Размеры полумесяца на памятник. Памятники мусульманам

Мусульманские похоронные традиции сильно отличаются от привычных для европейцев погребальных ритуалов. Эти различия лежат не только в предписанных религией ритуалах, но также и в отдельных нюансах, таких как похоронное одеяние (саван) и процедура омовения. Как ни странно, мусульманская могила также непохожа на европейскую: различия есть не только в надгробных памятниках, но даже в форме самой могилы.

Обычно мусульман хоронят на отдельных участках общегородских кладбищ, либо на специальных мусульманских кладбищах. Коран запрещает хоронить мусульман вместе с иноверцами, хотя исключения могут делаться при захоронении супруги умершего мусульманина. Мусульманские кладбища традиционно обносятся оградой, призванной защитить могилы от животных.

По традиции могила в исламе роется глубиной не менее 1,5 метров, а желательно глубже – до двух метров. Длина и ширина должны быть такими, чтобы в ней мог расположиться не только умерший, но также и человек, который будет его укладывать. На дне могилы сооружается боковая ниша (ляхд), куда укладывается тело покойного. Покойного кладут на правый бок, лицом в сторону Мекки, после чего ляхд закрывают необожжённым кирпичом. Иногда ляхд могут заложить обожжённым кирпичом или досками, однако использование подобных материалов не одобряется, так как они часто служат в качестве декоративных. В самой нише важно сделать подпорки, чтобы избежать обрушения почвы.

В устройстве мусульманской могилы есть различные нюансы. Например, в случае рыхлой и сыпучей почвы ляхд можно не делать, вместо него используется углубление в центре могилы или захоронение гробом (при этом дно гроба посыпают землей). Могилу принято засыпать той же землей, что была из неё выкопана, при этом возвышение должно быть небольшим – не более 17 см. Также существует традиция делать возвышение в форме полумесяца, чтобы отличить мусульманские могилы от христианских.

Мусульманские надгробия

Мусульманские памятники на могилу также отличаются от принятых в европейских культурах. Посетитель мусульманского кладбища не может не заметить, что все надгробия обращены фасадом в сторону Мекки. Это сделано не только в соответствии с правилами шариата, но также и для того, чтобы пришедшие на кладбища знали направление для молитвы.

Ислам поощряет скромность и сдержанность правоверных, а потому мусульманские могильные памятники почти никогда не бывают броскими и помпезными. Хотя сейчас надгробия есть на большинстве мусульманских могил, в течение многих веков они считались излишеством. Как правило на надгробии пишется имя покойного и его годы жизни. На мусульманских памятниках на могилу фото или портрет усопшего обычно не размещают, так как Коран запрещает изображения людей. Допустимыми украшениями считается полумесяц или скромный орнамент, а также текст в виде аятов – строк из Корана. Специализированные компании в Москве предлагают установить мусульманские памятники на могилу; цены различаются в зависимости от материала и выбранного оформления. Используются гранит и темный мрамор, в то время как менее обеспеченные мусульмане нередко ставят железный конус с полумесяцем или же ограничиваются небольшой мемориальной табличкой.

Приезжая в Казань, невозможно игнорировать мусульманские традиции, которые тесно вплетены в историю этой российской республики уже несколько столетий. Свадебные и похоронные обряды здесь имеют свои особенности, во многом не совпадающие с христианскими традициями как на внешнем, так и на внутреннем (духовном) уровне.

Мне было интересно изучить эти моменты на примере темы смерти.


Все мусульманские праздники, обычаи и традиции тесно связаны с Кораном - священной книгой всех верующих в Аллаха. Шариат, правила которого основаны на священном писании, предписывает особенные правила захоронения, во многом отличных от наших.

Когда мусульманин находится на пороге смерти, над ним совершаются особые погребальные обряды. Они очень сложны и обязательно должны осуществляться под руководством духовных лиц и сопровождаться особыми молитвами.

Из особенностей. Умерших мусульман никогда не кремируют. По мусульманской традиции кремация сравнивается со страшной карой - горением в аду. Сразу после смерти над телом мусульманина необходимо совершить следующий обряд: подвязать подбородок, закрыть глаза, выпрямить руки и ноги, накрыть лицо и положить на живот что-либо тяжелое для избежания вздутия. Затем следует обряд омовения и обмывания водой, в котором должно принимать участие не менее четырех человек.

Мусульманина хоронят без одежды, тело заворачивают в белый саван (кафан), состоящий из трех частей для мужчины и из пяти частей для женщины. Похоронить умершего следует как можно быстрее, на ближайшем кладбище. Тело мусульманина хоронят без гроба, в могилу опускают ногами вниз, кладут головой на север, лицом в сторону Мекки, женщину прикрывают покрывалом, чтобы ее саван не был виден. Бросая горсть земли в могилу, мусульманин произносит айят из Корана («Все мы принадлежим Богу и к Нему возвращаемся»).

Засыпанная могила должна возвышаться над землей на четыре пальца. Могилу поливают водой и семь раз бросают на нее по горсти земли, читая айят. Во всех молитвах, и особенно произносимых сразу после похорон, должно часто упоминаться имя умершего, о нем должно говориться только хорошее. Эти молитвы призваны облегчать положение умершего перед предстоящим ему «подземным судом».

Шариатом строго запрещено хоронить мусульманина на немусульманском, и наоборот, немусульманина на мусульманском кладбище.

Мусульманское кладбище тоже имеет свои особенности. Современное место захоронений внешне уже практически не отличается от наших, а вот старые кладбища совсем другие.

В Казани несколько древних кладбищ. Мы посетили одно из них, расположенное на окраине города в Адмиралтейской слободе. Это очень красивое по расположению и очень древнее место Казани. Раньше этот район носил название Бишбалта, что в переводе означает "пять топоров" (пять как священная цифра мусульман - число ежедневных молитв и намазов и топоры как символ того, чем занимались здесь люди - тут жили плотники и лесорубы). Считается, что это место существовует не одну тысячу лет.

Кладбище, которое расположено с видом на Волгу, образовано в период расцвета Казанского ханства . Примечательно оно тем, что на нем имеются захоронения, датируемые 1320 г.

Долгое время кладбище никак не было обозначено и огорождено. Как описано на местном форуме "На территории древних захоронених царит хаос - разбитые и поруганные надгробия, на которых делают шашлыки, надгробия, выломанные и приготовленные кому-то под коттедж, затоптанные места захоронений, вырванные с корнем надгробные камни или просто сломанные пополам. Территорию древнего кладбища многие казанцы не почитают. Вандалы разбивают надгробия, предприимчивые люди потом на этих надгробиях жарят шашлыки. А три забора у входа уже давно, видимо, служат тиром, а стреляют здесь по пустым бутылкам".


Нам повезло увидеть все выше описанное, но спустя какое-то время. Забор появился, хотя сквозь него очень легко протиснуться внутрь. При входе стоит пямятник, рассказывающий, что это за место. В остальном, все как и рассказано - полная разруха, мусор, очень мало сохранившихся надгробий.


А ведь это исторический и культурный памятник. Через надписи на надгробных камнях можно было узнать много нового об истории: пару веков назад на камни наносили не только дату смерти, но и философские рассуждения о жизни. Эти надгробия - классический и самый правильный вариант того, как должен выглядеть надгробный камеь умершего мусульманина. Просто, без фотографии, с указанием предков до пятого колена, никаких слов скорби. Но об этом чуть позже подробнее.

