Мобилизационная подготовка и мобилизация. Про мобилизационное развёртывание Совершенствование системы мобилизационного развертывания вс рф

Под мобилизацией, в общегосударственном масштабе, понимается комплекс мероприятий по переводу экономики РФ, органов государственной власти и организаций на работу в условиях чрезвычайной ситуации, в том числе военного времени.

Мероприятия по подготовке к ЧС проводятся заблаговременно в плановом порядке через мобилизационную подготовку.

Под мобилизационной подготовкой в РФ понимается комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно по подготовке экономики Российской Федерации (экономики субъектов РФ и экономики муниципальных образований), органов государственной власти (местного самоуправления и организаций), ВС РФ, к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения или удовлетворения потребности государства и нужд населения в ЧС.

Целью мобилизационной подготовки является заблаговременноесоздание экономического потенциала для проведение комплекса подготовительных мероприятий по переводу служб, ведомств, объектов на работу в условиях ЧС и ликвидации последствий.

Мобилизация в Российской Федерации может быть общей или частичной .

Задачи мобилизационной подготовки:

1. совершенствование теоретических знаний и практических навыков в подготовке и проведении мобилизационных мероприятий;

2. овладение основами управления формированиями при мобилизации;

3. повышение мобилизационной готовности штабов;

4. отработка взаимодействия всех структур по подготовке и проведению мобилизации;

5. совершенствование способов сбора, поставки, приема и распределения мобилизационных ресурсов;

6. всесторонняя подготовка личного состава формирований и учреждений к выполнению мобилизационных мероприятий в различных условиях обстановки;

7. разработка и освоение более эффективных способов устойчивого управления формированиями;

8. изучение и учёт мобилизационных возможностей областей, районов (объектов) и наиболее рациональное их использование в интересах задач мобилизации.

Мобилизационная подготовка, как в целом по РФ, так и по министерствам, ведомствам и отраслям, должна осуществляться по следующим принципам :



1.Централизованное управление мобилизационной подготовкой через систему мобилизационных органов на федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом уровне (в организациях имеющих мобилизационные задания);

2.Разграничение полномочий между органами власти по всем уровням и вопросам мобилизационной подготовки с разделением финансирования мероприятий на федеральный бюджет, бюджет субъектов РФ, местные бюджеты и внебюджетные источники;

3.Комплексное, взаимоувязанное планирование и контроль выполнения целевых программ по мобилизационной подготовке;

4.Развитие и совершенствование межгосударственных связей в интересах мобилизационной подготовки (с участием СНГ).

В Федеральном Законе «О мобилизационной подготовке и мобилизации» изложены мероприятия, составляющие содержание мобилизационной подготовки :

1. Разработка мобилизационных планов.

2. Подготовка здравоохранения к работе в период мобилизации и в военное время.

3. Проведение мероприятий по переводу здравоохранения на военное время.

4. Создание, развитие и сохранение мобилизационных мощностей объектов медицинской промышленности.

5. Создание, накопление, сохранение и обновление запасов материальных средств.

6. Подготовка и организация медицинского обеспечения населения в период мобилизации и в военное время.

7. Бронирование на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе.

8. Перевод органов управления здравоохранения на работу в условиях военного времени.

9. Создание и подготовка формирований для ВС.

10. Научно-методическое обеспечение мобилизационной подготовки.

11. Проведение учений и тренировок по мобилизационному развертыванию и выполнению мобилизационных планов.

12. Подготовка кадров в области мобилизационной работы.

13. Международное сотрудничество в области мобилизационной подготовки и мобилизации.

Мобилизационная подготовка здравоохранения включает в себя комплекс мероприятий, проводимых в мирное время по заблаговременной подготовке органов управления, учреждений, предприятий и организаций здравоохранения в целях обеспечения потребностей ВС РФ и других войск, формирований ГО, нужд населения и устойчивого функционирования системы здравоохранения в военное время и ЧС.

Организуется и проводится она с учетом :

1. потребностей войск и населения в МП;

2. состояния сил и средств здравоохранения для оказания МП и лечения пострадавшего населения в военное время;

3. возможностей по созданию и содержанию мобилизационных резервов, медицинского имущества, мобилизационных мощностей по производству лекарственных средств и др. медицинской продукции;

4. наличия фонда зданий, сооружений в загородной зоне для развертывания медицинских учреждений.

Вся мобилизационная работа здравоохранения складывается из :

1. Планирования мобилизационных мероприятий, их подготовки.

2. Проверки их выполнения.

Мобилизационный план – это система взаимосвязанных прогнозов, расчетов, заданий, состоящая из планов на год, на пятилетку, на военное время.

Основой для разработки мобилизационного плана является решение руководителя здравоохранения региона или населенного пункта на перевод медицинских учреждений на работу с мирного на военное время или режим чрезвычайного положения.

В решении для медицинского учреждения определяется:

1.задачи по переводу учреждения с мирного на военное время или ЧП;

2.порядок перевода учреждения в особый режим;

3.порядок оповещения сотрудников учреждения;

4.порядок вывода и размещения в районе сосредоточения учреждения;

5.организационное ядро учреждения, его состав, сроки прибытия;

6.график (сроки) прибытия личного состава, техники;

7.состав, сроки и порядок развертывания пунктов приема;

8.порядок, сроки и последовательность приведения формирований в готовность к применению;

9.очередность и сроки вывоза запасов в район, организация питания личного состава;

10. организация управления, связи;

11. состав групп управления, их задачи;

12. порядок взаимодействия с военкоматами и органами управления;

13. задачи и места сбора и выдвижения формирований;

14. порядок и сроки сдачи не берущегося имущества и др. средств;

15. порядок эвакуации семей приписного состава.

В мобилизационном плане подробно излагается порядок и последовательность выполнения мероприятий решения (по степеням готовности, по часам и дням с момента оповещения).

