Гадкий утенок - психологическая интерпретация сказки. (К.Эстес - Бегущая с волками)

Аудиосказка «Гадкий утенок» длится всего 25 минут. Но в это время вложено столько эмоций, столько переживаний и радости, что малыш с упоением будет слушать рассказ, не отвлекаясь на другие занятия.

Сказку можно включать перед сном детям любого возраста. Произведение звучит очень спокойно, диктор (женщина) четко проговаривает слова, читает с выражением, а весь рассказ сопровождается приятной музыкой. Поскольку длительность рассказа невелика, прослушивать его можно за один раз. Если ребенок слишком маленький (1-2 года), разделите произведение на две части – до побега из птичьего двора, и жизнь Гадкого утенка после него. В конце прослушивания обязательно обсудите с ребенком поведение птиц и животных из сказки, закрепив, таким образом, ее сюжет и мораль.

Слушать онлайн

Аудиосказка «Гадкий утенок» - не просто рассказ о птичьем дворе. В сказке на самом деле скрыта глубокая мораль, о которой поговорим чуть позже. В сказке автор рассказывает, как в птичьем дворе, где царят свои законы и права, утка вывела из яиц красивых утят. Но один из них был совершенно не похож на других: он был несуразным, каким-то слишком большим, с некрасивым серым оперением. И-за его внешности малыша прозвали Гадким утенком.

Чему же учит сказка?

Главная мораль произведения – нельзя судить о человеке лишь по его внешнему виду. Ведь не то золото, которое блестит. Важно то, какая у человека душа, насколько он добр, отзывчив, дружелюбен. Ведь если кто-то не похож на нас, совсем не значит, что он плохой человек или чем-то отличается от других. Кроме того, всегда нужно верить в свои силы и возможности, и тогда любая задача легко разрешится. Никогда нельзя опускать руки, если судьба преподносит испытания: любая проверка, посланная свыше, делает нас сильнее, закаляет, делает мудрее. И главное – нужно любить себя таким, какой ты есть, и это обязательно в будущем приведет к большому успеху.

Сюжет сказки

С тех пор, как утенок появился на свет, его жизнь не задалась: его постоянно унижали, издевались над ним, прогоняли и дразнили. Против утенка ополчились все: взрослые, дети, и даже его мама-утка. Гадкий утенок, не выдержав такого напора ненависти, решает сбежать с птичьего двора.

Болото – новое пристанище беглеца. Здесь он находит новых друзей, переживает маленькие радости и горькие утраты. Некоторое время Гадкий утенок живет в избушке женщины, которая по слепоте своей приняла бедолагу за жирную утку. Но и здесь утенку не повезло: курица и кот хозяйки выдворили его из своего дома. Гадкий утенок был вынужден вернуться на болото, где спустя некоторое время произошло волшебство: весной, когда перелетные птицы вернулись в родные края, на болоте утенок увидел прекрасных белых лебедей, и так ему захотелось подплыть к ним, что он решился на этот шаг, даже если этот поступок угрожал бы его жизни. И, о чудо! В отражении воды он увидел себя – Гадкий утенок превратился в такого же прекрасного лебедя, как и те, которые плавали по озеру. С этих пор жизнь некогда гадкого утенка кардинально изменилась.

Про автора

Ганс Христиан Андерсен - всемирно известный датский поэт, прозаик, писатель. Его сказки с упоением слушают и взрослые, и малыши. Уже много лет его творчество почитается всеми народами мира, а его сборники сказок часто становятся настольными книгами детей и их родителей.

За 70 лет жизни Ганс Христиан Андерсен написал более 170 произведений в прозе и стихах. Каждая сказка таит в себе особую мысль: здесь читатель видит и романтику, и реальность, и юмор, и иронию, и фантазию. Андерсен очень четко подмечает эгоизм своих героев, высмеивает их самодовольство, самолюбие. В своих произведениях осуждает общественное неравенство, поскольку в детстве он не был мальчиком, рожденным в богатой семье, и не понаслышке знал, что значит быть бедным. Все свое разочарование в социуме и окружающих людях он выливал в свои сказки, стихи, прозу. Его произведения многому учат.