Ощущение, что по кладбищу прошел бульдозер. Такого вандализма я не видела ни на одном старом кладбище. Даже все выглядит куда приличнее. А здесь земля перекопана, все камни разброшены. Надгробия побиты. Хотя местами чувствуется "рука благоустройства". Вот так например выложены тропинки вдоль кладбища. Только по ним можно пройти не споткнувшись о чью-то могилу.

Вот такой вид открывается с кладбища. Удивлена, что это место вообще не зачистили под строительство.

А это расположение кладбища на карте.

Для сравнения я не могла не посетить действующее современное мусульманское кладбище .
Главная его особенность - это то, что все без исключения могилы и надгробия обращены в сторону Мекки, а на памятниках отсутствуют фотографии, это запрещается религией. Эпитафии на памятниках строгие, ограничиваются словами из Корана, общей информацией об умершем человеке и датой его смерти. Подобная скромность в оформлении могил диктуется похоронными традициями и обрядами, уходящими корнями во времена кочевой жизни мусульман. Различные надмогильные постройки (мавзолеи, гробницы, склепы) Шариатом не одобряются.

А теперь посмотрим как все на самом деле. Так, видим фотографии.

Вместо временных деревянных крестов, как это принято у нас, на таком кладбище ставят вот такие доски с табличкой. Иногда они так и не сменяются каменными надгробиями.

Довольно пафосно.

Снова фото.

Никаких крестов, только полумесяц. Но значит ли это, что тут похоронены только мусульмане? Учитывая несоблюдение традиций, не уверена. Либо люди сами себе разрешают такие послабления. К сожалению, так и не узнала точный ответ на этот интересный вопрос.

Еще из особенных моментов. Проходя мимо кладбища, мусульманин обычно читает суру из Корана, а расположение могил помогает ему определить сторону, в которую следует обратить лицо.

Решая, что написать на памятнике для мусульманина, лучше остановиться на словах Пророка и известных сурах Корана. Нехарактерно и малоприемлемо обращение к усопшему со словами любви, обещаниями близких помнить и скорбеть о нём. Отношение к смерти в исламе более строгое и фаталистическое, нежели в православии: смерть не минует никого, и об этом нельзя забывать. Умирая, правоверный мусульманин возвращается к Аллаху, которому принадлежит и при жизни, и выражать сожаление по этому поводу в надписях на памятниках — недостойно.

Кроме этого, в оформлении надгробия приветствуются национальные узоры, часто имя усопшего пишется на арабском языке. Все это без излишеств.

Обнаружили несколько очень древних образцов. На татарском.

И на арабском. Традиционные надгробия, похожите на те, что мы видели на древнем кладбище.

И несколько пафосных, очень похожих на наши.

Со словами из Корана.


Немного устрашающе.

И в качестве заключения отмечу, что мне безумно интересно было все это узнать и увидеть.
Надеюсь и вам было занимательно.

Все о религии и вере - "молитва на памятник мусульманину" с подробным описанием и фотографиями.

Каждая религия проповедует свое собственное отношение к смерти, соответственно, обычаи и ритуалы проводов умерших и их похорон в каждой вере разные. Мусульманская религия не стала исключением. Она имеет достаточно строгие правила захоронения усопших, а к мусульманским памятникам выдвигаются определенные требования. Что дозволяется устанавливать на могилах мусульман, что можно изображать на их памятниках, а что строго запрещается Кораном и шариатом, рассмотрим в нашей статье. Для наглядного примера приведем несколько фото мусульманских памятников.

Отношение мусульман к смерти

Прежде всего, стоит знать, что в исламской религии имеется свое понимание смерти. Для мусульманина его кончина не является чем-то страшным, и она не может быть неожиданной. Людьми этой религии смерть воспринимается как неизбежное явление, и в большинстве своем они относятся к ней фаталистически. Считается, что хороший мусульманин, который при жизни принадлежал Аллаху, после смерти возвращается к нему. Сожалеть по этому поводу запрещается.

Мусульманские похороны должны проходить скромно и сдержанно. В отличие от христиан, у мусульман не принято открыто скорбеть и громко плакать. Лить слезы по умершим позволяется только женщинам и детям. Поскольку после смерти усопший попадает к Аллаху и ему даруется благоденствие, писать на мусульманских памятниках печальные слова о кончине умершего, сожаления и обещания долго скорбеть по нему запрещено.

Скромность, лишенная всяческих богатых излишеств

Практически все люди, придерживающиеся христианской религии, считают долгом чести возвести своим родным и близким людям могилы с достойными памятниками. Они воздвигают на могилах огромные гранитные сооружения, монументы, могут устанавливать статуи в виде ангелов и самого покойного. В плиты монтируются огромные вазы для цветов, возле могил устанавливаются шикарные ограды и прочие сооружения, на которые у родственников хватает фантазии и, конечно же, материальных средств.

Люди считают, что, тратя огромные деньги на возведение шикарных памятников, они выражают свою любовь к умершему человеку, демонстрируют, насколько он был для них важен и как сильно они его ценят. Мусульмане же считают, что уважение к умершему нужно проявлять в молитвах о нем, но никак не шикарным монументом, воздвигнутым на могиле. Мусульманский памятник на кладбище должен выглядеть скромно, без излишеств и пафоса. У него есть только одна функция – обозначить, что в этом месте захоронен человек.

Традиция обозначать место захоронения берет свое начало в одном из хадисов. В нем сказано, что после смерти Усмана ибн Мазуна Пророк поставил на место его захоронения камень и сказал, что теперь он будет знать, где находится могила брата. Также Кораном запрещено наступать ногами на могилы и места захоронения мусульман. Соответственно, памятники помогают обозначить эти места.

Допустимые текстовые гравировки

Согласно одной из версий, Пророк запретил присоединять могилы мусульман к чему-либо, что-то над ними надстраивать, а также покрывать их штукатуркой. Из этого следует, что писать надписи на мусульманских памятниках также нельзя. Некоторые ученые считают, что эти слова о надписях стоит воспринимать не как запрет, а как крайне нежелательное действие. Если, к примеру, могила принадлежит известному деятелю, праведнику или ученному, то обозначение на могиле его имени будет считаться добрым делом.

На могилах же простых мусульман разрешается указывать имя умерших только для их обозначения. Написание даты смерти является нежелательным (макрух), но дозволяется.

Спорным является и вопрос о том, можно ли украшать могилы надписями из Корана или гравировать на них слова Пророка. В последнее время такие гравировки на мусульманских кладбищах встречаются очень часто. Но если обратиться к истории, становится понятно, что это харам (грех). Согласно одному из хадисов, гравировать слова Пророка, суры и аяты Корана нельзя, поскольку с течением времени могилы могут сровняться с землей и по ним будут ходить ногами. Слова Пророка, таким образом, могут быть осквернены.

Чего не должно быть на мусульманских памятниках и могилах

Могила настоящего мусульманина должна быть скромной. На памятнике не должно быть надписей о скорби родственников и близких. Размещать фотографию умершего на памятнике также не стоит.