В мобилизационном плане здравоохранения отражаются:

1. прогноз функционирования в военное время и возможности по МО ВС и населения;

2. конечная емкость для ВС и населения;

3. резерв коечной емкости на военное время;

4. оперативный коечный фонд лечебных учреждений для лечения военнослужащих;

5. коечный фонд санаториев и домов отдыха для развертывания тыловых госпиталей;

6. необходимое количество обсервационных пунктов;

7. необходимое количество мобильных МО (ОПМ) МСГО;

8. необходимое количество отрядов и бригад специализированной медицинской помощи, создаваемых на базе ЛПУ;

9. силы и средства гос. сан. эпид. надзора;

10. производство и поставка крови и её препаратов;

11. мероприятия по переходу здравоохранения на военное время;

12. развертывание тыловых госпиталей, формирований и учреждений МСГО для ВС и населения;

13. санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия;

14.мероприятия по медицинской защите населения от оружия массового поражения. В период объявления чрезвычайного или военного положения на всех трудоспособных граждан возлагаются дополнительные определенные Российским законодательством обязанности.

Граждане Российской Федерации обязаны:

Являться по вызову в военные комиссариаты для определения своего предназначения в период мобилизации и в военное время;

Выполнять требования, изложенные в полученных ими мобилизационных предписаниях, повестках и распоряжениях военных комиссаров;

Предоставлять в соответствии с законодательством Российской Федерации в военное время в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства здания, сооружения, транспортные средства и другое имущество, находящиеся в их собственности.

Граждане в период мобилизации и в военное время привлекаются к выполнению работ в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также зачисляются в специальные формирования в установленном порядке.

Работы по мобилизационной подготовке в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации являются расходными обязательствами Российской Федерации.

Финансирование мероприятий по мобилизации осуществляется в поряд­ке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Организация работы и защита информации в области мобилизационной подготовки и мобилизации осуществляются в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственной тайне» и нормативными правовыми актами по вопросам секретного делопроизводства.

Подготовка здравоохранения к работе в период мобилизации и в военное время есть перевод здравоохранения с работы в мирное на военное время.

Перевод медицинской службы гражданской обороны с мирного на военное положение проводится в соответствии с планами, по степеням готовности и заключается в последовательном наращивании возможностей по решению возложенных на нее задач.

Мобилизация (мобильное развертывание) – планомерный, заранее подготовленный перевод войск на организацию и состав военного времени с доукомплектовыванием их в установленные сроки личным составом, дообеспечением материальными средствами за счет накопленных в мирное время и изымаемых у организаций и граждан. Объявляется президентом РФ – Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил.

По объему мобилизация бывает:

ОБЩАЯ – охватывает все вооруженные силы и проводится на территории всей страны;

ЧАСТИЧНАЯ – отмобилизовывается часть вооруженных сил на определенном стратегическом направлении или регионах страны.

Отмобилизация – комплекс мероприятий по переводу части на организационную структуру военного времени с доукомплектовыванием личным составом, дообеспечением материальными средствами и приведением в готовность к выполнению боевых задач в установленные сроки.

Способы мобилизационного развертывания:

Воинская часть сохраняет свою организацию и наименование но переходит на штаты военного времени (ОИСБ МСД);

Воинская часть меняет свою организацию и развертывается в часть или разделяется на ряд самостоятельных частей (части сокращенного состава и кадра);

Воинская часть формируется вновь по штату военного времени (части, формируемые частью формирователем).

Успешное проведение мобилизации достигается:

Качественной разработкой мероприятий по переводу части с мирного на военное время (реальность планов);

Совершенствованием процесса перевода части на организацию и состав военного времени;

Укомплектованностью личным составом, обеспеченностью материальными средствами;

Организацией своевременного вывода личного состава, техники и вывоза запаса материальных средств в район сосредоточения;

Знанием приписного состава, накоплением военно-обученных ресурсов;

Устойчивой системой оповещения, сбора и поставки ресурсов;

Организацией скрытого управления мобразвертыванием;

Организацией мобилизационной подготовки;

Защитой мобилизационных ресурсов от ОМП и надежной работой пунктов приема ресурсов;

Моральной готовностью и психологической устойчивостью личного состава;

Постоянным взаимодействием с частями, военкоматами, органами власти, управлениями ГО и ЧС.

Вопрос 5: Содержание плана перевода части с мирного времени на военное

1. Общие положения

2. Замысел командира соединения на перевод соединения с мирного на военное время

3. Оповещение

4. Порядок отмобилизования и перевода с мирное на военное время

5. Организация взаимодействия

6. Организация управления

7. Проверка боевой и мобилизационной готовности

Недавно состоялось итоговое собрание третьего отделения АВН «Военное (оборонное) строительство военной организации государства». На нем большое внимание было уделено проблемам, которые уже на протяжении многих лет будоражат российскую общественность и ее подрастающее поколение, а в последнее время становятся и источником противоречий между военными учеными и экспертами разных научных школ и взглядов. Речь шла о тесно взаимосвязанных проблемах комплектования ВС РФ, подготовки и накопления военно-обученных людских мобилизационных ресурсов.

В целом проблемы комплектования и накопления военно-обученных мобилизационных людских ресурсов требуют неотложного разрешения ряда противоречий. С одной стороны – между ограниченными (годными к военной службе) призывными людскими ресурсами РФ и большими потребностями ВС и других войск РФ по комплектованию их личным составом. С другой – между потребностью в военно-обученных людских мобресурсах, необходимых для развертывания требуемых составов группировок войск (сил) для отражения агрессии против РФ, и недостаточными возможностями ВС по подготовке и накоплению их в мирное время. Не следует забывать и о разрешении противоречия между финансово-экономическими потребностями ВС, в частности текущими расходами, и возможностями РФ по их обеспечению.

Разрешимые противоречия

Не секрет, что в ближайшие годы РФ окажется в глубокой «демографической яме», что существенно повлияет на ее возможности по комплектованию военной организации государства личным составом. В абсолютных значениях возможности РФ по комплектованию военной организации государства в мирное время с учетом состояния здоровья призывной молодежи и сложившейся системы отсрочек (призывается не более 15% от общей численности призыва) составят в 2015 году 681,7, в том числе для ВС РФ – 477,2, в 2020-м – 640,7 и 448,5, в 2025-м – 618,4 и 432,9 тысячи человек соответственно.

Потребности же в призывных контингентах для комплектования ВС РФ сержантским и рядовым составом сегодня и в среднесрочной перспективе – не менее 780 тысяч человек . Таким образом, дефицит в комплектовании рядовым и сержантским составом по призыву только для ВС РФ составит не менее 300–350 тысяч человек.