Цели:

  1. Познакомить детей с творчеством Х.К. Андерсена и сказкой “Гадкий утенок”
  2. Формирование интереса у учащихся к произведениям Г.Х. Андерсена
  3. Развитие памяти, мышления, формирование навыков по развитию речи
  4. Пополнение словарного запаса учащихся
  5. Отрабатывать дикцию и выразительность
  6. Воспитывать любовь к родной природе
  7. Расширить читательский кругозор
  8. Перенести взаимопомощь, милосердие, сострадание к чужой боли в жизнь детского коллектива

Оборудование:

  • Учебник литературного чтения
  • Выставка книг Г.Х. Андерсена

Ход урока

1. Проверка домашнего задания

2. Работа по новой теме

а) знакомство с творчеством Г.Х. Андерсена

Сегодня мы познакомимся с творчеством Г.Х. Андерсена (вывешивается на доску портрет).

Ганс Христиан Андерсен родился 2 сентября 1805 года в небольшом датском городке Оденсе на острове Фюн в семье башмачника. Отец его был сапожником, а мама целые дни, стоя по колено в холодной речной воде, стирала бельё для богатых людей. Люди они были добрые и работящие, но никак не могли выбраться из нужды. Он отличался от других детей своей фантазией, именно это качество и было той волшебной палочкой, по взмаху которой стены бедной каморки раздвигались, и ящик с землёй под окном превращался в цветущий сад. Самым его сильным увлечением был театр. Он был рад театральной афише, которую он получал в награду за помощь. Дома он раскрывал эту афишу и начинался спектакль, созданный его воображением. Ещё у него был свой кукольный театр, который смастерил ему отец. И вот настал тот день, когда родной город встречал его праздничными фейерверками.

Больше всего на свете Г.Х.Андерсен ценил чистое сердце, настоящий ум и доброту.

Герои сказок Г.Х.Андерсена – люди, животные, игрушки и самые неприметные вещи. В сказках Андерсена рядом живут слёзы и смех, горе и радость – как в настоящей жизни. Он был великим сказочником и понимал, что даже самая волшебная сказка должна отражать жизнь. Г.Х.Андерсен стал добрым советчиком для всех детей.

Давайте посмотрим на картинки и вспомним, какие сказки написал Г.Х.Андерсен (на доску вывешивается по очереди каждая картинка со сказкой Андерсена: “Огниво”, “Снежная королева”, “Новый наряд короля”, “Свинопас”, “Дюймовочка”, Принцесса на горошине”, “Стойкий оловянный солдатик”.

Ребята, обратите внимание на выставку книг. Все эти сказки принадлежат перу Г.Х.Андерсена. Одна и та же сказка представлена в различном художественном оформлении.

3. Сообщение цели урока

Ребята! Сегодня на уроке мы познакомимся со сказкой Г.Х.Андерсена “Гадкий утёнок” и узнаем трогательную историю его героя.

О чём вам говорит заголовок?

Сейчас в исполнении мастера художественного слова мы с вами послушаем часть этой сказки (учащиеся слушают грамзапись).

4. Первичное восприятие текста сказки

Какое чувство пробудила у вас эта история? Что вас особенно тронуло, когда вы слушали эту сказку? Почему так называется сказка?

Выразите своё отношение к сказке.

Мне очень жаль бедного утёнка, так как он не виноват в том, что родился таким некрасивым. У него доброе сердце и это поможет ему в жизни.

5. Вторичное осмысленное чтение

Ребята, сейчас мы прочитаем ещё раз первую часть этой сказки. Но прежде “волшебное солнышко” поможет нам разобрать нам непонятные (трудные) слова, которые встретятся нам при чтении.

6. Словарная работа

  • Рожь – хлебный злак, молотые зёрна которого обычно служат для выпечки ржаного хлеба.
  • Стог – куча плотно уложенного сена под открытым небом.
  • Лопух – растение (репейник), у него широкий, овальной формы лист.
  • Выкарабкались – после больших усилий вылезть из скорлупы.
  • Озираться – оглядываться назад.
  • Гадкий – некрасивый, вызывающий отвращение.
  • Канава – длинный, неширокий ров.
  • Бултыхнуться – падать в воду.
  • Ров – длинное углубление, вырытое в земле.

7. Физкультминутка (под музыку)

Кто хочет разговаривать,/
Тот должен выговаривать,/
Всё правильно и внятно,/
Чтоб было всем понятно.//

Мы будем разговаривать,
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

О чем мы с вами прочитали?

Где сидела утка?

Прочитайте, как появились на свет утята.

Какое первое слово они произнесли?

Что ответила им утка?

Что стали делать утята, когда уже выбрались из скорлупы?