На могиле категорически не дозволяется строить склепы, мавзолеи и гробницы. Шариат запрещает возводить слишком красивые и демонстрирующие богатство родственников памятники. Считается, что разные памятники и пышно украшенные могилы могут стать причиной ссор между умершими. Это будет мешать им наслаждаться дарованным Аллахом благоденствием после смерти.

Уже долгое время мечеть разрешает не только писать на памятниках имя умершего и дату его кончины, сейчас позволяется указывать некоторые символы. На мужских памятниках можно изображать полумесяц, а на женских – цветы (их количество означает количество детей). Фото мусульманских памятников на могилу с такими символами приведены в статье.

Форма памятника и материалы, из которого их изготавливают

Мусульманские памятники на кладбище, фото которых можно увидеть в статье, сооружают, как правило, из мрамора или гранита. Часто их изготавливают в форме своеобразного арочного сооружения, которое вверху напоминает купол. Иногда верхушку памятника делают в виде купола мечети или же в виде минарета.

В какую сторону должен быть обращен памятник

Вопрос о том, в какую сторону должен смотреть памятник, для мусульман является принципиально важным. Могилу нужно сооружать таким образом, чтобы была возможность расположить в ней умершего лицом в сторону Мекки. Эту традицию категорически нельзя нарушать, и мечеть относится к ее соблюдению предельно строго.

Соответственно, и памятник устанавливается только лицевой стороной к востоку. По этой причине на мусульманских кладбищах все памятники обращены только в одну сторону. Проходя по этим кладбищам, очень легко определить направление. Восточная сторона всегда находится там, куда обращены лицевой стороной все сооружения на могилах.

Молитва на памятник мусульманину

  • >” src=”http://narod2.yandex.ru/i/users/color/bw/arrow.png” /> Главная
  • >” src=”http://narod2.yandex.ru/i/users/color/bw/arrow.png” /> Наши работы
  • >” src=”http://narod2.yandex.ru/i/users/color/bw/arrow.png” /> Эпитафии
  • >” src=”http://narod2.yandex.ru/i/users/color/bw/arrow.png” /> Мусульманские ритуальные обычаи.
  • >” src=”http://narod2.yandex.ru/i/users/color/bw/arrow.png” /> Христианские ритуальные обычаи.

ПОГРЕБАЛЬНЫЕ ОБРЯДЫ ПО ИСЛАМУ

Доисламским же обычаем является обряд обрезания волос в знак скорби по умершему. Волосы эти клали на могилу. Нередко похороны сопровождались и подрезанием жил у верблюда, который медленно умирал близ могилы героя, или отрубанием голов пленникам. Например, доисламский бедуинский герой Антар ибн Шаддад по случаю похорон своего брата привел 300 пленных и большое количество верблюдов и уничтожил их у могилы.

Эпитафии религиозные

Религиозные эпитафии выражают веру в Бога и загробную жизнь. Надписи на памятник христианам, иудеям, мусульманам. Стихи и цитаты из Библии и Корана.

Кому ты дорог был при жизни,

Кому дарил свою любовь,

Те за твое упокоение

Молиться будут вновь и вновь.

Без настоящего, но с будущим!

Дай вам Бог стойкости и мужества!

Дай вам Бог единства, стойкости и добродетели!

Несть, Господи, грехов и злодеяний

Превыше милосердья Твоего!

Рабу /(рабе) земли и суетных желаний

Прости грехи за горести его /(ее) !

Ныне отпущаемые раба твоего /(рабы твоей) Владыко по глаголу твоему с миром.

Память его /(ее) довека в благословении!

Когда-то смерть примирила Иисуса с человечеством.

Во свете Твоем, Господи, мы видим свет!

Грехов юности моей и преступлений моих не вспоминай; но в милости Твоей вспомни меня Ты!

Жизнь, как танец, как полёт

В вихре света и движенья.

Верю: смерть - лишь переход.

Знаю: будет продолженье.

В своей доброте Господь дарует нам что мы хотели Вся эпитафия:

Отныне каждый отвечает сам:

Я - перед Богом, вы - перед людьми!

Где добродетель? Где краса?

Кто здесь следы ее приметит?

Увы, здесь дверь на небеса:

Сокрылась в ней - да солнце встретит!

Зачем не к ликам, старостью измятым,

Пришла ты, Смерть, а сорвала мой цвет?

Затем, что в небесах приюта нет

Запятнанному тленьем и развратом.

Я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего!

Для Бога все живые!

Надежда моя на Тебя, Господи!

Сыны человеческие в тени крыл Твоих, Господи, покойны!

Плоть моя успокоится в уповании; ибо Ты не оставишь души моей в аде!

Мусульманская символика

Полумесяц со звездой h = 14-18см.

ФРАГМЕНТ СУРЫ ИЗ КОРАНА (АРАБСКАЯ ВЯЗЬ)

Полумесяц – Символ Ислама с дополнительными восточными элементами

Полумесяц – Символ Ислама с восточным орнаментом в виде расходящихся лучей h = 20см.

Композиция "Полумесяц со звёздами"

Фрагмент молитвы для оформления гранитного памятника мусульманского захоронения L = 30 см

Фрагмент молитвы для оформления гранитного памятника мусульманского захоронения h = 20 см

Изображение Мечети для оформления гранитного памятника мусульманского захоронения h – 30 см

Кааба Зороастра – мусульманская святыня во внутреннем дворе Заповедной Мечети (Мекка) для оформления гранитного памятника мусульманского захоронения h – 30 см

Полумесяц с мечетью и орнаментом для оформления гранитного памятника мусульманского захоронения h = 70 см

Полумесяц со звездой внутри общепринятый символ ислама. У мусульманских теологов наиболее распространено следующее толкование символа полумесяца и звезды: даже неполная Луна (восходящий полумесяц, восковая Луна) способна осветить мягким и прохладным светом путь страннику в песках Аравии, а звезды – ориентир движения навстречу своей судьбе

(указывает жизненный путь к Аллаху).

Если зайти на мусульманское кладбище , то бросается в глаза то, что все памятники и могилы фасадами направлены на восток, в сторону Мекки. Изначально на мусульманских кладбищах не было каменных плит, они появились позже, с началом ведения оседлого образа жизни. Шариат без особого расположения относится к надмогильным постройкам, считает их лишней расточительностью. Памятники на могиле не должны быть похожи на мечеть. «Поистине мы принадлежим Аллаху и к Нему будем возвращены», – именно эти слова рекомендует Шариат написать в качестве эпитафии на надгробном камне.

Мусульманские погребальные традиции и памятники на могилу

Мусульманские памятники на могилу выбирают очень тщательно. Это единственное, что родственники и друзья умершего могут сделать для него. При оборудовании могилы и оформлении надгробного камня мусульмане руководствуются законами Шариата, которые четко регламентируют похоронно-погребальные обряды. Правоверные готовятся к смерти заранее, осознавая ее неизбежность и примиряясь с нею. Они собирают деньги и подбирают вещи, необходимые для проведения ритуала погребения. Считается, что, если человек заранее побеспокоится о своих похоронах, ему будет ниспослана высшая благодать.

Древние традиции захоронения в исламе

На заре распространения ислама совершение ритуальных обрядов во время захоронения мусульман, посещение и почитание их могил были запрещены. Погребальные традиции были характерны для арабской культуры во времена язычества (джахилия). Несмотря на запрет, древние языческие обряды проникли в ислам. Они переплелись с религиозными элементами и стали неотъемлемой частью культуры многих мусульманских общин.

