провожали душу умершего с достойным весельем.

Все увиденное, услышанное, прочитанное и обдуманное говорит мне об одном: мы не так уж и отличаемся друг от друга. Наши обычаи и верования доказывают скорее то, что люди очень похожи, какую бы религию они не исповедовали. Особенно заметным это общее становится в их трагические моменты. Вот и поминки правоверных (даже если иметь в виду правила Шариата) практически ничем, кроме незначительных разночтений, не отличаются от христианских, организованных по церковным канонам. Кстати, и уход от строгой религиозной нормы и у тех, и у других ведет к одинаковым излишествам и неприятным моментам.