Разрешение данного противоречия многие годы виделось в переходе на контрактный способ комплектования ВС РФ. Обоснованием этому являлся один аргумент – приемлемая для РФ годовая потребность в призывных ресурсах, которая могла бы составить при трехгодичном сроке заключения контракта на прохождение военной службы 260, а пятигодичном – 156 тысяч человек.

Такое решение было оправданным не только с точки зрения мобилизационного напряжения государства, но и с военно-стратегической точки зрения, поскольку не планировалось применять ВС РФ в крупномасштабных военных конфликтах и развертывать для этого многочисленные группировки войск (сил). Однако это решение противоречило принципу равной ответственности граждан за оборону государства и не было обеспечено финансово-экономически. В частности, низкий уровень денежного содержания и социально-бытовых условий службы по контракту явился главной причиной провала эксперимента по переходу ВС РФ на этот способ комплектования.

Все это обусловило необходимость перехода ВС РФ на смешанный способ комплектования. Однако здесь встает проблема обоснования рационального соотношения рядового и сержантского состава, проходящего военную службу по призыву и по контракту. Очевидно, критериями эффективности принятого решения могут быть допустимая численность годового призыва и найма граждан для прохождения военной службы и приемлемые (рациональные) социально-экономические условия службы и быта военнослужащих, достойное денежное содержание и соответствующие социальные гарантии и льготы.

В то же время решение этой задачи невозможно и без разрешения второго противоречия – без оценки соответствия возможностей ВС РФ по подготовке и накоплению военно-обученных людских мобресурсов потребностям развертывания дополнительного количества воинских формирований, необходимых для создания требуемых составов группировок войск (сил).

Если первый сравниваемый компонент в основном зависит от численности военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и контракту, продолжительности этой службы и времени пребывания граждан в запасе и количественные их значения нам известны, то второй – от пока неизвестного нам числа соединений и воинских частей сокращенного состава и кадра, а также потребности в создании новых воинских формирований и в восполнении безвозвратных потерь в первые месяцы войны.

Стратегический резерв

Известно, что боевой состав и структура ВС зависят от характера войн, в которых планируется их применение. В настоящее время ВС РФ силами общего назначения без существенного мобилизационного развертывания способны решать задачи только в вооруженных конфликтах и отчасти локальных войнах.

Вместе с тем в будущем нельзя исключать участия Российской Федерации в региональной и крупномасштабной войнах, которые от вооруженных конфликтов и локальных войн будут отличаться не только политическими и военно-стратегическими целями, но и значительным пространственным размахом и большой продолжительностью (от нескольких месяцев до нескольких лет). Это потребует развертывания значительных по боевому составу группировок войск (сил) и максимального военно-экономического и мобилизационного напряжения государства.

Для наращивания боевого потенциала группировок войск (сил) в интересах ведения крупномасштабных военных действий в ходе войны, очевидно, необходим такой боевой состав ВС, который мог бы обеспечить развертывание дополнительного количества боеспособных соединений.

Однако состав и структура ВС РФ, сложившиеся в результате реформ 2008–2012 годов, позволяют в военное время лишь незначительно наращивать боевой состав группировок войск (сил) за счет отмобилизования базы хранения и ремонта вооружения и техники (БХиРВТ), а отсутствие стратегических резервов существенно ограничивает возможность влияния ВГК на подготовку и ведение военных действий крупного масштаба. Поэтому в перспективе в составе ВС РФ наряду со стратегическими силами сдерживания и силами общего назначения необходимо иметь стратегические резервы.

Исходя из численности Вооруженных Сил мирного времени предлагается в составе стратегических сил сдерживания иметь соединения и воинские части постоянной готовности, в составе сил общего назначения – соединения и воинские части постоянной готовности, сокращенного состава и кадра, а в составе стратегических резервов – соединения и воинские части кадра. По функциональному предназначению указанные соединения и воинские части подразделять на силы немедленного применения со сроками готовности до 24 часов, силы быстрого развертывания со сроками готовности до М10, войска усиления – резервы ОСК и первоочередные стратегические резервы со сроками готовности соответственно М30 и от М30 до М60.

Укомплектованность личным составом, ВВСТ и запасами материальных средств должна обеспечивать приведение соединений и воинских частей в готовность к выполнению задач по предназначению в установленные сроки.

Введение в структуру ВС РФ стратегических резервов, а также соединений и воинских частей сокращенного состава и кадра позволит при сохранении общей численности ВС мирного времени увеличить количество боевых соединений, входящих в состав группировок войск (сил), нарастить базу мобилизационного развертывания ВС и обеспечить доведение боевого состава ВС РФ до потребности военного времени.

Ранее проведенные исследования показали, что для комплектования вновь развертываемых соединений и воинских частей (резервных формирований) исходя из прогноза военных угроз Российской Федерации потребность в военно-обученных людских ресурсах может составить к 2017 году офицеров – 280 тысяч, солдат и сержантов – 1 миллион 820 тысяч, к 2021-му офицеров – 450 тысяч, солдат и сержантов – 2 миллиона 800 тысяч, к 2025-му офицеров – 680 тысяч, солдат и сержантов – 3 миллиона 900 тысяч человек.

Способна ли контрактная армия подготовить и накопить такое количество мобресурсов? Попробуем ответить на этот вопрос.

На что способна контрактная армия

При среднем сроке действительной военной службы офицерским составом 20 лет (до 40 лет) и 15 лет службы в запасе (пребывание в резерве: 1-й разряд – до 50, 2-й разряд – до 55 лет) с учетом имеющегося ресурса (150 тысяч человек) и естественной годовой убыли 10 процентов может быть накоплено к каждому из расчетных годов не более 150 тысяч офицеров запаса. При этом дефицит офицерского состава окажется к 2017 году 130,3 тысячи, к 2021-му – 300,62 тысячи, а к 2026-му – 530,9 тысячи человек.

Для комплектования ВС РФ мирного времени офицерским составом требуемый среднегодовой выпуск офицеров из военно-учебных заведений до 2021 года должен быть не менее 11, после 2020-го – 17,5 тысячи человек. Для подготовки и накопления офицеров в интересах развертывания группировок войск (сил) и ведения ими военных действий в течение первых месяцев войны необходимо дополнительно за счет военных кафедр гражданских учебных заведений ежегодно выпускать не менее 43–44 тысяч офицеров запаса.

Как решить эту проблему?