Почему утка-мать не мешала им разглядывать листья лопуха?

Все ли утята сразу появились на свет?

Почему утка снова уселась в чаще лопуха?

Каким оказался, по мнению утки, последний утёнок?

Что сказала утка, когда увидела последнего утёнка? На кого он был похож?

Как можно озаглавить первую часть? Но сначала давайте представим себе лопух, в чаще которого сидела утка, и заглянем туда.

Что мы там увидим?

“Рождение утят”

“Ожидание последнего утёнка”

“Некрасивый утёнок” (деление на микрочасти)

Вот мы прочитали с вами первую часть и увидели, что в ней тоже есть маленькие законченные части.

Вспомним, о чём первая часть? (Как родились на свет утята).

А вторая часть? (Ожидание последнего утёнка из большого яйца).

А третья часть? (Некрасивый утёнок).

б) Какие чувства мы должны у них пробудить?

Кроме того, слушатели должны понять, как автор относится к своим героям, какое отношение они вызывают у вас, т.е. мы должны вместе определить задачу чтения каждого отрывка.

“Рождение утят”

Итак, скорлупки затрещали, утята выкарабкались, посмотрели кругом.

Мы рады, что утята появились на свет? (да)

“Ожидание последнего утёнка”

Утка-мама увидела ещё одно целое яйцо и все стали ожидать рождения последнего утёнка. Когда будем читать, что передадим слушателям? (Все волнуются и ждут рождения последнего утёнка).

“Некрасивый утёнок”

О чём сообщается в этом отрывке? (Появление последнего утёнка на свет).

Что сказала утка, когда увидела последнего родившегося утёнка?

Должна ли была она так говорить?

На кого он был похож, по мнению утки?

Если бы вы были художниками, что бы вы нарисовали к первой части?

Подготовка к выразительному чтению.

А теперь давайте выберем тон (загадочный); темп (неторопливый).

Подумайте, где нужны паузы (остановки) при чтении, какие слова нужно выделить голосом при чтении.

8. Работа по второй части

Вторичное осмысленное чтение второй части сказки.

Куда отправилась утка со своей семьёй? (К ближайшей канаве)

Как утята учились плавать?

Как плавал серый утёнок?

Деление на микрочасти.

“Купание утят”.

О чем мы прочитали? (как утята научились плавать).

“Птичий двор”.

О каких опасностях предупредила утка своих деток? (Чтобы они береглись кошек и смотрели, чтобы на них никто не наступил)

Что ожидало бедного, некрасивого утенка на птичьем дворе? (Его клевали и толкали, никто не давал ему проходу)

Что говорили о нем на птичьем дворе?

Как повел себя индейский петух? (Подлетел, залопотал, гребешок у него налился кровью)

Как страдал утенок из-за своей внешности? (Он жалел, что родился таким, что никто не хочет с ним из-за этого дружить)

Когда будем читать, что передадим слушателям? Какова задача нашего чтения? (Нам очень жаль бедного утенка, который не виноват, что родился таким. Своим чтением, мы будем осуждать все тех, кто обижал его, несмотря на его доброе и золотое сердце.)

“Утенок убежал”.

Почему утенку пришлось бежать с птичьего двора? (Все его гнали, обижали, даже мама, братья и сестры называли его уродом; куры клевали, утки щипали, а девочка, кормившая кур – отталкивала ногой).

Имели ли все на это право? (Нет, он не виноват, что родился таким, он добрый – а это главное качество).

Как вы относитесь к девочке, кормившей кур?

А как бы вы поступили на ее месте?

Что мы сообщим нашим слушателям? (Нам жаль бедного утенка, мы осуждаем тех, кто его обижал)

Подготовьтесь к выразительному чтению.

Самоподготовка. Конкурс чтецов.

Чему учит сказка? (Нельзя судить только по внешности, надо судить по поступкам и делам)

Молодцы, ребята.

9. Подбор пословиц к сказке.

Давайте подберем пословицы к этой сказке (у каждого ученика листочек с пословицами) и объясним их смысл.

  • Язык острее меча.
  • Некрасив собой, но красив душой.
  • Суди не по внешности, а суди по делам.
  • Всему свое время.
  • Слово не воробей – вылетит, не поймаешь.
  • Не бросай друга в несчастье.
  • Друзья познаются в беде.

10. Поурочный балл

11. Домашнее задание: чтение и пересказ сказки

12. Итог урока

Что особенно понравилось на уроке?