По мере укрепления позиций ислама опасения о возрождении язычества и многобожия стали постепенно рассеиваться. Поэтому отношение к погребальным традициям стало менее строгим. Запрет на посещение могил мусульман был отменен самим пророком Мухаммедом. Он считал, что поход на кладбище напомнит людям о смерти и заставит их задуматься о своей жизни. Хотя посещение могил больше не порицалось, почитание умерших осталось под запретом.

Мусульманские богословы раннего периода осуждали любые проявления почитания усопших. Запрещалось совершать паломничество к могилам уважаемых мусульман, возводить над местом их захоронения мавзолеи и мечети, поклоняться им и просить у них покровительства. Согласно верованиям, крупные и богато украшенные монументы вносят раздор среди умерших, лишая их заслуженного блаженства. Поэтому все ранее созданные постройки на кладбищах были разрушены.

Так же строго законы ислама регламентировали действия правоверных по отношению к их умершим родственникам. Они запрещали мусульманам собираться возле места захоронения и проводить жертвоприношения на кладбищах. Мусульманские авторитеты порицали оформление надгробных холмов материалами, при изготовлении которых использовался огонь (гипс, цемент). Огонь является самым известным видом наказания в Аду. Он может навлечь на умершего адские муки.

На могиле мусульманина разрешалось поставить памятный знак в виде камня или надгробной плиты.

Традиции ислама предписывают не оставлять надписей, изображений и узоров на надгробном сооружении.

Поверхность могильного холма или надмогильной плиты может находиться над уровнем земли на высоте не выше 4 пальцев. Такой высоты достаточно, чтобы можно было обнаружить могилу. Покрытие могилы должно быть идеально ровным.

Место для мусульманской могилы

Могилу (кабр) выкапывают на ближайшем к месту смерти мусульманском кладбище. Хоронить мусульманина среди иноверцев нельзя. Если жена правоверного принадлежала к другой вере, ее хоронят отдельно.

Место для захоронения подбирают с учетом того, чтобы лицо умершего было повернуто в сторону Киблы. Кибла является символом единобожия и ислама. Направление лица усопшего в сторону Священной мечети является признаком его поклонения Аллаху. Традиция направлять лицо умершего и лицевую часть надгробного камня в сторону Мекки до настоящего времени исполняется неукоснительно.

Могилу нужно расположить таким образом, чтобы к ней можно было свободно пройти, не наступая и не переступая захоронения других людей.

Законы ислама запрещают наступать не только на чужую могилу, но и на место, где похоронен родственник.

Ислам разрешает хоронить в одной могиле двоих умерших. Повторное захоронение осуществляют, когда находящийся в могиле труп полностью истлеет (через 50 лет). Между телами нужно сделать перегородку из земли или каменных плит. Без крайней необходимости не хоронят в одной могиле умерших одного пола или женщину и мужчину, которые являются друг для друга махрамами (брак между ними запрещен).

Как сооружают мусульманские могилы

Традиционная могила мусульманина содержит углубление, в которое укладывают тело (ляхд). Глубина могилы должна быть такой, чтобы в нее полностью поместился человек с поднятыми вверх руками (около 225 см). Однако если нет возможности вырыть такую яму, можно использовать менее глубокую. Главное, чтобы ее глубина была достаточной для того, чтобы до тела не добрались животные.

Длина могилы должна немного превышать рост почившего.

Ширина ямы обычно составляет половину ее длины (80–100 см). Яма должна быть достаточно широкой для того, чтобы в нее могли спуститься люди, которые осуществляют погребение.

На стороне, которая находится ближе к Кибле, располагают ляхд. Его высота составляет 55 см, а ширина - 50 см. При этом часть ляхда находится в нише за пределами погребальной ямы. Ниша углублена в стену на 25 см. Ляхд также находится ниже пола могилы на 20 см.

Если грунт рыхлый, стенку ляхда укрепляют каменной или деревянной стеной. Необходимо также укрепить потолок в нише. Труп прикрывают более тонкой плитой, чтобы земля не засыпала тело. Под голову и спину покойника подкладывают камни или землю, чтобы его лицо было направлено на Киблу. При этом правая щека умершего должна быть плотно прижата к земле.

Вместо ляхда сооружают шикку. Шиккой называется выемка на дне ямы, напоминающая канаву. По ее бокам устанавливают каменные или деревянные стены. Сверху шикку закрывают плитами и засыпают могилу землей.

Поверхность надгробного холма не должна находиться ниже уровня земли. Если почва неплотная, нужно насыпать на могилу больше земли. Когда она просядет, холм над могилой останется.

На могилу укладывают 2 камня - на уровне головы и ног.

Сверху надгробный холм посыпают щебнем, затем брызгают на него воду, чтобы камешки плотно прижались к земле. Это позволит сделать поверхность могилы ровной.

Современные погребальные традиции в исламе

Хотя надписи на надгробных камнях в исламе запрещены, разрешается указать на могиле имя умершего, чтобы можно было найти его могилу. В современном мире мусульманские богословы менее строго относятся к запрету использования изображения людей и фотографий на надгробных сооружениях.

Согласно верованиям ислама, изображение людей и животных заставляет верующих забыть о Боге и провоцирует безумие. Правоверные начинают поклоняться не Аллаху, а изображенным людям и животным. Но в последнее время мечеть стала разрешать делать на надгробиях изображения людей и устанавливать их фотографии. По настоянию родственников может быть выполнено даже изображение животных.

Несмотря на смягчение правил погребального ритуала, большинство мусульманских памятников имеют лаконичный вид. Наиболее распространенной является монолитная плита, верхушка которой выполнена в форме купола мечети или минарета. Кроме имени и даты смерти усопшего, на камне гравируют слова пророка или выдержки из мусульманских сур арабской вязью.

На памятнике умершей женщине изображают скромные растительные орнаменты, а также тематические композиции, характеризующие род деятельности покойной.

На женских надгробиях вырезают рисунок в виде шляпки или платка. На них часто изображают букет, в котором находится столько цветов, сколько родила и вырастила женщина детей.

Надгробные памятники на могилах усопших мужчин имеют изображения минаретов, мечети или тематические картинки, связанные с родом деятельности умершего. Верхняя часть надгробия на мужской могиле может быть выполнена в виде мужского головного убора - тюрбана. Она свидетельствует о высоком социальном положении усопшего. Признаком достатка является украшение на плите в виде фески.

На надгробиях часто изображают религиозные символы и обереги, символизирующие приверженность усопшего исламу. На погребальных плитах устанавливают символы ислама - полумесяц и звезду. При этом лучи полумесяца направлены справа налево. Часто используются при оформлении погребальных плит геометрические орнаменты в восточном стиле и рамки.

Для мусульманской традиции не характерно писать на памятниках слова любви и скорби. Умирая, мусульманин возвращается к Аллаху. Поэтому выражение сожаления в связи со смертью не одобряется в исламе. Оно расценивается как недовольство волей Аллаха.

