Амурская военная флотилия в маньчжурьской операции. Из истории постройки амурской флотилии Краснознаменная амурская флотилия

УПРАВЛЕНИЕ

АМУРСКАЯ КРАСНОЗНАМЕННАЯ ВОЕННАЯ ФЛОТИЛИЯ

Хабаровск. 1917-...

  • Амурская флотилия. Хабаровск. Благовещенск. 1917-1927.
  • Дальневосточная военная флотилия. Хабаровск. 1927-1931.
  • Амурская Краснознаменная военная флотилия. Хабаровск. 1931-...

Ф. р-417, 3897 ед.хр., 1917-1941

Участие в борьбе с японскими интервентами и.белогвардейцами, отрядами Г.М.Семенова в Читинской области, подавлении мятежа Гамова в Благовещенске. Высадка десантов, уничтожение китайской Сунгарийской флотилии в 1929 г. Сторожевая служба, охрана водного района, перевозка грузов. В фонде содержатся: приказы и циркуляры командующего; материалы о боевых действиях флотилии, наличии вооружения и боеприпасов на судах и в частях; сводки о движении судов; сведения о техническом состоянии судов и по личному составу.

ГИДРОГРАФИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ АМУРСКОЙ КРАСНОЗНАМЕННОЙ ВОЕННОЙ ФЛОТИЛИИ

19??-19??

Ф. р-1771, 1 ед.хр., 1940-1941

В фонде сохранились: приказы начальника отдела.

АРТИЛЛЕРИЯ

67 ОТДЕЛЬНЫЙ ЗЕНИТНЫЙ ДИВИЗИОН АМУРСКОЙ КРАСНОЗНАМЕННОЙ ВОЕННОЙ ФЛОТИЛИИ

193?-19??

Ф. р-1766, 10 ед.хр., 1936-1940

В фонде сохранились: материалы партийной и комсомольской организаций.

БЕРЕГОВАЯ ОБОРОНА И ОХРАНА ВОДНОГО РАЙОНА

СТАРШИЙ МОРСКОЙ НАЧАЛЬНИК БЛАГОВЕЩЕНСКОГО РАЙОНА

Благовещенск. 1921-19??

Ф. р-532, 15 ед.хр., 1920-1922

НАЧАЛЬНИК БАЗЫ ОСОБОГО НАЗНАЧЕНИЯ И СТАРШИЙ МОРСКОЙ НАЧАЛЬНИК БЛАГОВЕЩЕНСКА

Благовещенск. 1921-19??

Ф. р-372, 10 ед.хр., 1921

В фонде сохранились: приказы начальника базы и старшего морского начальника; переписка о снабжении топливом и строительными материалами; сведения по личному составу.

ВОЕННО-УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ

ЭЛЕКТРОМАШИННАЯ ШКОЛА УЧЕБНОГО ОТРЯДА АМУРСКОЙ КРАСНОЗНАМЕННОЙ ВОЕННОЙ ФЛОТИЛИИ

19??-19??

Ф. р-1763, 1 ед.хр., 1939

В фонде сохранились: материалы комсомольской организации.

СОЕДИНЕНИЯ КОРАБЛЕЙ

ДИВИЗИОНЫ

ХАБАРОВСКИЙ ОТДЕЛЬНЫЙ ДИВИЗИОН БРОНЕКАТЕРОВ АМУРСКОЙ КРАСНОЗНАМЕННОЙ ВОЕННОЙ ФЛОТИЛИИ

19??-19??

Ф. р-1769, 8 ед.хр., 1937-1940

В фонде сохранились: материалы партийной и комсомольской организаций; сведения по личному составу.

3 ДИВИЗИОН ВООРУЖЕННЫХ СУДОВ АМУРСКОЙ РЕЧНОЙ ВОЕННОЙ ФЛОТИЛИИ

Благовещенск. 1920-19??

Ф. р-1619, 1 ед.хр., 1920-1921

ОТДЕЛЬНЫЙ ДИВИЗИОН ЗАГРАЖДЕНИЯ И ТРАЛЕНИЯ АМУРСКОЙ КРАСНОЗНАМЕННОЙ ВОЕННОЙ ФЛОТИЛИИ

1921-19??

  • Дивизион тральщиков и заградителей Амурской речной военной флотилии. 1921-19??
  • Дивизион траления и заграждения Амурской Краснознаменной военной флотилии. 1932-1939.
  • Отдельный дивизион заграждения и траления Амурской Краснознаменной военной флотилии. 1939-19??

Ф. р-1620, 14 ед.хр., 1921-1940

ДИВИЗИОН КАТЕРОВ АМУРСКОЙ ВОЕННОЙ ФЛОТИЛИИ

Благовещенск. 1921-19??

  • Дивизион катеров Народно-революционного флота Сибирской военной речной флотилии. Иркутск. 1921.
  • Дивизион катеров Амурской военной флотилии. Благовещенск. 1921-19??

Ф. р-560, 29 ед.хр., 1921-1922

2 ОТДЕЛЬНЫЙ ДИВИЗИОН МОНИТОРОВ АМУРСКОЙ КРАСНОЗНАМЕННОЙ ВОЕННОЙ ФЛ0ТИЛИИ

19??-19??

Ф. р-1768, 2 ед.хр., 1940

В фонде сохранились: приказы командира дивизиона.

ИМАНСКИЙ ОТДЕЛЬНЫЙ ДИВИЗИОН РЕЧНЫХ КОРАБЛЕЙ АМУРСКОЙ КРАСНОЗНАМЕННОЙ ВОЕННОЙ ФЛОТИЛИИ

19??-19??

Ф. р-1767, 19 ед.хр., 1937-1940

ОТРЯДЫ

ОТРЯД ДЕЙСТВУЮЩИХ СУДОВ БЛАГОВЕЩЕНСКОГО РАЙОНА АМУРСКОЙ ВОЕННО-РЕЧНОЙ ФЛОТИЛИИ

Благовещенск. 1920-19??

  • Благовещенский отряд Амурской военной флотилии. Благовещенск. 1920-1921.
  • Отряд действующих судов Благовещенского района Амурской военно-речной флотилии. Благовещенск. 1921-19??