Чтобы вы хотели повторить?

Главный герой сказки Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок» — птенец из одной многочисленной утиной семьи. От своих братьев и сестер он отличался неприглядной внешностью и большими размерами. Обитатели птичьего двора сразу невзлюбили его и старались клюнуть побольнее. Даже девушка, приносящая птицам корм, отталкивала его от остальных птенцов.

Не вынеся такого отношения, птенец убежал с птичьего двора. Он добрался до болота, и там спрятался от всех. Но и на болоте ему не было покоя – пришли охотники и начали стрелять гусей. Бедный путешественник прятался весь день от охотничьих собак, а ближе к ночи убежал с болота.

Он наткнулся на ветхую избушку, в которой жила одна старушка. У старушки были кот и курица. Старушка плохо видела, и большого некрасивого птенца она приняла за жирную утку. Рассчитывая, что утка будет нести яйца, она оставила птенца жить в своем доме.

Но со временем птенцу стало скучно в избушке. Ему хотелось плавать и нырять, а кот и курица неодобрительно относились к его желанию. И утенок ушел от них.

До самой осени он плавал и нырял, вот только лесные жители не хотели с ним общаться, настолько он был некрасив.

Но однажды на озеро прилетели большие белые птицы, при виде которых птенца охватило странное волнение. Ему страстно захотелось походить на этих красавцев, имя которым было лебеди. Но лебеди покричали, пошумели и улетели в теплые края, а птенец остался зимовать на озере.

Зима была холодная, и горемыке-утенку приходилось трудно. Но время шло. Однажды он снова увидел красивых белых птиц и решил выплыть к ним. И тут он увидел свое отражение в воде. Он был как две капли воды похож на белоснежных красавцев-лебедей. Он тоже был лебедем!

Кто знает, по каким причинам лебединое яйцо оказалось в утином гнезде? Но из-за этого маленькому лебедю пришлось перенести немало трудностей и хлебнуть много горя. Но все закончилось хорошо, и теперь его все любили и восхищались его красотой.

Таково краткое содержание сказки.

Главный смысл сказки «Гадкий утенок» состоит в том, что нельзя угадать, каким будет ребенок, когда вырастет. Возможно, сейчас ребенок непригляден и некрасив, неумел и неловок, но, повзрослев, он будет совсем другим. Всё приходит вовремя к тому, кто умеет ждать. Сказка учит нас не торопить события, делать выводы вовремя. А что касается детей, то не надо среди них выбирать красивого. Если ребенок с детства будет видеть любовь и доброе к нему отношение, он сможет вырасти и стать прекрасным и душой и телом.

В сказке мне понравился персонаж утенок, потому что трудности не сломили его, он оказался твёрд духом.

Какие пословицы подходят к сказке «Гадкий утенок»?

Сколько утке не бодрись, а лебедем не быть.
Всякий считает своих гусей лебедями.
Наперед не узнаешь, где найдешь, где потеряешь.

Чему учит сказка "Гадкий утенок"?

    Мне кажется эта сказка Андерсена учит не относится с пренебрежением к другим людям, какими бы странными они нам не казались. Любой человек по своему уникален и чем-то отличается от других. В любом человеке скрыто что-то такое, что может несказанно удивить вас в определенный момент и хорошо если вам не придется раскаиваться в своем отношении к этому человеку и просить прощения. Конечно история терпеливого, стоического отношения к трудностям тоже имеет свою мораль, вроде того, что любые испытания в итоге приводят к успеху и закаляют характер, если человек умеет переносить их с достоинством, не сломавшись. Но это идея есть во многих сказках.

    На мой взгляд, в сказке Гадкий утнок заложен глубокий философский смысл. Главный вывод, который я сделала для себя давным-давно, когда уже сама прочитала эту сказку: не нужно бояться быть белой вороной , то есть непохожей на других.

    Ведь что такое птичье царство в сказке Ганса Андерсена? Не для кого не секрет, что это наше человеческое общество. И если ты не похож на других, не вписываешься в общую картину жития-бытия, то тебя или заклюют, или затопчут. Поэтому, нужно быть и очень смелым, и очень сильным, и очень талантливым, чтобы, выделившись из толпы, вс время ходить с высоко поднятой головой. Время от времени повторяя про себя (и напоминая себе), что я не такой как все! Я — это я!

    учит не обращать внимание на внешние критерии и верить в исполнение желаний.