Изготовление надгробного памятника

Готовый памятник изготовят на заказ сотрудники фирм, которые оказывают различные ритуальные услуги. Состоятельные мусульмане заказывают памятники из гранита и мрамора. Предпочтение отдается черным плитам. В исламе черный цвет имеет особый статус, поскольку это цвет Священного камня Каабы. Пророк Мухаммед носил одежду черного цвета. Именно такое одеяние было на нем в день завоевания Мекки. Черный является цветом аббасидских халифов. Он символизирует силу, величие и могущество. Мусульмане стараются придать надгробному камню сходство с монолитным камнем Священной Каабы, который служит напоминанием о вечности загробной жизни.

Надписи на камне делают вручную, с помощью лазера или на фрезерном станке.

Ручная гравировка - самая трудоемкая и дорогая. Ее несомненным достоинством является долговечность. Прочитать написанное на надгробном камне при ручном способе нанесения фраз можно будет даже через несколько тысяч лет. Лазерная гравировка позволяет быстро и легко создавать сложные изображения с мельчайшими деталями. На фрезерном станке вырезают надпись и изображение немного дольше, чем с помощью лазера. Однако написанное после фрезерной гравировки сохраняется гораздо дольше, чем при лазерной обработке.

Более дешевым вариантом мусульманского надгробного сооружения является конус из металла с полумесяцем на вершине. На него помещают табличку с указанием имени и даты смерти усопшего.

Установка надгробного камня

Фирма, которая изготавливает надгробные сооружения, обычно и устанавливает их. Монтажные работы входят в стоимость услуг по изготовлению. Однако можно установить надгробие самостоятельно.

Для проведения строительных работ требуется получить разрешение у руководства кладбища. Наиболее подходящим периодом для установки могильной плиты является теплое время года с апреля по октябрь. Однако в некоторых случаях приходится выполнять работы зимой. В таком случае нужно обратиться к специалистам, которые имеют опыт установки памятников в холодное время года.

Чтобы надгробие простояло длительное время, не упало и не покосилось, на могиле создают цементную основу. После похорон должно пройти не менее 1 года. За это время земля просядет и приобретет устойчивость.

Чем крупнее камень, тем больше потребуется материала для создания массивного каркаса.

Могильные памятники даже весьма скромных размеров очень тяжелые. Вес надгробия среднего размера колеблется в пределах 120–200 кг. Поэтому для установки могильной плиты необходим труд нескольких человек.

Место на захоронении расчищают, делают углубление и формируют в нем подушку из бетона. Можно использовать цемент, щебень и песок. Если сооружение крупное, подушку укрепляют арматурой. При изготовлении цементной или бетонной основы в нее помещают вертикальные штыри. Позднее на них закрепляется памятник.

При установке памятного надгробия обязательно надо пользоваться строительным уровнем.

Мусульманские мазары

Мазаром называется могила мусульманского святого (авлия). Культура поклонения могилам святых и почитаемых людей начала развиваться в исламе с X века благодаря суфизму. Суфизм является эзотерическим течением в исламе. Оно проповедует аскетизм и духовность. Путь духовного совершенства суфия лежит через полное подчинение учителю и выполнение всех его наставлений.

Суфии верят, что молитвы, переданные через духовных наставников-посредников, имеют большую силу, чем обращенные непосредственно к Аллаху. Стараясь оказать почившим наставникам максимальный почет, их последователи сооружают на могилах мавзолеи (мазары). Традиция постройки на местах захоронений культовых сооружений появилась в исламе благодаря влиянию тенгрианства - древней языческой культуре тюрков. Языческое происхождение имеет и современный символ ислама - полумесяц со звездой.

Традиционный мусульманский мазар представляет собой помещение с четырехугольным основанием. Его венчает сферический купол. Постройка может быть очень большой, состоящей из нескольких помещений. Ее ограждают забором. Рядом с мазаром расположен вертикально установленный шест (туг). На вершине туга может находиться фигура раскрытой ладони, бутона или перекладина с прикрепленным к ней треугольным куском материи. Поскольку особенно почитаемые мазары расположены далеко от населенных пунктов, туги используются в качестве ориентира. Они помогают путникам обнаружить мазар. Мавзолеи выполняют функции мечети.

Путники могут остановиться и помолиться в мазаре.

Если ранее мазары устанавливали только на могиле авлия, в настоящее время мавзолеи устанавливают на могилах умерших родственников. Состоятельные люди заказывают массивные сооружения, напоминающие мечети или дворцы. Для постройки усыпальниц используют дорогие материалы (мрамор, гранит). Мазары украшают куполами, барельефами, полумесяцами, арками, колоннами, вычурными навершиями, парапетами и мазарными плитами.

Хотя Коран запрещает тратить деньги на возведение дорогих и массивных культовых сооружений, правоверные стараются продемонстрировать свою состоятельность, проявляя почтение к своим умершим родственникам.

Мусульманские саркофаги

Чтобы почтить память усопших родственников, на мусульманских могилах устанавливают богато украшенные саркофаги. Такое сооружение выглядит достойно и богато. Установка саркофага не осуждается исламскими авторитетами.

Верхней части мусульманского саркофага придают заостренную форму, традиционную для мусульманской культуры. Сооружение покрывают плиткой с изящным и сложным орнаментом. Используются характерные для ислама цвета. Особо почитаемым среди правоверных является зеленый цвет. Он отождествляет зеленое знамя пророка. Синий и фиолетовый считаются цветами тени. Они символизируют мистическое созерцание и приобщение к божественной сущности. Для украшения саркофагов используют белый цвет - любимый цвет пророка.

Он является символом святости и достоинства.

Подбирая расцветку облицовочного материала, надо отдавать предпочтение узорам с чистыми, светлыми и сияющими оттенками. Блеклые и замутненные цвета связывают с несчастьями и нищетой. Коричневые и серые оттенки не используются при оформлении мусульманских надгробных сооружений.

Мусульманские памятники на могилу выбирают очень тщательно. Это единственное, что родственники и друзья умершего могут сделать для него. При оборудовании могилы и оформлении надгробного камня мусульмане руководствуются законами Шариата, которые четко регламентируют похоронно-погребальные обряды. Правоверные готовятся к смерти заранее, осознавая ее неизбежность и примиряясь с нею. Они собирают деньги и подбирают вещи, необходимые для проведения ритуала погребения. Считается, что, если человек заранее побеспокоится о своих похоронах, ему будет ниспослана высшая благодать.

Древние традиции захоронения в исламе

На заре распространения ислама совершение ритуальных обрядов во время захоронения мусульман, посещение и почитание их могил были запрещены. Погребальные традиции были характерны для арабской культуры во времена язычества (джахилия). Несмотря на запрет, древние языческие обряды проникли в ислам. Они переплелись с религиозными элементами и стали неотъемлемой частью культуры многих мусульманских общин.

По мере укрепления позиций ислама опасения о возрождении язычества и многобожия стали постепенно рассеиваться. Поэтому отношение к погребальным традициям стало менее строгим. Запрет на посещение могил мусульман был отменен самим пророком Мухаммедом. Он считал, что поход на кладбище напомнит людям о смерти и заставит их задуматься о своей жизни. Хотя посещение могил больше не порицалось, почитание умерших осталось под запретом.