Ф. р-796, 9 ед.хр., 1920-1921

В фонде сохранились: приказы по отряду; материалы по личному составу.

СТРОИТЕЛЬНЫЕ, ИНЖЕНЕРНЫЕ И ПРОЕКТНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ

64 ОТДЕЛЬНЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ БАТАЛЬОН АМУРСКОЙ КРАСНОЗНАМЕННОЙ ВОЕННОЙ ФЛОТИЛИИ

193?-19??

Ф. р-2030, 18 ед.хр., 1937-1940

СТРОИТЕЛЬСТВО 107 АМУРСКОЙ КРАСНОЗНАМЕННОЙ ВОЕННОЙ ФЛОТИЛИИ

19??-19??

Ф. р-2029, 3 ед.хр., 1939-1940

В фонде сохранились: приказы по строительству.

СУХОПУТНЫЕ ЧАСТИ

ОТДЕЛЬНЫЙ МОРСКОЙ БАТАЛЬОН АМУРСКОЙ ВОЕННО-РЕЧНОЙ ФЛОТИЛИИ

1918-1921

  • Батальон Амурской речной флотилии. 1918.
  • Отдельный морской батальон Амурской военно-речной флотилии. 1918-1921.

Ф. р-1706, 2 ед.хр., 1918-1921

Участие в гражданской войне 1918-1920 гг. В фонде сохранились: приказы командира батальона.

ОТДЕЛЬНАЯ ФЛОТСКАЯ РОТА АМУРСКОЙ ВОЕННОЙ ФЛОТИЛИИ

Хабаровск. 1922-19??

  • Отдельная флотская рота Народно-революционного флота Дальневосточной республики. Хабаровск. 1922.
  • Отдельная флотская рота Амурской военной флотилии. Хабаровск. 1922-19??

Ф. р-802, 7 ед.хр., 1922

В фонде сохранились: материалы по личному составу.

Маньчжурская операция, проводившаяся в период 9 августа – 2 сентября 1945 г. советскими и монгольскими войсками против японской Квантунской армии и вооруженных сил марионеточных государств, созданных Японией на территории Маньчжурии и Северной Кореи. Результатом этой операции, которую иногда называют «блицкригом по-советски», стала полная ликвидация военного присутствия Японии на Азиатском континенте.

БОЕВОЙ СОСТАВ И ЗАДАЧИ АМУРСКОЙ ФЛОТИЛИИ

Краснознаменной Амурской военной флотилии , опера­тивно подчиненной командующему 2-м Дальневосточным фронтом, в Маньчжур­ской операции предстояло обеспечить форсирование сухопутными силами Амура и Уссури, содействовать наступлению войск фронта на сунгарийском на­правлении. Кроме того, она должна бы­ла не допустить форсирования против­ником этих рек и обеспечивать свои коммуникации; по мере нашего продви­жения вдоль Сунгари осуществлять пе­реправу личного состава и техники; уничтожать переправы и узлы сопротив­ления врага на прибрежных участках, а также его корабли.

Амурская военная флотилия включала четыре бригады и Сретенский отдельный диви­зион речных кораблей, Уссурийский и Ханкайский отдельные отряды бронека­теров. Всего Амурская флотилия насчитывала 126 кораблей, 68 самолетов и 12,5 тыс. человек личного состава.

Сунгарийская военная флотилия про­тивника, входившая в Квантунскую ар­мию, состояла из 26 кораблей, трех пол­ков морской пехоты с 50 десантными мотоботами и 60 десантными моторными лодками. Соотношение сил на реках было явно в пользу Амурской флоти­лии.

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ТВД И ПОДГОТОВКА К ОПЕРАЦИИ

Географические условия позволяли кораблям действовать на трех оператив­ных направлениях: сунгарийском, сахаляно-цицикарском и приханкайском. Сунгарийское было главным, так как выво­дило войска Красной Армии к централь­ным районам Маньчжурии. Противник создал мощную систему обороны вдоль советских границ. Из 17 укрепленных районов на территории Маньчжурии 8 находились на направлениях действий Амурской флотилии. В нижнем течении Сунгари они включали около 950 сооружений.

Взаимодействие флотилии с сухопут­ными войсками было подчинено дости­жению главной цели: обеспечению высо­ких темпов наступления войск вдоль реки. Артиллерию флотилии планирова­лось использовать совместно с фронто­вой. Она осуществляла артиллерийскую подготовку, обеспечивала форсирование реки, захват и расширение плацдармов, поддерживала стрелковые соединения и части при отражении контратак против­ника.

Моряки изучили опыт ведения боевых действий речных флотилий в войне с фашистской Германией. При подготовке отрабатывались посадка, форсирование рек, высадка десантов, совместные дей­ствия с сухопутными войсками при за­хвате узлов сопротивления врага. Боль­шое внимание уделялось дооборудова­нию театра. Дополнительно строились пункты снабжения и ремонта техники. Отрабатывалось совместно с армейски­ми частями быстрое наведение мостов, фашин и т. п. для подхода войск к пе­реправам и пунктам посадки, заготавли­вались плоты и паромы. Согласовывались вопросы взаимодействия десантов с корабельной артиллерией и авиацией. Личный состав кораблей прошел подго­товку для действий в десантах. Моряки тренировались в подрыве дотов и дзотов, проводились соревнования истреби­телей танков и снайперов.

В феврале - марте 1945 г, в ходе двусторонней оперативной игры «Содей­ствие наземным войскам в наступатель­ной операции вдоль водного рубежа с форсированием укрепленного водного рубежа и уничтожением «флотилии про­тивника» отрабатывалась организация управления силами, для мобильности которой был создан командный пункт на корабле.