В настоящее время покрытие потребности в офицерском составе мирного времени обеспечивается возможностями созданной сети военно-учебных заведений ВС РФ. Для обеспечения развертывания резервных формирований на военное время подготовка офицеров запаса сегодня осуществляется на 35 военных кафедрах и 33 учебно-военных центрах гражданских вузов. В выступлении начальника ГОМУ ГШ ВС РФ на последней коллегии МО прозвучала цифра 72 вуза, что составляет всего семь процентов от общего числа гражданских учебных заведений. При этом ежегодный их выпуск существенно отличается от вышепредставленных потребностей и составляет не более 10 тысяч офицеров запаса. Необходимо как минимум в четыре раза увеличить возможности гражданских вузов по подготовке офицеров запаса для стратегических резервов, суммарная емкость ежегодного выпуска которых должна быть не менее 44 тысяч офицеров запаса.

Вместе с этим следует согласиться и с продолжительностью, и с формами подготовки офицеров запаса в гражданских вузах, предложенными начальником ГОМУ ГШ ВС РФ. В то же время представляется нецелесообразным по причине больших потребностей в офицерах запаса осуществление подготовки в гражданских вузах сержантов и солдат запаса. Для этого лучше привлечь учебные заведения среднего и профессионального образования.

В части, касающейся подготовки и накопления военно-обученных мобресурсов рядового и сержантского состава, следует отметить, что при условии создания стратегических резервов ВС РФ при контрактном способе комплектования и ежегодном найме на военную службу 78 тысяч граждан не в состоянии подготовить требуемое количество военно-обученных мобресурсов сержантского и рядового состава, дефицит которых составит к 2017 году 661, к 2021-му – 1685 и к 2026-му – 2825 тысяч человек.

Выход из создавшего положения очевиден и он возможен только при смешанном способе комплектования ВС РФ и обосновании рационального соотношения численности сержантского и рядового состава, проходящего службу по контракту и по призыву, а также сроков военной службы и службы в запасе (пребывание в резерве).

С учетом ранее перечисленных негативных факторов требуемое количество военно-обученных мобресурсов рядового и сержантского состава, не превышая годовых возможностей РФ по призыву на военную службу граждан – 432–477 тысяч человек, может быть подготовлено и накоплено только при условии наличия в ВС РФ не менее 54 процентов сержантов и солдат (421 тысяча человек), проходящих военную службу по контракту, и сроках военной службы по призыву – один год, по контракту – пять лет и в запасе (пребывание в резерве) – 15 лет.

При этом для комплектования ВС РФ по призыву потребуется не более 360 тысяч человек и по найму – до 83 тысяч, что в общей сумме (443 тысячи) не превышает представленные выше возможности годового призыва РФ (432–477 тысяч).

При доле контрактников меньше 54 % повышаются возможности по подготовке военно-обученных мобресурсов сержантского и рядового состава, потребности в призыве граждан на военную службу превысят предельно возможные значения.

При доле контрактников больше 54 % потребности в призыве граждан на военную службу будут меньше предельных возможностей РФ по призыву на военную службу граждан, будут снижены возможности ВС РФ по подготовке требуемого количества военно-обученных мобресурсов сержантского и рядового состава.

Таким образом, численность сержантов и солдат-контрактников в ВС РФ в пределах 421–425 тысяч человек является оптимальной с военно-стратегической точки зрения.

Качество и стимулы подготовки

Решение проблемы количественного накопления военно-обученных мобресурсов сержантов и солдат неразрывно связано с учетом и контролем качества их подготовки. Поэтому вполне закономерно, что сокращение численности ВС РФ, переход на смешанный способ их комплектования остро ставят вопрос о необходимости создания национального резерва ВС РФ, комплектуемого на добровольной (контрактной) основе, при сохранении существующего мобилизационного запаса ВС РФ. Однако о структуре и составе национального резерва можно будет говорить только после проведения эксперимента по организации службы в людском мобилизационном резерве ВС РФ ограниченного числа граждан, подписавших контракт о такой службе.

В условиях изменения способа комплектования ВС РФ, их численного сокращения, введения добровольного способа комплектования резерва ВС РФ расширение территориального принципа комплектования и совершенствование подготовки военно-обученных ресурсов позволят поддерживать воинские части и соединения в необходимой расчетной численности и боевой готовности в соответствии с оперативными планами мобилизационного развертывания войск (сил), сохранить базовую основу мобилизационной готовности страны на случай военной опасности.

Вместе с тем переход к новой системе комплектования, подготовки и накопления военно-обученных ресурсов должен быть достаточно обеспечен ресурсно-экономически, в том числе финансово. Требуется создание привлекательных условий военной службы по контракту как в соединениях и воинских частях постоянной готовности и сокращенного состава, так и в резервных формированиях.

Для подтверждения реализуемости представленных выше предложений был осуществлен расчет денежного содержания военнослужащих, в том числе солдат и сержантов-контрактников ВС РФ, как одного из стимулов повышения престижа военной службы.

По мнению военных экспертов, уровень денежного содержания офицерского состава должен быть не менее 70 тысяч рублей, а рядового и сержантского состава контрактников – не менее 35 тысяч рублей. Эти показатели приняты в качестве минимально необходимых критериальных значений денежного содержания военнослужащих ВС РФ.

При таком уровне денежного содержания военнослужащих суммарные расходы в этом году не превысят запланированных в бюджете ассигнований в размере 372,1 миллиарда рублей. При этом доля денежного содержания военнослужащих в расходах на содержание ВС РФ составит 51,9 процента, а общие расходы на содержание ВС РФ – 1012,77 миллиарда рублей или 52,8 процента от расходов на строительство и содержание ВС РФ.

К 2017 году с выходом на расчетную численность контрактников в ВС РФ 421 200 сержантов и солдат в пределах выделяемых расходов на денежное содержание военнослужащих 454 миллиардов рублей среднее денежное содержание офицеров может быть не менее 96 тысяч рублей, сержантов и солдат срочной службы – двух тысяч рублей, а контрактников – 38 тысяч рублей. При этом доля суммарного денежного содержания всех категорий военнослужащих составит 56,5 процента от расходов на содержание ВС РФ. И 40,8 процента – от расходов на строительство и содержание ВС РФ.