Мусульманские богословы раннего периода осуждали любые проявления почитания усопших. Запрещалось совершать паломничество к могилам уважаемых мусульман, возводить над местом их захоронения мавзолеи и мечети, поклоняться им и просить у них покровительства. Согласно верованиям, крупные и богато украшенные монументы вносят раздор среди умерших, лишая их заслуженного блаженства. Поэтому все ранее созданные постройки на кладбищах были разрушены.

Так же строго законы ислама регламентировали действия правоверных по отношению к их умершим родственникам. Они запрещали мусульманам собираться возле места захоронения и проводить жертвоприношения на кладбищах. Мусульманские авторитеты порицали оформление надгробных холмов материалами, при изготовлении которых использовался огонь (гипс, цемент). Огонь является самым известным видом наказания в Аду. Он может навлечь на умершего адские муки.

На могиле мусульманина разрешалось поставить памятный знак в виде камня или надгробной плиты.

Традиции ислама предписывают не оставлять надписей, изображений и узоров на надгробном сооружении.

Поверхность могильного холма или надмогильной плиты может находиться над уровнем земли на высоте не выше 4 пальцев. Такой высоты достаточно, чтобы можно было обнаружить могилу. Покрытие могилы должно быть идеально ровным.

Место для мусульманской могилы

Могилу (кабр) выкапывают на ближайшем к месту смерти мусульманском кладбище. Хоронить мусульманина среди иноверцев нельзя. Если жена правоверного принадлежала к другой вере, ее хоронят отдельно.

Место для захоронения подбирают с учетом того, чтобы лицо умершего было повернуто в сторону Киблы. Кибла является символом единобожия и ислама. Направление лица усопшего в сторону Священной мечети является признаком его поклонения Аллаху. Традиция направлять лицо умершего и лицевую часть надгробного камня в сторону Мекки до настоящего времени исполняется неукоснительно.

Могилу нужно расположить таким образом, чтобы к ней можно было свободно пройти, не наступая и не переступая захоронения других людей.

Законы ислама запрещают наступать не только на чужую могилу, но и на место, где похоронен родственник.

Ислам разрешает хоронить в одной могиле двоих умерших. Повторное захоронение осуществляют, когда находящийся в могиле труп полностью истлеет (через 50 лет). Между телами нужно сделать перегородку из земли или каменных плит. Без крайней необходимости не хоронят в одной могиле умерших одного пола или женщину и мужчину, которые являются друг для друга махрамами (брак между ними запрещен).

Как сооружают мусульманские могилы

Традиционная могила мусульманина содержит углубление, в которое укладывают тело (ляхд). Глубина могилы должна быть такой, чтобы в нее полностью поместился человек с поднятыми вверх руками (около 225 см). Однако если нет возможности вырыть такую яму, можно использовать менее глубокую. Главное, чтобы ее глубина была достаточной для того, чтобы до тела не добрались животные.

Длина могилы должна немного превышать рост почившего.

Ширина ямы обычно составляет половину ее длины (80–100 см). Яма должна быть достаточно широкой для того, чтобы в нее могли спуститься люди, которые осуществляют погребение.

На стороне, которая находится ближе к Кибле, располагают ляхд. Его высота составляет 55 см, а ширина — 50 см. При этом часть ляхда находится в нише за пределами погребальной ямы. Ниша углублена в стену на 25 см. Ляхд также находится ниже пола могилы на 20 см.

Если грунт рыхлый, стенку ляхда укрепляют каменной или деревянной стеной. Необходимо также укрепить потолок в нише. Труп прикрывают более тонкой плитой, чтобы земля не засыпала тело. Под голову и спину покойника подкладывают камни или землю, чтобы его лицо было направлено на Киблу. При этом правая щека умершего должна быть плотно прижата к земле.

Вместо ляхда сооружают шикку. Шиккой называется выемка на дне ямы, напоминающая канаву. По ее бокам устанавливают каменные или деревянные стены. Сверху шикку закрывают плитами и засыпают могилу землей.

Поверхность надгробного холма не должна находиться ниже уровня земли. Если почва неплотная, нужно насыпать на могилу больше земли. Когда она просядет, холм над могилой останется.

На могилу укладывают 2 камня - на уровне головы и ног.

Сверху надгробный холм посыпают щебнем, затем брызгают на него воду, чтобы камешки плотно прижались к земле. Это позволит сделать поверхность могилы ровной.

Современные погребальные традиции в исламе

Хотя надписи на надгробных камнях в исламе запрещены, разрешается указать на могиле имя умершего, чтобы можно было найти его могилу. В современном мире мусульманские богословы менее строго относятся к запрету использования изображения людей и фотографий на надгробных сооружениях.

Согласно верованиям ислама, изображение людей и животных заставляет верующих забыть о Боге и провоцирует безумие. Правоверные начинают поклоняться не Аллаху, а изображенным людям и животным. Но в последнее время мечеть стала разрешать делать на надгробиях изображения людей и устанавливать их фотографии. По настоянию родственников может быть выполнено даже изображение животных.

Несмотря на смягчение правил погребального ритуала, большинство мусульманских памятников имеют лаконичный вид. Наиболее распространенной является монолитная плита, верхушка которой выполнена в форме купола мечети или минарета. Кроме имени и даты смерти усопшего, на камне гравируют слова пророка или выдержки из мусульманских сур арабской вязью.

На памятнике умершей женщине изображают скромные растительные орнаменты, а также тематические композиции, характеризующие род деятельности покойной.

На женских надгробиях вырезают рисунок в виде шляпки или платка. На них часто изображают букет, в котором находится столько цветов, сколько родила и вырастила женщина детей.

Надгробные памятники на могилах усопших мужчин имеют изображения минаретов, мечети или тематические картинки, связанные с родом деятельности умершего. Верхняя часть надгробия на мужской могиле может быть выполнена в виде мужского головного убора — тюрбана. Она свидетельствует о высоком социальном положении усопшего. Признаком достатка является украшение на плите в виде фески.

На надгробиях часто изображают религиозные символы и обереги, символизирующие приверженность усопшего исламу. На погребальных плитах устанавливают символы ислама — полумесяц и звезду. При этом лучи полумесяца направлены справа налево. Часто используются при оформлении погребальных плит геометрические орнаменты в восточном стиле и рамки.

Для мусульманской традиции не характерно писать на памятниках слова любви и скорби. Умирая, мусульманин возвращается к Аллаху. Поэтому выражение сожаления в связи со смертью не одобряется в исламе. Оно расценивается как недовольство волей Аллаха.

Изготовление надгробного памятника

Готовый памятник изготовят на заказ сотрудники фирм, которые оказывают различные ритуальные услуги. Состоятельные мусульмане заказывают памятники из гранита и мрамора. Предпочтение отдается черным плитам. В исламе черный цвет имеет особый статус, поскольку это цвет Священного камня Каабы. Пророк Мухаммед носил одежду черного цвета. Именно такое одеяние было на нем в день завоевания Мекки. Черный является цветом аббасидских халифов. Он символизирует силу, величие и могущество. Мусульмане стараются придать надгробному камню сходство с монолитным камнем Священной Каабы, который служит напоминанием о вечности загробной жизни.

Надписи на камне делают вручную, с помощью лазера или на фрезерном станке.