ДЕЙСТВИЯ АМУРСКОЙ ФЛОТИЛИИ В ХОДЕ ОПЕРАЦИИ

Войска 2-го Дальневосточного фронта в ночь на 9 августа 1945 г. форсирова­ли крупные водные преграды, противо­положный берег которых был сильно укреплен. Предварительно корабельная и полевая артиллерия провела артиллерий­скую подготовку. Наступление в полосе 15-й армии началось с действий передо­вых и разведывательных отрядов по за­хвату островов на Амуре. Так, передо­вой батальон 361-й стрелковой дивизии, предназначенный для захвата о. Татар­ский (отсюда противник контролировал вход в Сунгари), погрузился на корабли 1-й бригады, используя темную ночь и проливной дождь, высадился на остров и к утру взял его. Таким образом, вы­ход Сунгарийской флотилии в Амур в самом начале боевых действий был от­резан.

10 августа форсирование Амура осу­ществлялось одновременно на всем его протяжении от устья Уссури до его вер­ховьев. Корабли флотилии высадкой штурмовых групп и огнем оказывали помощь войскам в захвате опорных пунктов противника на противоположном берегу.

9 августа 2-я бригада кораблей выса­дила десант на подступах к узлу сопро­тивления Фуюань (устье Уссури) и под­держала его артиллерийским огнем. Уп­равление боем за высадку и на берегу осуществляло командование 2-й брига­ды кораблей и 630-го стрелкового полка с монитора «Дальневосточный комсомо­лец». Район десантирования прикрывался истребителями. К 16 часам войска овладели городом.

Перед кораблями флотилии была по­ставлена новая задача - в кратчайший срок перебросить на захваченные плац­дармы силы вторых эшелонов. Для это­го оборудовали три крупные (Ленинская, Сахалянская, Константиновская) и не­сколько малых переправ. Успешная их работа достигалась путем согласованных действий органов военных соообщений фронта, флотилии и военно-транспортной службы Нижне-Амурского бассейна. На каждой переправе создавалась военная комендатура, занимающаяся вопросами организации. За короткий срок через Амур были переправлены десятки тысяч людей, огромное количество боевой тех­ники и различного военного имущества.

В ходе Сахалянской операции войска 2-й Краснознаменной армии, 101-го укрепленного района и Зее-Бурейская бригада речных кораблей, форсировав Амур, за два дня в упорных боях овла­дели тремя плацдармами на его правом берегу (Сахалян, Айгунь и Цикэ). Раз­вивая наступление на цицикарском на­правлении, войска овладели позициями чжаланьтуньского узла сопротивления, уничтожили бронированные соединения врага. 18 августа был очищен от против­ника г. Суньу.

Моряки Сретенского отдельного диви­зиона успешно действовали в верхнем течении Амура. Совместно со стрелко­выми частями и пограничниками они овладели крупным узлом сопротивления врага - Мохэ. Экипажи бронекатеров Ханкайского отдельного отряда разгро­мили пограничные гарнизоны, коменда­туры, заставы и уничтожили важные ог­невые точки на северном побережье озе­ра Ханко.

В результате согласованных действий войск 2-го Дальневосточного фронта, кораблей Амурской флотилии и погра­ничных частей все побережье Амура в течение трех дней было освобождено от японцев. Захваченный врасплох против­ник не сумел организованно использо­вать речную флотилию для противодей­ствия форсированию рек и развитию на­ступления вдоль Сунгари.

После овладения устьем реки войска и корабли устремились вперед. Маршал Советского Союза К. А. Мерецков пи­сал: «По Сунгари, становившейся как бы осью действий фронта, поднималась Амурская флотилия, а по обоим берегам реки продвигались ударные наземные со­единения».

АМУРСКАЯ ВОЕННАЯ ФЛОТИЛИЯ- формирование в составе военно-морского флота. Создана в 1900 для обороны границы по рекам Амур и Уссури. Во время Гражданской войны корабли захвачены японскими интервентами. Воссоздана в 1920. Участвовала в боевых действиях в период советско-китайского конфликта 1929, в Маньчжурской операции 1945 во время советско-японской войны.

Флотилия была создана как временное формирование для защиты форпостов России на Дальнем Востоке. В ее состав входили вооруженные коммерческие пароходы, которые осуществляли воинские перевозки, так как до постройки КВЖД р. Амур была единственным путем сообщения. Б 4904 флотилия была усилена вооруженными пароходами и миноносцами. Во время русско-японской войны 1904-05 суда флотилии перебрасывали войска и грузы в Маньчжурию.

В июле 1906 было принято постановление об учреждении Амурской военной флотилии для обороны пограничной линии амурского бассейна и обеспечения сообщений по р. Амур и постройке для нее специальных военных судов. 10.5 1907 первые канонерские лодки вошли в состав флотилии. В 1910 она насчитывала 8 башенных мореходных канонерских лодок (мониторов), 10 канонерских лодок с малой осадкой, 10 посыльных и несколько вспомогательных судов. Главной базой был Хабаровск.

В декабре 1917 была создана советская Амурская военная флотилия. В ее состав вошли корабли и суда, чьи экипажи перешли на сторону Советской власти. Флотилия принимала активное участие в борьбе с японскими интервентами и белогвардейцами, в установлении Советской власти в Хабаровске и Благовещенске. В марте 1918 канонерская лодка «Орочанин» и посыльное судно «Пика», а также отряд моряков флотилии успешно действовали против банд Гамова в Благовещенске. В апреле сводный отряд (около 1000 человек) моряков Сибирской и Амурской флотилий вел бои против отрядов атамана Семенова в Читинской обл. 2 монитора и 5 канонерских лодок флотилии несли сторожевую службу на реках Амур и Уссури и оказывали содействие войскам Красной Армии. В конце июня 1918, когда части мятежного чехословацкого корпуса заняли Владивосток, на Уссурийский фронт прибыли отряд моряков-амурцев и два бронепоезда. Корабли флотилии оказали существенную помощь войскам при отражении наступления врага.

После захвата японскими интервентами 7.9 1918 базы флотилии в Осиповском затоне (у Хабаровска) часть кораблей была затоплена экипажами. Канлодка «Орочанин» в составе Благовещенского отряда вела упорные бои с интервентами до конца сентября, затем отошла вверх по р. Зея, где была приведена в Негодность, а ее экипаж перешел к партизанским действиям. В октябре 1920 японцы увели на о. Сахалин лучшие корабли флотилии — монитор «Шквал», канлодки «Бурят», «Монгол» и «Вотяк», 2 парохода и несколько барж с грузами на сумму более 13 млн рублей золотом.