К 2021 году денежное содержание офицеров может быть увеличено до 120 тысяч рублей, сержантов и солдат срочной службы – до трех тысяч рублей, а контрактников – до 50 тысяч рублей. При этом доля суммарного денежного содержания всех категорий военнослужащих останется в прежних пределах и составит 56 процентов от расходов на содержание ВС РФ. И 40,6 процента – от расходов на строительство и содержание ВС РФ.

Таким образом, уже к 2016 году возможно увеличение численности сержантов и солдат, проходящих военную службу по контракту, до 420 тысяч человек с повышением престижа военный службы и статуса военнослужащего, что обусловлено не только военно-стратегической целесообразностью, но и финансово-экономическими возможностями перехода к системе комплектования ВС РФ, базирующейся на смешанном способе комплектования.

В части, касающейся выплат денежного содержания гражданам, пребывающим в резерве, следует отметить, что в соответствии с федеральным законом от 30 декабря 2012 года № 288-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания мобилизационного людского резерва» им предусмотрена такая выплата. По данным Минобороны России, в 2014–2016 годах предусматривается численность резерва 5000 человек.

Для обеспечения указанного резерва потребность Минобороны России, по расчетам Комитета по обороне Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации, может составить в 2014 году – 279,4 миллиона рублей, в 2015-м – 288,3 миллиона, в 2016-м – 324,9 миллиона рублей. Можно предположить, что денежное содержание одного «резервиста» в период 2014–2016 годов обойдется в 5–5,5 тысячи рублей. Данные расходы в бюджете на национальную оборону представляют собой не более 0,03–0,05 процента от прочих расходов на национальную оборону.

Данные численности и финансовые параметры национального мобилизационного резерва могут быть приняты в качестве контрольных цифр для проведения эксперимента по оценке эффективности функционирования системы прохождения службы в национальном резерве. В перспективе к 2021 году необходимо полностью перевести граждан, пребывающих в резерве и зачисленных в национальный резерв, на контрактную службу с определением денежного содержания офицерам – 15 тысяч рублей, сержантам и солдатам – 10 тысяч рублей. Суммарные годовые расходы на данное денежное содержание составят 204,3 млрд. рублей или 5% от расходов на национальную оборону.

/Владимир Останков, генерал-лейтенант, доктор военных наук, vpk-news.ru /

30.05.2014 17:45

В соборном прошлом русского народа, противостояние княжеских семей и отдельных групп влияния часто становились борьбой за властные интересы, и были причинами ведения военных действий между враждующими княжествами и войной с иноземцами.

Теперь, войны стали глобальными, имеют наибольший масштаб. Ведение войны преобразовалось в масштабные столкновения, по всем вовлечённым подсистемам народного хозяйства, всем отраслям экономики участвующих в войне государств. Тем более, ведение затяжной войны.

В условиях длительной войны, мощь экономики и возможности адаптации хозяйствующих субъектов к изменениям внешней среды, вследствие ведения военных действий, всё больше является определяющим фактором стабильности и победы в экономической борьбе. Фактором выживания для промышленности, бизнеса и предпринимательства.

В настоящее время, основным фактором глобального противоборства становится потенциал совокупных возможностей экономики противостоять внешним силам: эффективному опережающему развитию промышленности и развёртыванию новых предприятий гибких форм производственной деятельности, развитию общей среды хозяйствования на основе потенциала производительных сил и средств производства, воспроизводства ресурсов. А также возможности ведения восстановительной и обеспечительной деятельности территориальной экономики, которая вовлечена в мобилизационную деятельность стран, участвующих в военных действиях.

Мобилизационное развёртывание – это реализация планов по переводу народного хозяйства и военной промышленности, переводу деятельности войсковых подразделений и ополчения к работе и несению службы в условиях военного времени.

С целью государственного обеспечения данного процесса, перевода дееспособной части государственных подсистем – производится расширение деятельности соответствующей надстройки госуправления по осуществлению целенаправленного перехода к актуальному укладу хозяйствования и военной службы.

Для решения задач мобилизационной работы и перевода деятельности промышленных предприятий и жизнедеятельности народа к новой событийной действительности – нужно, задолго, обеспечить функционирование эффективного задела, направленного на последующее использование при развёртывании с наибольшим эффектом, набранным за время предварительной подготовки (наработки на кумулятивный эффект).

Отрасли хозяйствования должны быть максимально подготовлены и соответствовать требованиям переводу на рельсы военного строительства. Кроме того, нужно добиться наибольшей готовности экономики к опережающему развитию и осуществлению рывка в новый технологический уклад (6-го поколения), соответствующий высокому уровню технологического развития, с целью добиться технологического преимущества над противником.

Кроме того, дальнейшее развитие должно развиваться поступательно в сторону сверхсовременного производства. А также, с учётом сохранения преимущества, и внедрения технологические новинки следующих поколений, 7-го и 8-го.

Соответственно, в ближайшее время потребуется обеспечить формирование задела критического веса, который преобразует затраты усилий в последовательную поступательную работу, по модернизации экономики и усовершенствованию выпускаемой промышленной продукции.

Это обусловлено насущными требованиями сбережения людей, обеспечения государственной безопасности в разрезе ключевых отраслей хозяйствования, обеспечения условий для выживания людей – в условиях борьбы за существование русского народа.

Своевременный перевод народного хозяйства, военной промышленности, личного состава резервистов и войсковых подразделений к деятельности в условиях военного времени позволит избежать тяжких испытаний русского народа в случае внезапного перехода к жизнедеятельности в условиях начавшихся военных действий. Избавит от бремени социальных перетурбаций в районах ведения военных действий.

Позволит подойти к мобилизационному развёртыванию в полном соответствии сил и средств, получить дополнительные совокупные возможности в масштабе преобразований экономики и жизни людей. Кроме того, придаст толчок ускоренному развитию после начала развёртывания русской военной машины.

Глобальные военные действия современности отличаются массированным длительным воздействием на противника, где целевой максимум достигается продолжительно долго – до критического истощения резервов противника, либо нанесения неприемлемого ущерба одной из сторон.

В длительном военном противоборстве на первый план выходят факторы мобилизационного развития, в условиях объединения народных усилий в осуществлении противодействия врагу, и упорядочению усилий, развитию самообороны до самоотверженности и расширению борьбы за существование народа на уровне сверхусилий.