Ручная гравировка - самая трудоемкая и дорогая. Ее несомненным достоинством является долговечность. Прочитать написанное на надгробном камне при ручном способе нанесения фраз можно будет даже через несколько тысяч лет. Лазерная гравировка позволяет быстро и легко создавать сложные изображения с мельчайшими деталями. На фрезерном станке вырезают надпись и изображение немного дольше, чем с помощью лазера. Однако написанное после фрезерной гравировки сохраняется гораздо дольше, чем при лазерной обработке.

Более дешевым вариантом мусульманского надгробного сооружения является конус из металла с полумесяцем на вершине. На него помещают табличку с указанием имени и даты смерти усопшего.

Установка надгробного камня

Фирма, которая изготавливает надгробные сооружения, обычно и устанавливает их. Монтажные работы входят в стоимость услуг по изготовлению. Однако можно установить надгробие самостоятельно.

Для проведения строительных работ требуется получить разрешение у руководства кладбища. Наиболее подходящим периодом для установки могильной плиты является теплое время года с апреля по октябрь. Однако в некоторых случаях приходится выполнять работы зимой. В таком случае нужно обратиться к специалистам, которые имеют опыт установки памятников в холодное время года.

Чтобы надгробие простояло длительное время, не упало и не покосилось, на могиле создают цементную основу. После похорон должно пройти не менее 1 года. За это время земля просядет и приобретет устойчивость.

Чем крупнее камень, тем больше потребуется материала для создания массивного каркаса.

Могильные памятники даже весьма скромных размеров очень тяжелые. Вес надгробия среднего размера колеблется в пределах 120–200 кг. Поэтому для установки могильной плиты необходим труд нескольких человек.

Место на захоронении расчищают, делают углубление и формируют в нем подушку из бетона. Можно использовать цемент, щебень и песок. Если сооружение крупное, подушку укрепляют арматурой. При изготовлении цементной или бетонной основы в нее помещают вертикальные штыри. Позднее на них закрепляется памятник.

При установке памятного надгробия обязательно надо пользоваться строительным уровнем.

Мусульманские мазары

Мазаром называется могила мусульманского святого (авлия). Культура поклонения могилам святых и почитаемых людей начала развиваться в исламе с X века благодаря суфизму. Суфизм является эзотерическим течением в исламе. Оно проповедует аскетизм и духовность. Путь духовного совершенства суфия лежит через полное подчинение учителю и выполнение всех его наставлений.

Суфии верят, что молитвы, переданные через духовных наставников-посредников, имеют большую силу, чем обращенные непосредственно к Аллаху. Стараясь оказать почившим наставникам максимальный почет, их последователи сооружают на могилах мавзолеи (мазары). Традиция постройки на местах захоронений культовых сооружений появилась в исламе благодаря влиянию тенгрианства - древней языческой культуре тюрков. Языческое происхождение имеет и современный символ ислама — полумесяц со звездой.

Традиционный мусульманский мазар представляет собой помещение с четырехугольным основанием. Его венчает сферический купол. Постройка может быть очень большой, состоящей из нескольких помещений. Ее ограждают забором. Рядом с мазаром расположен вертикально установленный шест (туг). На вершине туга может находиться фигура раскрытой ладони, бутона или перекладина с прикрепленным к ней треугольным куском материи. Поскольку особенно почитаемые мазары расположены далеко от населенных пунктов, туги используются в качестве ориентира. Они помогают путникам обнаружить мазар. Мавзолеи выполняют функции мечети.

Путники могут остановиться и помолиться в мазаре.

Если ранее мазары устанавливали только на могиле авлия, в настоящее время мавзолеи устанавливают на могилах умерших родственников. Состоятельные люди заказывают массивные сооружения, напоминающие мечети или дворцы. Для постройки усыпальниц используют дорогие материалы (мрамор, гранит). Мазары украшают куполами, барельефами, полумесяцами, арками, колоннами, вычурными навершиями, парапетами и мазарными плитами.

Хотя Коран запрещает тратить деньги на возведение дорогих и массивных культовых сооружений, правоверные стараются продемонстрировать свою состоятельность, проявляя почтение к своим умершим родственникам.

Мусульманские саркофаги

Чтобы почтить память усопших родственников, на мусульманских могилах устанавливают богато украшенные саркофаги. Такое сооружение выглядит достойно и богато. Установка саркофага не осуждается исламскими авторитетами.

Верхней части мусульманского саркофага придают заостренную форму, традиционную для мусульманской культуры. Сооружение покрывают плиткой с изящным и сложным орнаментом. Используются характерные для ислама цвета. Особо почитаемым среди правоверных является зеленый цвет. Он отождествляет зеленое знамя пророка. Синий и фиолетовый считаются цветами тени. Они символизируют мистическое созерцание и приобщение к божественной сущности. Для украшения саркофагов используют белый цвет — любимый цвет пророка.

Он является символом святости и достоинства.

Подбирая расцветку облицовочного материала, надо отдавать предпочтение узорам с чистыми, светлыми и сияющими оттенками. Блеклые и замутненные цвета связывают с несчастьями и нищетой. Коричневые и серые оттенки не используются при оформлении мусульманских надгробных сооружений.

Самое подробное описание: молитва на памятник мусульманская - для наших читателей и подписчиков.

Памятники мусульманам. Про портреты и надписи.

Мусульманские памятники на могилу. Про изображение усопшего в сочетании с надписями на арабском.

Для каждого человека естественно желание похоронить усопшего согласно своим традициям. Наши кладбища также многонациональны, как и наша страна. Только по памятникам можно понять кто именно тут лежит: православный или мусульманин. У каждой веры свое отношение к смерти. Если для православия характерна некоторая красочность похорон, то для мусульман это просто недопустимо. Ислам – строгая и особенная религия, при этом она интересна своей необычностью и древними устоями.

Наши кладбища также многонациональны, как и наша страна.

Как ставят памятники у мусульман

Особенность ислама в отношении к самой смерти. Достаточно посмотреть какие бывают памятники мусульманские на могилу на фото, чтоб понять это отношение. Для мусульман смерть не может быть неожиданной или внезапной. Для них смерть – явление обязательное и неизбежное для вознесения в Рай Аллаха. Поэтому фото мусульманских памятников – надгробий не содержит никаких украшений. Максимум, что они могут себе позволить: изготовить верхушку памятника в виде минарета или же купола мечети.

По традиции памятник на могилу мусульманина должен быть максимально сдержанным, без фотографий. Изначально ислам строго запрещал изображать лица и даже сегодня шариат неумолим. Особенно это строго у татар, поскольку эта нация считается самой ревностной в исполнении канонов ислама. Фото татарских памятников на могилу показывает исключительно монолитные надгробия, в основном, из темного мрамора или гранита.

Однако современные веяния внесли поправку и мечеть стала разрешать делать изображения лиц и даже животных по желанию родственников. Обязательным осталась надпись на памятнике. Обычно это гравировка слово Пророка или выдержки из мусульманских сур на арабском языке.

Но согласно другим источникам:

Важно заметить, что для обозначения могилы не запрещено написать на ней имя (умершего). Однако мнения о вырезании аятов Корана различаются: от макруха (нежелательного) до харама (запрещенного). Следовательно, лучше не вырезать (на могиле) аяты Корана в знак уважения к Слову Аллаха.