8.5 1920 в Благовещенске началось воссоздание Амурской флотилии. С 19.4 1921 она была подчинена штабу Морских сил ДВР и в мае перебазировалась в Хабаровск. К лету 1921 вошли в строй мониторы «Шторм» и «Ураган», канлодки «Сибиряк», «Вогул» и «Калмык», 4 вооруженных парохода, 2 плавучие батареи. В октябре в связи с угрозой захвата города белогвардейскими и японскими войсками корабля перешли в Благовещенск. Амурская флотилия участвовала в разгроме белогвардейцев в Приморье. 10.9 1922 в Николаевске с двух канлодок был высажен десант, принявший участие в освобождении Нижнего Амура от белогвардейцев и интервентов. 30.9 отряд кораблей флотилии нанес поражение белогвардейским кораблям на оз. Ханка. Существенную роль сыграли моряки флотилии в ликвидации последних очагов контрреволюции на Дальнем Востоке. С 9.1 1922 флотилия входила в Народно-революционный флот ДВР, с ноября 1922 по сентябрь 1926 — в состав Морских сил Дальнего Востока, затем, в апреле 1927, была переименована в Дальневосточную военную флотилию (главная база Хабаровск) и подчинена Управлению ВМС РККА. В 1929, накануне конфликта на КВЖД, флотилия имела в составе 3 дивизиона кораблей (4 МН, 4 КЛ, 3 БКА, 1 ЗМ), группу тральщиков, десантный батальон, отряд гидроавиации (14 гидросамолетов). В ходе боевых действий во время советско-китайского конфликта флотилия успешно высадила ряд тактических десантов, огнем кораблей взламывала оборону противника, уничтожила Сунгарийскую военно-речную флотилию. 23.4 1930 она была награждена орденом Красного Знамени. В 30-х годах флотилия была оснащена новыми кораблями. 27.6 1931 переименована в Амурскую Краснознаменную флотилию.


Во время Великой Отечественной войны сформированные на флотилии батальоны морской пехоты и другие подразделения (всего более 9,5 тыс. моряков) сражались на сухопутных фронтах против немецко-фашистских захватчиков. В период войны с Японией в 1945 флотилия (6 МН, 11 КЛ, 7 МКА, 52 БКА, 12 ТЩ, 36 КАТЩ и вспомогательные суда) обеспечивала оперативные перевозки высадку десантов, форсирование рек Амур, Уссури, Сунгари. Вместе с частями 1-го и 2-го Дальневосточных фронтов участвовала в овладении рядом опорных пунктов японцев и городов Маньчжурии. Впоследствии флотилия была расформирована.

Флотилией командовали: Г. Г. Огильви (декабрь 1917 — сентябрь 1918), В.Я. Канюк (май 1920 1920-июнь 1921), Н. В. Третьяков (август — октябрь 1921), Н. П. Орлов (октябрь 1921 — январь 1922), Е. М. Воейков (ноябрь 1922 -январь 1923), П. А. Тучков (январь -декабрь 1923), С. А. Хвицкий (декабрь 1923 — апрель 1926), В. В. Селитренников (май — сентябрь 1926), Я. И. Озолин (сентябрь 1926 -ноябрь 1930), Д. П. Исаков (ноябрь 1930 -октябрь 1933), И. Н. Кадацкий-Руднев (октябрь 1933 — март 1938), Ф. С. Октябрьский (март 1938 — февраль 1939), Д. Д. Рогачев (1939, врио), А. Г. Головко (июль 1939 — июль 1940), П. С. Абанькин (июль 1940 -июнь 1943; март — сентябрь 1944), Ф. С. Октябрьский (июнь 1943 -март 1944), Ф. С. Седельников (сентябрь 1944 -июнь 1945), Н. В. Антонов (июнь — декабрь 1945).

Амурская военная флотилия

Знамя флотилии

Общие данные

Численный состав

Техника (по состоянию на 1910 г.):

  • Техника надводная - 33 ед..

Техника (по состоянию на 1945 г.):

  • Техника надводная - 126 ед..

Техника (по состоянию на 1997 г.):

  • Техника надводная - 82 ед..

Военные конфликты

Орден Красного Знамени

История флотилии

Первое формирование

Русские землепроходцы впервые появились на Амуре в середине XVII в. Это были отдельные отряды казаков, собиравшие дань с коренного населения. И только в середине XIX века, вследствие продуктивной деятельности генерал-губернатора Восточной Сибири Н.Н.Муравьева-Амурского, экономическая жизнь на одних из самых дальних регионах России существенно оживилась. Так, в 1850-1855 гг. гидрографическими описаниями реки занялась Амурская экспедиция под командованием капитана 1 ранга Г.И.Невельского (несколько офицеров и 60 матросов).

Н.Н.Муравьев-Амурский

Весна 1852 года ознаменовалась началом парового судоходства на Амуре, когда в его воды вышел пароход «Аргунь», построенный на Шилкинском заводе. 14 мая Н.Н.Муравьев-Амурский на 77 судах отправился из Нерчинска в первую военную экспедицию. На караване судов перевозилось большое количество материалов, инструментов, боезапас и запас продовольствия на два года. С этой экспедиции началось массовое освоение Дальнего Востока. В 1854 году второй караван доставил сотню лошадей и всевозможные запасы на два года вперед.

Весной 1857 года переселение казаков стало намного интенсивнее, так как в Николаевске-на-Амуре собрали и спустили на воду два парохода Сибирской флотилии «Амур» и «Лена». К концу года на Амуре насчитывалось уже 17 казачьих станиц, в которых разместились три конные сотни и два армейских батальона с дивизионом полевой артиллерии. Число населения обоих полов составило 1850 человек, но уже в 1858 году возросло до 2350, а станиц - до 32. Тогда же сформировался конный полк и переселение пеших казаков в станицу Хабаровку (ныне город Хабаровск).