Причём, сверхусилия должны предприниматься наиболее подготовленными людьми (на переднем крае борьбы), для достижения наибольшей полезности затрат усилий.

Поэтому, сохранение народного большинства становится первостепенной задачей выживания в длительной войне и несению затрат усилий на постоянном высоком и сверхвысоком уровне.

То же касается и военнослужащих частей постоянной готовности, вовлечённых в боевые действия высокой интенсивности.

Значит, проведение мобилизационного развёртывания должно учитывать распределение управления подсистем развёртывания: как по направлениям промышленного производства, разграничению нагрузки по весам распределения, так и по территориям распределённого управления.

Возможности быстрого увеличения резервов экономики и развития хозяйствования – также является значимым фактором победы в длительной войне. Как и возможности получения военной помощи, по средствам производства продукции военного назначения, так и получения военной техники.

Следовательно, на уровне упорядоченных усилий, государственное строительство, как деятельность, должно опираться на развитие территорий, расширение опережающего развития, на вовлечение новых территорий под строительство военно-промышленных объектов (прежде всего, на востоке страны). опираться на развитие военного строительства в позиционных районах и зонах контроля войск – ещё до момента перехода экономики на режим мобилизационного развития.

В целом, мобилизационное развёртывание, в условиях военного времени, имеет только положительные стороны и движущие силы государственного развития, позитивные тренд-факторы.

Центростремительным моментом в мобилизационном развёртывании является подготовленный задел, подготовка последующего расширения мобилизационной работы до пределов государственных масштабов экономики.

Российская подсистема госуправления, деятельность которой сосредоточена в подготовке мобилизационного развёртывания, пребывает в неудовлетворительном состоянии, и требует значительного пересмотра основ построения и порядка ведения мобилизационной деятельности.

Расширение работы на новых принципах выживания народного большинства требует осуществления запуска новых подсистем мобилизационного развёртывания. Прежде всего, в обеспечении защиты от современных и разрабатываемых видов вооружений, проведения организационной и просветительской работы с подавляющим большинством граждан, вовлечённым в мобилизационную деятельность по планам развёртывания, в построение новой мобилизационной экономики.

А также, мобилизационную работу нужно проводить с учётом требований широкой разъяснительной работы, учётом развития народного самосознания в борьбе за существование русского народа. С учётом противодействия и враждебной деятельности противников русского народа и русской государственности.

Проведение подготовки мобилизационного развёртывания сопровождается следующими мероприятиями, которые составляют набор доступных действий госучреждений:

1 . Проведение специализированных конференций, с последующей государственной просветительской кампанией.

2 . Проведение государственных целевых программ подготовки мобилизационного развёртывания.

3 . Расширение государственного строительства с учётом дальнейшего перехода к мобилизационной работе.

4 . Расширение программ строительства предприятий военной промышленности.

5 . Проведение учений по самообороне военнообязанных лиц (на постоянной основе).

6 . Осуществление деятельности центров самообороны по проведению просветительской работы с военнообязанными гражданами (на уровне подразделений ГО и ЧС муниципальных округов по всей России).

Реализация подготовки мобилизационной работы значительно упростит переход экономики к деятельности в условиях военного времени, обеспечит стабильность современной экономике, поддержку в борьбе мировых экономических систем. Направит усилия русских специалистов на модернизацию промышленности и расширение глобальных программ освоения природных ресурсов, реализацию крупных государственных проектов сотрудничества с союзниками.

Подготовка к мобилизационному развёртыванию должна осуществляться на высоком управленческом и профессиональном уровне военного планирования. Что может выражаться в продолжении советской практики военного строительства – на новых опытных современных основаниях. То есть, с учётом складывающейся обстановки и факторов-рисков по актуальным вызовам среды, окружающей жизненное пространство русского народа.

А также, дублировании производства товаров военного назначения, увеличению сборочных площадок и расширению резервов по изготовлению запчастей, модульного исполнения сложных узлов и агрегатов изделий военного и двойного назначения, стандартизации типов военной техники. Расширении союзнического военно-технического сотрудничества на условиях использования совместимости военной продукции.

Значит, нужно расширять работу в направлении общенационального строительства объектов промышленного производства, строительства военных объектов (прежде всего, на западе страны), перемещения нового военного производства и производства двойного назначения за пределы существующих городов, строительства новых объектов сети капониров и командных пунктов, строительства военных объектов за пределами русского государства.

Что закономерно приведёт к повышению стабильности военной промышленности и увеличению товарного производства всей экономики, как внутри страны, так и у наших ближайших союзников. А также, приведёт к укреплению союзнического взаимодействия и расширению опережающего технологического развития.

В осуществлении прямой работы по мобилизационному развёртыванию нужно учитывать следующие процессы, которые способствуют упрочению результативной мобилизационной деятельности:

1 . Укрепление государственного строительства, расширение деятельности исполнительной власти.

2 . Укрепление единства народного большинства.

3 . Перемещение предприятий промышленного производства по целому ряду направлений военной промышленности.

4 . Развёртывание новых предприятий с учётом требований по защите от поражения современным оружием.

5 . Укрепление народнохозяйственной деятельности и самообороны русского народа, укрепление основ русской государственности.

6 . Целенаправленное расширение мобилизационной работы в дальнейшем, с горизонтов планирования в 4, 6, 10 лет.

Поэтому, нужно чётко и последовательно преодолевать помехи мобилизационному развёртыванию. Значит, осуществлять деятельность по следующим направлениям государственной мобилизационной работы:

1 . Осуществлять поддержку в перемещении предприятий промышленности в соответствии с планами мобилизационного развёртывания.

2 . Осуществлять подавление противников мобилизационного развёртывания, поражение в правах противников государственной мобилизационной деятельности.

3 . Обезвреживать противников госстроительства и противников самостоятельного хозяйствования народного большинства.

4 . Осуществлять защиту народного большинства, поддерживать укрепление народного единства.

5 . Осуществлять последовательное расширение государственной мобилизационной политики, с учётом прогнозируемого подъёма уровня глобального противоборства и возможного масштабного вторжения на российскую территорию.

Чёткая и последовательная работа в направлении проведения мобилизационного развёртывания позволит избежать жертв среди мирных жителей русского государства в период перевода экономики страны к работе в условиях военного времени.

Увеличит возможности для реализации потенциала военнослужащих и мобилизованных граждан.