    Эта сказка доводит нам очень умную мысль автора,который нам хотел сказать,что в человеке не важен внешний вид,а главное то,что находится в его душе и сердце.Он нам хочет сказать еще и о том,что как говорят,с лица воды не пить,и если внешность не яркая и не такая как у всех,это еще ни о чем не говорит.

    И судить нужно не по одежке изначально,а по поступкам человека и по уму.

    Потому что из страшненького гусенка в жизни может стать сильный и красивый лебедь,только ему нужно время для такого преображения.

    И еще это намек на то,что всегда нужно себя любить,какой бы внешности ты не был.И то,что если верить и любить себя,то в будущем это даст хорошие плоды и в будущем приводит к личному успеху.

    Сказка о гадком утенке учит верить в себя и не сдаваться ни при каких обстоятельствах. Вера в себя, любовь ближних превращает гадкого утенка в прекрасного лебедя. Но только всему свое время. нужно только выдержать, а значит сказка учит терпению.

    В основу сказки Гадкий утенок положен мотив о необычном существе. На самом деле утенок просто другой.

    Лучше найти людей, к которым вы принадлежите. Утнок преобразится, когда окажется среди лебедей, увидит свое отражение и посмотрит на себя по новому.

    Сказка Гадкий утенок.

    Все мы помним начало и конец этой сказки. Один из утят оказался совсем непохожим на остальных, только поэтому все обитатели двора отнеслись к нему с враждой, презрением. А что стало потом, когда этот неказистый малыш вырос? Он превратился в прекрасную птицу, на которую потом с восхищением и смотрели те, кто его клевал и прогонял.

    Какова мораль сказки, чему она учит? Тому, что внешность обманчива, нельзя судить о ком бы то ни было лишь по тому, как он выглядит. Нельзя с пренебрежением относиться к тем, кто не похож на нас, ведь в итоге они могут оказать гораздо прекраснее нас, если же и не внешне, как это было с гадким утенком, который вырос красивым лебедем, то по своим душевным качествам.

    Сказка учит быть терпимыми к тем, кто на нас непохож

    Утенок был не такой как все — и все над ним издевались

    Зато когда он вырос и стал красивым лебедем — все стали ему завидовать

    Так если если среди ваших знакомых есть человек не такой как все — его нужно уважать

    Кто знает — возможно однажды он может стать вашим начальником например)

    Так что сказка Гадкий Утенок действительно имеет большое смысл

    И да — никогда не сдавайтесь. Какие бы преграды у Вас на пути не стояли

    Все пройдет, и зло бумерангом вернется к тем, кто его сделал.

    Эта сказка учит добру и терпению. И в данном случае именно терпение поставило все в конце сказки на свои места. Да в нашем нездоровом обществе часто происходят события как в сказке Гадкий утенок. Многие привыкли судить по себе и все кто от них отличаются выступают предметом насмешек и издевательств. Но так уж устроен мир, что всегда люди собираются в группы по подобию как внешнему, так и внутреннему и это действительно заложено еще у животных. А те кто непохож или думает и поступают не как все и являются объектом нападок и издевательств. И недаром в народе говорят лучше быть одному, чем невесть с кем. А примером можно считать и Коперника, только его судьба окончилась плачевно. Но на это и сказки, где всегда бывает счастливый конец.

    Эта сказка учит верить в лучшее, надеяться в любой ситуации, терпеливо переносить все невзгоды. Ведь если в жизни все плохо, если человека не принимают и не понимают окружающие, нельзя опускать руки. Жизнь часто делает неожиданные повороты, трудности закаляют характер, что-то меняется в судьбе, и черная полоса жизни может закончиться в любой момент.

    Вспоминаю свои ощущения, когда я была ребенком: мне было настолько жаль гадкого утенка, что он казался мне милее всех других персонажей во сто крат.

    Очень мощная сказочная зарисовка, на мой взгляд. Она о том, что что-то с первого взгляда неказистое может дать чудесные плоды. О том, что потенциал не всегда виден, но даже и не это самое важное. Гадкий утенок мог бы стать гадкой птицей, но от этого не стал бы мною менее любим. Важна внутренняя составляющая, способность ее переложиться в итоге на внешнюю составляющую — только лишь приятный бонус. Красота — это не самое главное, главное — это доброта, открытость, честность и целеустремленность.