Стремление создать Амурскую речную флотилию впервые появилось в 1885 году, но из-за экономических соображений решение не свершилось. В 1897 году, несмотря ни на что, начала свою деятельность немногочисленная Амуро-Уссурийская казачья флотилия . На ряду с этим пароходы Амуро-Уссурийской казачьей флотилии , а также Министерства путей сообщения: «Селенга», «Сунгари», «Газимур», «Амазор», «Хулок» и другие пришлось вооружить легкой артиллерией и пулеметами. Для этого начальник Владивостокского порта выделил 10 - 4-фунтовых пушек образца 1867 г., а так же 3 - 47-мм орудий Hotchkiss . В 1900 году создание речной флотилии рассматривалось в межведомственной комиссии, работавшей по инициативе Военного министерства.

Русско-японская война

Во время Русско-японской войны 1904-1905 гг. срочная потребность обороны реки возросла, так как Китайско-Восточная железная дорога (далее для удобства будет использоваться аббревиатура КВЖД) не справлялась с перевозкой необходимых грузов и большая часть их переправлялась по рекам Амурского бассейна. Из-за неподготовленности канонерских лодок, строившихся в Сормово, пришлось воспользоваться колесными пароходами и винтовыми катерами Военного ведомства и Корпуса пограничной стражи, а также баржами Амурского общества пароходства и торговли и Министерства путей сообщения, поспешно снабдить их артиллерией и этими плавучими батареями укрепить несколько важных стратегических пунктов по Амуру. Кроме того, с Балтийского флота по железной дороге дополнительно перевезли миноноски и спустили их на воду в поселке Кокуй.

После окончания неудачной для Российской империи войны (В 1905 г. Портсмутский мирный договор отрезал от центра России южноуссурийский театр, наложив запрет на пользование КВЖД в стратегических целях.) значение развития путей сообщения Амурского бассейна, как единственной на Дальнем Востоке линии сообщения возросло до небывалых масштабов. Специально для развития этого региона на верфях были заложены 4 мореходные канонерские лодки типа «Гиляк» для защиты низовьев Амура. Но из-за чрезмерного веса осадка судов оказалась слишком велика для рек, и их было решено оставить на Балтике. Но взамен их, в Сормово были заложены восемь более мощных башенных канонерских лодок типа «Шквал» . Среди речных кораблей мира они имели самое мощное артиллерийское вооружение и противоснарядное бронирование. Кроме того, в состав флотилии вошли 10 посыльных судов, а по существу - артиллерийских бронекатеров типа «Штык». Приказом Морского ведомства от 28 ноября 1908 была сформирована Амурская речная флотилия . Базой флотилии был назначен город Хабаровск. К лету 1910 года корабельный и судовой состав флотилии был укомплектован полностью.

Второе формирование

Революция и Гражданская война

канонерская лодка «Орочанин» и посыльное судно «Пика»

В декабре 1917 г. ,без всяких сопротивлений, флотилия подняла красные флаги, вступив в состав Рабоче-крестьянского Красного флота (РККФ) . В июле-сентябре 1918 г. флотилия принимала участие в борьбе с японскими интервентами, белогвардейцами, чехословацкими воинскими частями. 7 сентября 1918 г. находившиеся на приколе в Хабаровске основные силы флотилии были захвачены японцами и вошли в состав японской флотилия на реке Амур, а канонерская лодка «Орочанин» , посыльное судно «Пика» вместе с 20 гражданскими пароходами и 16 баржами ушли в верховья реки Зеи, где были затоплены экипажами в конце сентября 1918 г. во избежание захвата. Амурская флотилия как соединение перестало существовать. Белая армия пыталась создать свою флотилию на реке Амур, но этому воспрепятствовали японские интервенты. В 1919 часть кораблей была взорвана во избежание захвата красными партизанами, оставшиеся на плаву суда были сформированы в только что образованную Амурскую флотилию Народно-революционной армии Дальневосточной Республики. Из-за захвата Хабаровска в 1920 году, некоторое время штаб находился в Благовещенске.

К лету 1921 года после ремонта ввели в строй шесть канонерских лодок , пять вооруженных пароходов, шесть катеров, шесть тральщиков, около 20 вспомогательных судов. С апреля 1921 года флотилия подчинялась штабу Морских сил ДВР. Она взаимодействовала с сухопутными войсками на реках Амур и Уссури, обороняла минно-артиллерийскую позицию в районе Хабаровска. С ноября 1922 года по сентябрь 1926 года входила в состав Морских сил Дальнего Востока как Амурская речная военная флотилия . В мае 1925 г. дипломатическим путём удалось получить от Японии уведенные ею речные корабли. 6 сентября 1926 года, после упразднения Морских сил Дальнего Востока, непосредственно подчинена начальнику Военно-Морских Сил РККА. 29 сентября 1927 года переименована в Дальневосточную военную флотилию.

Межвоенный период

бронекатер пр.1124 смешанной компоновки (одна башня танка Т-34, одна установка «Катюша»)

После всех бед, навалившихся одновременно, флотилия пришла в плачевное состояние. Большая часть кораблей стояло в затонах без двигателей (во время Первой Мировой Войны дорогостоящие дизельные двигатели были перевезены на основные театры боевых действий) или уничтожены, оставшиеся корабли были в достаточно запущенном состоянии. Но начиная с первой половины 1920-х потрепанная флотилия начала с огромным энтузиазмом возвращаться к жизни. Корабли, оставшиеся от Российской Империи ремонтировали, модернизировали и перевооружали. В 1927 году с Черного и Балтийского морей пришло несколько бронекатеров. Итого после начала второй жизни флот насчитывал: 7 канонерских лодок типа «Шквал» , 5 канонерок типов «Бурят» и «Вогул» и 7 бронекатеров типов «Партизан», «Копьё», «К» и «Н».