Подготовка народного большинства к мобилизационному развёртыванию обеспечит значительное ускорение технологического развития экономики, упрочит преимущества народного большинства в борьбе за выживание в войне. Сделает возможным перевод к последующему мобилизационному развитию совместимым с выживанием народного большинства.

Соответственно, мобилизационное развёртывание, которое будет осуществляться с позиций мощной подготовительной работы, обеспечит прорыв к технологическому преимуществу русского государства. Что позволит, в преимущественном положении, вступать в противоборство с врагом русского народа. Тем самым, обеспечит ведение военных действий, совместимых с выживанием народного большинства.

Мобилизационное развёртывание, последовательно проводимое в промышленной политике русского государства, обеспечит приращение поступательным технологическим прорывам, как частным отраслевым, так и общеотраслевым. Причём, общеэкономические преобразования позволят обеспечить переход к новой формации экономических отношений, отвечающей интересам народного большинства в части мощного мобилизационного прорыва. Причём, Последнее, увеличит опережение общемирового уровня технологического развития: на отдельных площадках и территориях, затем, масштабных преобразованиях промпроизводства. Что отразится на уровне изготовления продукции, увеличении технологического качества выпускаемых изделий, увеличении товарного производства. А также совокупного увеличения технологического превосходства над государствами вероятных противников.

Последующие мероприятия по расширению мобилизационной работы сформируют устойчивое экономическое развитие русского государства в качестве мобилизационного. Которое будет заключаться в расширении использования новых симбиотических и оборонных технологий в порядке определяющего цивилизационное развитие русского народа. Что закономерно приведёт к формированию русского государства в естественных пределах Русских Земель, как наиболее соответствующему соборному развитию народной общности.

Дальнейшее мобилизационное развитие обеспечит расширение упорядоченного хозяйствования и промпроизводства на сверхсовременном уровне технологии. Увеличение веса использования продвинутых технологий снизит последствия военных действий, развязанных враждебными государствами в ближайших зарубежных странах, а также будет способствовать снижению эффективности террористической войны против русского государства.

Безусловно, мобилизационное развитие русского государства будет оказывать прямое влияние на опережающее развитие наших союзников, обеспечит позитивное влияние на обороноспособность союзных стран и государств. Что увеличит совокупную мощь наших союзников в составе содружества стран единой коалиции, в борьбе за выживание народного большинства.

Что, в свою очередь, увеличит сопротивляемость наших союзников – в борьбе с нашими общими вероятными противниками. Увеличит совокупную мощь нашего содружества государств. Придаст сил нашей военной коалиции, в борьбе за существование народов.

Ранним утром во вторник, 14 июня, Россия приступила к репетиции отражения широкомасштабного нападения со стороны блока НАТО. Никак иначе невозможно, на мой взгляд, расценить громкое заявление министра обороны РФ генерала армии Сергея Шойгу на селекторном совещании в подчиненном ему ведомстве. В частности, Шойгу сказал: «Для оценки боевой и мобилизационной готовности сегодня, с 7 часов утра, в соответствии с решением Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами начата очередная внезапная проверка. Подлежат проверке ряд баз хранения вооружения и техники, а также отдельные органы военного управления».

В принципе, подобные неожиданные испытания нашей армии и флота на регулярной основе проводятся уже несколько лет. И все же складывается впечатление, что это стоит особняком.

Прежде всего, обратим внимание, что раньше Генеральный штаб Вооруженных сил РФ по тревоге поднимал войска одного-двух военных округов и взаимодействующих с ними флотов. Как это было, например, в прошлом году, когда состоялись крупнейшие стратегические командно-штабные учения «Центр-2015». А в 2014-м нечто подобное происходило на Дальнем Востоке (учения «Восток-2014»). Теперь ареной условных боевых действий, по сути, стала вся Россия. В движение приведены все четыре наших военных округа - Восточный, Центральный, Южный и Западный.

Второе. Одновременно начата проверка мобилизационной готовности страны, отдельных баз хранения вооружений и военной техники, развертывание полевых пунктов управления, а также призыв резервистов. При этом, как следует из слов министра обороны, будут сформированы «соединения и подразделения специальных войск», которые в кратчайшие сроки пройдут боевое слаживание и выдвинутся «в районы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Третье. Проверена будет работоспособность не только войск, но и всей системы территориальной обороны. А вместе с нею - взаимодействие военных с иными федеральными министерствами и ведомствами, местными органами власти и военными комиссариатами.

В совокупности все перечисленное очень похоже на отработку срочного мобилизационного развертывания Вооруженных сил России. Таковое обычно во все времена и во всех странах случается лишь в случае угрозы реального нападения могучего внешнего врага. На невеселые размышления наталкивает и дата окончания внезапной проверки российских войск - 22 июня. Слишком памятная для нашего народа, чтобы, на мой взгляд, возникала необходимость ее комментировать. И вряд ли выбор дня окончания учений случаен. Скорее всего, этот выбор - политическое предупреждение. Кому? С какой стати?

Чтобы ответить на эти вопросы, достаточно полистать сообщения последних дней из разряда военно-политических новостей. Вот лишь некоторые из них.

В минувшую субботу, 11 июня, два американских стратегических бомбардировщика Б-52 с позывными ICER01 и ICER02 в сопровождении 14 истребителей осуществили учебные постановки противокорабельных мин в Гданьском заливе, всего в нескольких десятках миль от главной базы нашего Балтийского флота. Известно, что самолеты вылетели с авиабазы Милденхолл в Великобритании.

Естественно, вопрос о том, как бы отреагировал Вашингтон, если бы, допустим, российские «стратеги» Ту-95МС занялись бы отработкой таких же задач где-нибудь на траверзе главной базы Атлантического флота ВМС США в Норфолке, повисает в воздухе.

Одновременно за тысячи миль от этих мест - в Средиземное море - напряжение тоже возрастает. В понедельник туда вошла мощная американская корабельная ударная группа по главе с авианосцем «Дуайт Эйзенхауэр». Она присоединилась к другому такому же соединению ВМС США во главе с авианосцем «Гарри Трумэн», уже несколько месяцев находящемуся у берегов Ближнего Востока.