Что является главной пищей для души? Это во многом зависит от человека, но можно назвать некоторые сочетания - считайте их душевной макробиотикой. Для одних женщин необходимы воздух, ночь, солнечный свет и деревья. Других могут насытить только слова, бумага и книги. Для третьих самое важное - цвет, форма, тень и глина. Одни женщины должны прыгать, покачиваться, бегать, потому что их душа жаждет танца. Другие жаждут покоя, как плакучие ивы.

Но есть еще один момент, заслуживающий внимания. Заблудившиеся зиготы учатся искусству выживать. Тяжело годами жить рядом с людьми, которые не могут помочь твоему расцвету. Освоить эту науку - большое достижение: ведь для многих оно остается всего лишь словом. И все же в процессе индивидуации настает этап, когда угроза получить травму в основном миновала. Теперь время переходить на следующую ступень после выживания - к исцелению и процветанию.

Если остановиться на стадии выживания, не переходя к процветанию, мы тем самым обедним себя, ограничим свою энергию только собой, а свою силу в этом мире урежем больше чем наполовину. Человек может так гордиться своим умением выживать, что оно станет помехой дальнейшему творческому развитию. Иногда люди боятся расстаться со званием выжившего и идти дальше: ведь, как-никак, это звание, знак отличия, достижение, которым можно гордиться.

Вместо того чтобы ставить умение выживать во главу угла, лучше относиться к нему не как к единственному своему достоинству, а как к одному из многих. Человек заслуживает обилия воспоминаний, медалей и наград за то, что он жил - жил по-настоящему и одержал победу. Но, когда угроза миновала, есть опасность и дальше называть себя именами, полученными в эту самую страшную пору жизни. Это создает некий настрой ума, который может нас ограничить. Не стоит основывать свою душевную самобытность исключительно на подвигах, утратах и победах, сопутствовавших трудным временам. Да, умение выживать может сделать женщину крепкой, как солонина; но на каком-то этапе, полагаясь исключительно на это свойство, она сама начинает тормозить свое дальнейшее развитие.

Если женщина постоянно твердит: "Я выжила", - хотя время для этого прошло, - ясно, над чем ей предстоит работать дальше. Нужно перестать опираться на архетип выжившей, как на костыль, иначе ничто новое не сможет появиться на свет. Я привожу пример цепкого маленького растения, которое ухитряется, несмотря на отсутствие солнечного света, влаги и питательных веществ, храбро выпустить маленький упрямый листок. Всему наперекор.

Но если вы достигли начала процветания, это значит, что теперь, когда тяжелые времена позади, нужно воспользоваться изобилием питания и света и расцвести: покрыться густой листвой и тяжелыми гроздьями цветов. Лучше называть себя именами, которые побуждают к тому, чтобы вырасти свободным существом. Это и есть процветание. Мы созданы для него.

Оставаться сумевшим выжить ребенком дольше, чем это необходимо, - значит излишне сжиться с архетипом раненого. Только осознав свою рану, хотя и сохранив ее в памяти, можно вступить в пору процветания. Процветание - вот наше предназначение на этой земле. Процветание, а не просто выживание - вот право, которое женщина получает, появившись на свет.

Так не съеживайтесь, не старайтесь стать незаметной, если в детстве вас называют паршивой овцой, белой вороной, волчонком. Близорукие люди видят в бунтарях опасность для общества. Но время доказывает, что быть непохожим на других - значит находиться на передовой, значит практически наверняка сделать оригинальный вклад, полезный и впечатляющий взнос в культуру.

Ища руководства, никогда не слушайте малодушных. Будьте к ним добры, осыпьте их благословениями, польстите им, только не следуйте их советам.

Если вас когда-нибудь называли дерзкой, неисправимой, упрямой, хитрой, неуправляемой, непокорной, мятежной - вы на верном пути. Дикая Женщина где-то рядом.

Если же вас никогда так не называли, еще не вечер. Развивайте в себе Дикую Женщину. И - Andele! - Вперед! И снова вперед!

██ ██ Кларисса Эстес, более двадцати лет практикующая и преподающая психоанализ Юнга и исследующая мифы разных культур, показывает, как можно возродить исконный Дух женщины посредством "психоархеологических раскопок" в области женского бессознательного. Здоровая, инстинктивная, ясновидящая, исцеляющая архетипическая Дикая Женщина живет полнокровной жизнью в древних мифах и сказках. Но она может снова проявиться в душе каждой женщины в условиях современного мира.