В 1929 году флотилия принимала участие в боях с китайскими милитаристами в ходе конфликта на КВЖД. Сразу после захвата КВЖД китайскими войсками, начались обстрелы советских светофоров и ближайших населенных пунктов. В октябре 1929 г. началась активная фаза, и Амурская флотилия наступала по Сунгари до города Фуцзинь. 11 октября 1929 года у Лахасусу (Тунцзян) в устье Сунгари произошло полномасштабное артиллерийское сражение основных сил речных флотилий, закончившееся полным разгромом противника - Сунгарийской флотилии. 20 мая 1930 за слаженные и продуктивные действия по разгрому "белокитайцев" флотилия была награждена орденом Красного Знамени и стала называться Дальневосточной Краснознаменной военной флотилией.

С 1935 по 1941 год Амурская Краснознаменная военная флотилия пополнилась современными речными кораблями новой постройки. В список нововведений входили: монитор «Активный» , большие бронекатера пр.1124 с двумя башнями танка или двумя установками «Катюша» и малые бронекатера пр.1125. Так же в 1941 году корабельный состав пополнился 8 канонерскими лодками из бывших пассажирских пароходов, минными заградителями и остальными боевыми судами.

Великая отечественная война

По существу, Амурская военная флотилия не принимала участие во Второй мировой войне , но сделала огромный вклад в победу над японской Квантунской армией и вооруженными силами марионеточных государств, созданных Японией на территории Маньчжурии и Северной Кореи. Вся флотилия , в составе 126 боевых кораблей, 68 самолетов и 12,5 тысяч личного состава (флотилия противника состояла из 26 боевых кораблей, трех полков пехоты с 50 десантными мотоботами и 60 моторными лодками), в период с 9 августа– 2 сентября 1945 г. проводила особо важную для победы Маньчжурьскую операцию. Главной целью было обеспечить безопасный переход сухопутных сил через реки Амур и Уссури, содействовать наступлению войск фронта на сунгарийском на­правлении. Помимо прочего, она должна бы­ла не допустить форсирования против­ником этих рек и обеспечивать свои коммуникации; по мере нашего продви­жения вдоль Сунгари осуществлять пе­реправу личного состава и техники; уничтожать переправы и подавлять точки сопротив­ления врага на прибрежных участках, а также его корабли.

высадка десанта с монитора «Дальневосточный комсомо­лец»

В ночь на 9 августа 1945 г. началось форсирование крупных водных преград. Заблаговременно корабельная и полевая артиллерия провела артиллерий­скую подготовку. Наступление в полосе 15-й армии началось с действий передо­вых и разведывательных отрядов по за­хвату островов на Амуре. 9 августа 2-я бригада кораблей выса­дила десант на подступах к узлу сопро­тивления Фуюань (устье Уссури) и под­держала его артиллерийским огнем. 10 августа форсирование Амура осу­ществлялось одновременно на всем его протяжении от устья Уссури до его вер­ховьев. Корабли флотилии высадкой штурмовых групп и огнем оказывали помощь войскам в захвате опорных пунктов противника на противоположном берегу. Уп­равление боем за высадку и на берегу осуществляло командование 2-й брига­ды кораблей и 630-го стрелкового полка с монитора «Дальневосточный комсомо­лец». Район десантирования прикрывался истребителями. К 16 часам войска овладели городом.

Перед кораблями флотилии была по­ставлена новая задача - в кратчайший срок перебросить на захваченные плац­дармы силы вторых эшелонов. Для это­го оборудовали три крупные (Ленинская, Сахалянская, Константиновская) и пара малых переправ. Результативная их работа достигалась путем согласованных действий органов военных соообщений фронта, флотилии и военно-транспортной службы Нижне-Амурского бассейна. На каждой переправе создавалась военная комендатура, занимающаяся вопросами организации. За короткий срок через Амур были переправлены десятки тысяч людей, огромное количество боевой тех­ники и различного военного имущества. В ходе Сахалянской операции войска 2-й Краснознаменной армии, 101-го укрепленного района и Зее-Бурейская бригада речных кораблей, форсировав Амур, за два дня в упорных боях овла­дели тремя плацдармами на его правом берегу (Сахалян, Айгунь и Цикэ). Раз­вивая наступление на цицикарском на­правлении, войска овладели позициями чжаланьтуньского узла сопротивления, уничтожили бронированные соединения врага. 18 августа был очищен от против­ника г. Суньу. Моряки Сретенского отдельного диви­зиона успешно действовали в верхнем течении Амура. Совместно со стрелко­выми частями и пограничниками они овладели крупным узлом сопротивления врага - Мохэ. Экипажи бронекатеров Ханкайского отдельного отряда разгро­мили пограничные гарнизоны, коменда­туры, заставы и уничтожили важные ог­невые точки на северном побережье озе­ра Ханко. В результате согласованных действий войск 2-го Дальневосточного фронта, кораблей Амурской флотилии и погра­ничных частей все побережье Амура в течение трех дней было освобождено от японцев. Захваченный врасплох против­ник не сумел организованно использо­вать речную флотилию для противодей­ствия форсированию рек и развитию на­ступления вдоль Сунгари. Вот как говорил об этой операции маршал СССР К.А.Мерецков:

Через десять лет после победоносного окончания войны, в августе 1955 года флотилия переформирована в Краснознамённую Амурскую военно-речную флотилию Тихоокеанского флота. С 1961 года на реке Амур существовала бригада строящихся и ремонтирующихся кораблей, затем дивизия речных кораблей ТОФ. Указом президента РФ (В.В.Путин) от 7 июня 1998 г. Амурская пограничная речная флотилия расформирована из-за недофинансирования. Соединение было решено разделить на отдельные бригады пограничных сторожевых кораблей и катеров.

Организационный состав

Первое формирование

Штаб

Штаб первого формирования находился в городе Хабаровск.


СССР СССР
Россия Россия Подчинение Морское ведомство России
Министерство обороны СССР
Пограничная служба Российской Федерации Входит в Военно-Морской Флот Российской империи
Народно-революционный флот ДВР
Военно-Морской Флот СССР
Военно-Морской Флот Российской Федерации
Пограничные войска Российской Федерации
Участие в Ихэтуаньское восстание
Гражданская война в России
Конфликт на КВЖД
Советско-японская война
Известные командиры Анатолий Кононов
Николай Третьяков
Яков Озолин
Иван Кадацкий-Руднев
Филипп Октябрьский
Дмитрий Рогачёв
Арсений Головко
Павел Абанькин
Неон Антонов
Владимир Фадеев
Григорий Олейник

Чертеж Восточной Сибири, составленный тобольцем Ремезовым, в 1701 году, Амур вверху.