В тот же день генеральный секретарь Североатлантического альянса Йенс Столтенберг официально признал, что давление на Россию со стороны НАТО становится беспрецедентным со времен «холодной войны» и является ясным политическим предупреждением Москве. «Мы осуществляем самое мощное усиление наших сил со времен «холодной войны» - заявил генсек.

Столтенберг пообещал, что в ближайшие дни западные союзники примут важные решения о дополнительном усилении передового присутствия сил альянса у своих восточных границ, в регионе Балтийского моря и «специального присутствия» на юго-востоке Европы.

Уже понятно, что особое внимание Брюссель уделит Черному морю. В штаб-квартире альянса, по словам его генсека, обсуждается и, конечно, на днях будет принято предложение Румынии о формировании постоянного соединения объединенных военно-морских сил НАТО у берегов российского Крыма. Штаб создаваемой бригады ракетных кораблей, как уже понятно, разместят в Констанце.

Понятно и то, что основу бригады составят румынские, болгарские и турецкие боевые корабли. Не слишком серьезно? Но чтобы все выглядело внушительней, в Констанце на якоря встанут еще и крейсера, фрегаты и эсминцы 6-го флота США. Строго по международным законам. На ротационной основе, меняя один другого. На три недели, дозволенные конвенцией Монтре, каждому такому кораблю.

На таком грозном фоне кто-то еще способен удивляться, что Москва всерьез занялась конкретной подготовкой к стратегическому развертыванию своих Вооруженных сил? Причем, делая это максимально открыто, словно предупреждая Запад, что готова к любому повороту событий?

Нам, безусловно, и после 22 июня 2016 года никто не расскажет в деталях, какую картину выявит начавшаяся ограниченная в масштабах и пока учебная всероссийская мобилизация. Но по опыту учений прежних лет кое-какие прогнозы можно сделать.

Для начала заметим, что подготовка резервов во все времена была для нашей страны важнейшим вопросом. В советские годы с этим делом справлялись лучше. О Великой Отечественной здесь говорить не будем. Но даже в 1979 году, когда в Москве решили вводить наши войска в Афганистан, военкоматы за две недели поставили в строй 50 тысяч резервистов. Эти солдаты, сержанты и офицеры впоследствии стали основой знаменитой 40-й армии.

Потом порядок в армии покатился под горку. В 1987 году мобилизационное учение провели в Сухопутных войсках. В Сибирском и Забайкальском военных округах из военнослужащих запаса попытались сформировать по одному полку. Руководящие документы на это дело органам военного управления и местным властям отводят трое суток. Полки собирали три месяца. А когда собрали, то выяснилось, что призвали из запаса кого попало. Несовпадение по военно-учетным специальностям было порядка 80 процентов. Грубо говоря, механиком-водителем попытались сделать повара.

А как сейчас? Согласно плану обороны РФ, в каждом военном округе с недавних пор сформировано командование резерва, которое в случае войны и займется проведением мобилизации и формированием новых частей и соединений. Этому командованию подчинены военные комиссариаты и базы хранения и ремонта вооружений и военной техники ((БХиРВВТ). Всего по укромным уголкам России таких баз разбросано порядка шестидесяти. Как правило, это годами и в разной степени исправности хранящиеся за колючей проволокой тучи разного бронемашин, орудий, минометов, автомобилей. Горы стрелкового оружия и боеприпасов. Неисчислимые запасы топлива и т. д.

Каждая база в совокупности - так называемый бригадный или дивизионный комплект. Стало быть, по всей России на основе этих БХиРВВТ мы можем развернуть порядка шести десятков новых танковых и мотострелковых соединений. Это в лучшем случае. Что, без сомнения, крайне недостаточно для большой и продолжительной войны на широком фронте.

Кстати, впервые «оживить» хотя бы одну давно вросшую в землю российскую БХиРВВТ попробовали в 2014 году на уже упомянутых стратегических командно-штабных учениях «Восток-2014». Тогда на базе 392-го окружного учебного центра (Хабаровский край) из 350 запасников в порядке эксперимента был развернут батальон территориальной обороны. Лишь командир батальона и командиры роты были кадровыми военными.

Батальон самолетами военно-транспортной авиации перебросили на Камчатку, за тысячи километров от пункта постоянной дислокации. И поставили на охрану и оборону важных объектов. Результат учебно-боевой деятельности батальона территориальной обороны широкой общественности неизвестен.

При этом учтем, что даже в конфликтах низкой интенсивности, скажем, мотострелковый батальон может непрерывно воевать на передовой всего три-четыре месяца. Потом его нужно отводить в тыл для отдыха, пополнения и переформирования. Заменив, естественно, другим батальоном. Но взять этот другой может оказаться негде.

Таким образом, состав и численность Вооруженных сил РФ лишь в незначительной степени позволяют восполнить некомплект и потери личного состава в ходе реальных боевых действий. Чтобы хоть как-то поправить это положение, с 2015 года в стране начался эксперимент с созданием так называемого организованного резерва (ОР) военнослужащих запаса. На первых пора численность ОР установлена в 5 тысяч человек. В случае успеха эксперимента, «профессиональных» резервистов станет больше.

В свободное от основной работы время, такие запасники обязаны регулярно посещать специальные окружные учебные центры для восстановления и поддержания необходимых боевых навыков. А по первому зову - пополнить армейский строй. За это Минобороны регулярно доплачивает этим людям определенную сумму к обычному заработку.

Но даже если эксперимент проходит как по маслу - что такое 5 тысяч подготовленных резервистов для России? Даже на дополнительную дивизию не хватит. Максимум - на пару худосочных бригад. Как быть с этой проблемой? И на это тоже должна ответить начавшаяся внезапная проверка.

А еще проверка покажет, как среагировали чиновники на предложения Шойгу, высказанные на совещании у президента РФ по итогам учений «Восток-2014». Тогда министр обороны предложил обязать губернаторов и мэров крупных городов пройти обязательную двухнедельную подготовку в военной академии Генерального штаба по мобилизационной готовности и управлению субъектом Федерации в условиях войны. Что-то не слышно, чтобы главы регионов выстроились в очереди на генеральские и полковничьи лекции.

На том же совещании Шойгу заявил, что нужно заранее подумать над тем, как подготовить участки современных российских автотрасс под оперативные аэродромы для рассредоточения боевой авиации. Для этого нужно внести изменения в правила строительства и ремонта шоссейных дорог. Как с этим?