Разрешено помечать могилы камнями или палками, как об этом сказано в хадисе, рассказанном Ибн Маджей. В этом хадисе Анас передал такие слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Я смог узнать могилу Ибн Мазуна по камню, который ее обозначал».

В другой версии он также запретил наступать на могилы. В версии Ан-Нисаи Пророк запретил надстраивать что-либо над могилами, присоединять к ним что-либо, покрывать их штукатуркой и писать на них.

Это свидетельствует, что на могилах запрещено делать какие-либо надписи. Согласно мнениям имамов Ахмада и Аш-Шафии, предписание Пророка не писать ничего на могилах нужно понимать так, что подобные надписи являются макрух (нежелательными), что бы там ни было написано – аяты Корана или имя похороненного человека. Однако ученые школы Шафии добавляют, что если это могила известного ученого или праведника, то даже стоит написать на ней его имя или обозначить ее – и это будет похвальным делом.

Имам Малик считал, что написание аятов Корана на могилах – это харам, а написание имени и даты смерти – макрух.

Ученые школы Ханафи считали, что писать что-либо на могиле можно лишь для того, чтобы обозначить ее местонахождение, а любые иные надписи на ней вообще нежелательны.

А Ибн Хазм даже счел, что написание имени умершего на камне не является макрухом.

Согласно вышеупомянутому хадису, написание аятов Корана на могилах является запрещенным (харам), особенно если учесть, что эти могилы ровняются с землей и люди могут на них наступить.

Куда ставят памятник у мусульман и в какую сторону должен быть обращен – это важнейший момент. Памятник может быть установлен только таким образом, чтобы его лицевая часть была обращена только к востоку, к самой Мекке. Это незыблемая традиция и мечеть к этому относится строго.

Красивые мусульманские памятники на могилу шариат ставить не разрешает, если говорить о традиции. Вера учит тому, что красота, склепы, разные надгробия вносят раздор среди умерших правоверных и мешают им наслаждаться благоденствием, дарованным им Аллахом. Поэтому предписывается, чтобы все памятники были строгими и сдержанными по украшениям. Мечеть разрешает для мусульманок гравировать букет цветов по числу детей, для мужчин полумесяц.

Перевод смысла: O Аллах, раб Твой и сын рабыни Твоей нуждался в Твоём милосердии, а Ты не нуждаешься в мучениях его! Если творил он благие дела, то добавь ему их, а если совершал он дурное, то не взыщи с него!

Аллахумма, ‘абду-кя ва-бну ама-ти-кя ихтаджя иля рахмати-кя, ва Анта ганийун ‘ан ‘азаби-хи! Ин кяна мухсииан, фа зид фи хасанати-хи, ва ин кяна му- си’ан, фа таджаваз ‘ан-ху!

Перевод смысла: O Аллах, прости его, и помилуй его, и избавь его (от мучений и искушений могилы.) , и окажи ему милость, и окажи ему хороший приём (то есть, сделай его удел в раю хорошим), и сделай могилу его просторной, и омой его водой, снегом и градом, и очисти его от прегрешений, как очищаешь Ты белую одежду от грязи, и дай ему взамен дом лучше его дома, и семью лучше его семьи и жену лучше его жены, и введи его в рай и защити его от мучений могилы и от мук огня!

Аллахумма-гфир ля-ху (ля-ха), ва-рхам-ху(ха), ва ‘афи-хи(ха), ва-‘фу ‘ан-ху(ха), ва акрим нузуля-ху(ха), ва васси’ мудхаля-ху(ха), ва-гсиль-ху(ха) би-ль- ма’и, ва-с-сальджи ва-ль-баради, ва нак- кы-хи(ха) мин аль-хатайа кя-ма наккайта- с-сауба-ль-абйада мин ад-данаси, ва аб-диль-ху(ха) даран хайран мин дари-хи(ха), ва ахлян хайран мин ахлихи(ха), ва зауд-жан хайран мин зауджи-хи(ха), ва адхыль-ху(ха)-ль-джанната ва а’ыз-ху(ха) мин ‘азаби-ль-кабри ва ‘азаби-н-нари! (В скобках приведены окончания женского рода при мольбе за покойную женщину)

Молитва на памятнике мусульманину.

С уважением, Юрий.

Бисмилля рахмани рахим. – это начало всех начал. с этого начинается молитва. когда рождается человек, когда умирает. любое дело начинается с этого

Эпитафии религиозные

Религиозные эпитафии выражают веру в Бога и загробную жизнь. Надписи на памятник христианам, иудеям, мусульманам. Стихи и цитаты из Библии и Корана.

Кому ты дорог был при жизни,

Кому дарил свою любовь,

Те за твое упокоение

Молиться будут вновь и вновь.

Без настоящего, но с будущим!

Дай вам Бог стойкости и мужества!

Дай вам Бог единства, стойкости и добродетели!

Несть, Господи, грехов и злодеяний

Превыше милосердья Твоего!

Рабу /(рабе) земли и суетных желаний

Прости грехи за горести его /(ее) !

Ныне отпущаемые раба твоего /(рабы твоей) Владыко по глаголу твоему с миром.

Память его /(ее) довека в благословении!

Когда-то смерть примирила Иисуса с человечеством.

Во свете Твоем, Господи, мы видим свет!

Грехов юности моей и преступлений моих не вспоминай; но в милости Твоей вспомни меня Ты!

Жизнь, как танец, как полёт

В вихре света и движенья.

Верю: смерть - лишь переход.

Знаю: будет продолженье.

В своей доброте Господь дарует нам что мы хотели Вся эпитафия:

Отныне каждый отвечает сам:

Я - перед Богом, вы - перед людьми!

Где добродетель? Где краса?

Кто здесь следы ее приметит?

Увы, здесь дверь на небеса:

Сокрылась в ней - да солнце встретит!

Зачем не к ликам, старостью измятым,

Пришла ты, Смерть, а сорвала мой цвет?

Затем, что в небесах приюта нет

Запятнанному тленьем и развратом.

Я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего!

Для Бога все живые!

Надежда моя на Тебя, Господи!

Сыны человеческие в тени крыл Твоих, Господи, покойны!

Плоть моя успокоится в уповании; ибо Ты не оставишь души моей в аде!

Южная мемориальная компания – Изготовление памятников

Мусульманские

ПАМЯТНИКИ МУСУЛЬМАНСКИЕ

Коллекция надгробий мусульманских памятников по канонам Шариата в современном исполнении.

В каталоге представлены мусульманские могильные памятники из чёрного гранита. По Вашему желанию, возможно изготовить надгробный памятник из мрамора , или из гранита других цветов (например из красного, серого или зелёного гранита) по эскизам каталога.

От 17 000р. От 17 000р. От 20 000р. От 21 000р. От 20 000р. От 25 000р.

ОФОРМЛЕНИЕ

Как оформить мусульманский памятник решать только Вам, а мы предлагаем Вам некоторые возможные варианты оформления мусульманского памятника .

Мусульманские памятники оформляются в лаконичном стиле . На мусульманском памятнике не пишут эпитафии, и прочие скорбные надписи, поскольку это противоречит самой идее восприятия смерти в Исламе.

На каменную стелу арабской вязью наносится надпись с мусульманским именем покойного и датой его смерти. Помимо этого, можно выгравировать на памятнике изображение полумесяца и выбранную Вами суру из Корана или молитву.