История Амурской военной флотилии

Становление флотилии

Первые документальные упоминания об Амуре , других реках и прилегающих к ним территориях доставил в Якутск атаман М. Перфильев промышлявший со своим отрядом казаков (государев людей), летом 1636 года , на реке Витим . В период с 1639 года по 1640 год приходят отрывочные сведения об Амурской земле , от И. Ю. Москвитина собравшего их у туземных племён населявших берега Охотского моря .

Второй экспедиции под руководством атамана Е. П. Хабарова , которая вышла на Амур в 1650 году также на стругах , удалось на время создать русские поселения по Амуру, но после неудачных военных действий с цинским Китаем в г. по условиям неравноправного Нерчинского мира русские были вынуждены оставить Амур на 160 лет.

По Амуру и его притокам с 1860-х гг. ходили частные и казённые пароходы, часть из которых принадлежала Военному ведомству и могла вооружаться: «Зея», «Онон», «Ингода», «Чита», «Константин», «Генерал Корсаков». На Амуре также находились невооружённые пароходы Сибирской флотилии «Шилка», «Амур», «Лена», «Сунгача», «Уссури» , «Буксир», «Польза», «Успех», винтовые баркасы и баржи. Пароходы, в основном, занимались хозяйственными перевозками и снабжением. К концу XIX века по Амуру и притокам ходили 160 паровых судов и 261 баржа .

1895-1905 годы

Первое соединение появилось в - гг., хотя оно и не было военно-морским.

Для обороны линии границы, обслуживания казачьих станиц , расположенных на берегах Амура, Уссури и Шилки , была создана Амурско-Уссурийская казачья флотилия . Состояла она первоначально из пароходов «Атаман» (флагман), «Казак Уссурийский», парового катера «Дозорный», барж «Лена» и «Булава». В экипажах числились забайкальские , амурские , уссурийские казаки . Старший командир (должность, приравненная по статусу к должности командира отдельной казачьей сотни) до г. - Лухманов, Дмитрий Афанасьевич . Финансирование флотилии было определено из средств сразу двух казачьих войск - Амурского (8976 руб. в год) и Уссурийского (17423 руб. в год) . Также казаки заготовляли дрова и уголь для судов флотилии (с 1898 года на оплату их поставок выделялись 20 % выручки от частных рейсов), но с 1904 года эта повинность была заменена выплатой из войсковых капиталов (2156 руб. в год с Амурского и 4724 руб. с Уссурийского войск) .

Флотилия базировалась на реке Иман и подчинялась Приамурским казачьим войскам и довольно успешно защищала русских подданных от нападений китайских хунхузов , осуществляла перевозку грузов и пассажиров до 1917 года .

В 1930-х годах в ходе масштабной кампании по освоению Дальнего Востока существенно улучшилась база флотилии. В Хабаровске в 1932 году открылся судостроительный завод «Осиповский затон» (ССЗ № 368, впоследствии судостроительный завод им. С. М. Кирова). С 1934 года интересы Речфлота обслуживал Сретенский судостроительный завод, созданный в Кокуе на базе небольших гражданских верфей и филиалов заводов. Для Военно-Морского Флота и пограничников этот завод строил вспомогательные суда и катера. Но крупнейшим судостроительным предприятием на Амуре стал судостроительный завод № 199 им. Ленинского Комсомола (ныне Амурский судостроительный завод) в г. Комсомольск-на-Амуре , строивший корабли с 1935 года. Ремонтные базы действовали в Хабаровске и Комсомольске.

Амурская военная флотилия перед войной и в годы Второй мировой войны

27 июня 1931 года флотилия переименована в Амурскую Краснознаменную военную флотилию . В предвоенные годы, с 1935-1937 гг. стала активно пополняться специальными речными военными кораблями новой постройки. В их число вошёл один из первенцев советской мониторной программы - монитор «Активный» (1935 год), большие «амурские» бронекатера проекта 1124 (БКА пр. 1124) с двумя танковыми башнями (или с одной башней и установкой типа «Катюша») и малые «днепровские» бронекатера проекта 1125 с одной танковой башней. Первых к 1945 году насчитывалось 31, вторых - 42. Кроме того, к 1941 году флотилия пополнилась восемью канонерским лодками, переоборудованными из речных пароходов, а также минным и боно-сетевым заградителями, речными тральщиками, минными катерами, плавучими зенитными батареями и другими необходимыми судами.

Ко времени зенита своей военной мощи в 1945 году флотилия состояла из 1-й, 2-й и 3-й бригад речных кораблей с базированием в Хабаровске (каждая бригада состояла из 2-3 мониторов или двух дивизионов по 2-4 канонерских лодок, двух отрядов бронекатеров по 4 единицы, дивизиона из 4 тральщиков, одного-двух отрядов катерных тральщиков и отдельные корабли), а также Зейско-Буреинской бригады речных кораблей с базированием на Благовещенск (1 монитор, 5 канонерских лодок, два дивизиона бронекатеров, всего 16 БКА, дивизион из 3 тральщиков, отряд катерных тральщиков, два отряда глиссеров), Сретенского отдельного отряда речных кораблей (8 бронекатеров в двух отрядах и два глиссера), Уссурийского отдельного отряда из 3 бронекатеров с базированием в Имане , Ханкайского отдельного отряда из 4 бронекатеров и Охраны рейдов главной базы флотилии. Амурская речная флотилия располагала девятью отдельными дивизионами зенитной артиллерии, на вооружении которых состояло 28 76-мм орудий, 18 40-мм зенитных автоматов «Бофорс» и 24 20-мм зенитных автоматов «Эрликон». Кроме этого флотилия располагала собственными ВВС в составе истребительного полка, отдельных эскадрильи и отряда. Всего имелось 27 ЛаГГ-3 , 13 И-153 -бис, 10 Як-3 , 8 Ил-2 , 7 И-16 , 3 МБР-2 , 3 По-2 , 2 Як-7 , 1 СБ , 1 Су-2 . При этом, несмотря на заблаговременную подготовку к войне с Японией и наличие подготовленного резерва в виде двух европейских флотилий, Амурская флотилия была укомплектована офицерским составом только на 91,6 %, а старшинским и рядовым - на 88,7 % и четыре сравнительно крупных корабля было в ремонте. Ситуацию нивелировало хорошая специальная подготовка личного состава. Последнее отчасти объясняется тем, что в годы Великой Отечественной войны, даже в сравнении с Тихоокеанским флотом, Амурская флотилия находилась в постоянной готовности к отражению агрессии, а потому её личный состав старались не «растаскивать». Старшинский и большая часть рядового состава к тому времени прослужили по 6-8 лет, а большая часть офицеров пришли на флотилию 10-15 лет назад.

В 1945 году принимала участие в войне с Японией , находясь в оперативном подчинении 2-го Дальневосточного фронта - в Маньчжурской наступательной операции 9 - 20 августа 1945 года Амурская флотилия обеспечивала продвижение советских войск вдоль Амура и Сунгари, высаживала десанты в тыл японским войскам (в том числе Сахалянский десант), участвовала в занятии маньчжурских городов Фуюань , Сахалян, Айгунь, Фуцзинь, Цзямусы и Харбин , обстреливала японские укрепленные сектора, захватила в Харбине корабли Сунгарийской речной флотилии Маньчжоу-Диго .

Послевоенный период

После войны флотилия пополнилась трофеями, среди которых наиболее ценными стали четыре канонерских лодки японской постройки, ранее принадлежавших маньчжурской Сунгарийской флотилии. Кроме того в строй вступили 40 новых, более защищённых и с лучшим вооружением, бронекатеров проекта 191М, которые поистине могли считаться «речными танками». Наконец для устья Амура в 1942-1946 гг. были построены три мощных монитора проекта 1190 (типа «Хасан») , которые короткое время состояли и в Амурской флотилии. Тем не менее, с начала 1950-х гг. в СССР начинается упадок речных флотилий. Для них не строятся новые корабли. Не последнюю роль сыграло и образование в 1949 году первоначально дружественной Китайской Народной Республики . К 1955-1958 гг. все имеющиеся речные военные флотилии были расформированы, а входившие в их состав корабли и катера пошли на слом. Это было недальновидно, так как бронекатера не требуют для сохранения больших затрат - их легко хранить на берегу в законсервированном виде, как некогда хранилось огромное количество танков, артиллерии и автомобилей. Амурская флотилия была расформирована в августе 1955 года . Вместо неё создана Краснознаменная Амурская военно-речная база Тихоокеанского флота .

С началом 1960-х годов отношения СССР и Китая стали резко ухудшаться. Беззащитность реки Амур стала настолько очевидной, что военное руководство страны было вынуждено срочно возрождать военно-речные силы. В 1961 году создана Амурская бригада (впоследствии дивизия ) речных кораблей ТОФ . Для неё пришлось строить новые корабли: основу речных сил составили артиллерийские катера проекта 1204, которых в 1966-1967 гг. построили 118 ед., а также 11 малых артиллерийских кораблей проекта 1208, построенных в 1975-1985 гг. Первые должны были стать заменой прежних бронекатеров, вторые - речных мониторов. Однако, по мнению специалистов и военных, полноценной замены не получилось: если бронекатера пр. 191М создавались именно для войны как «речные танки», то новые артиллерийские катера скорее представляют собой патрульные катера мирного времени с противопульной защитой. МАКи пр. 1208 по разным причинам получились также не очень удачными. Кроме того, специально для пограничников в 1979-1984 гг. построили одиннадцать проекта 1248 (на основе МАК пр. 1208), а для штабных и управленческих целей - в те же годы восемь ПСКР проекта 1249. Справедливости ради, надо отметить, что зарубежные аналоги советских речных кораблей проектов 191М, 1204, 1208 либо значительно им уступают, либо отсутствуют совсем.

С этим корабельным составом бывшая Амурская флотилия приняла на себя напряжение советско-китайских пограничных конфликтов , пик которых пришёлся на 1969 год, и с ним же вступила в 1990-е годы. Снова начались реорганизации… Указом президента РФ от 7 февраля г. создана Амурская пограничная речная флотилия в составе пограничных войск Российской Федерации . Однако вскоре указом президента РФ от 7 июня г. Амурская пограничная речная флотилия расформирована . Из-за недофинансирования соединение разделено на отдельные бригады пограничных сторожевых кораблей и катеров . Все боевые корабли и катера переданы Федеральной пограничной службе. В 2000 году на Амуре дислоцировалось 5 бригад и 1 дивизион пограничных кораблей и катеров: 32 ПСКР проекта 1204, 12 ПСКР проекта 1248, 5 ПСКР проекта 1249, 2 ПСКА проекта 1408.1, 12 ПСКА проекта 371, 3 МАКа, 2 «Сайгака», 3 танкера (2 больших и 1 маленький), 2 самоходные баржи, 1 невооружённый речной катер, 2 танковоза . В 2003 году разрезаны на металлолом МАКи (малые артиллерийские корабли), часть десантных кораблей «Мурена» (остальные проданы Южной Корее) . По состоянию на 2008 год кроме нескольких десятков пограничных сторожевых кораблей (например, проекта 1248 «Москит») и катеров, от Амурской военной флотилии уцелел только один военный корабль - малый артиллерийский корабль «Вьюга» . В 2009 году за Пограничной службой на Амуре числилось 15 речных артиллерийских бронекатеров проекта 1204 «Шмель» (возможно уже списаны), 1 речной малый артиллерийский корабль проекта 1208 «Слепень», от 7 до 9 речных артиллерийских катера проекта 1248.1 «Москит», 8 речных бронекатеров управления проекта 1249 и 3