Занятия лучше всего подойдет индивидуальное. Навыки работы в группе

Преимущества работы в группе

Большинство интересных идей возникает в группах. Отдельный человек, выполняя индивидуально какую-либо работу, может найти верное решение. Вместе с тем учесть все аспекты решаемой проблемы ему вряд ли удастся. Чем больше людей-тем больше мнений может быть высказано в процессе обсуждения проблемы. При этом важен ещё и тот факт, что, работая совместно, люди стараются «не ударить лицом в грязь», а работать более активно и продуктивно, удовлетворяя свою потребность в успехе и признании. Кроме того, какие-либо новые предложения, идеи могут возникнуть при групповом обсуждении проблемы и на основе ассоциативного мышления (метод мозгового штурма).

Работа в группе стимулирует взаимное доверие, уверенность в коллегах, особенно если при совместном решении сложных проблем им приходилось преодолевать трудности. У членов группы появляется «чувство локтя». Чувство того, что они являются частью чего-то большого, чем каждый из них поодиночке. Они рассчитывают на поддержку и одобрение коллег.

Группа добивается повышения гибкости, оперативности, качества принимаемых решений. Это происходит за счёт:

· Обеспечения комплексного подхода в результате привлечения к работе в группе специалистов различных областей;

· Повышения мотивации к принятию наиболее перспективного решения;

· Коллективного опыта и большей информированности членов группы;

· Высокой вовлечённости сотрудников в групповой процесс; при этом сокращается время на реализацию коллективно разработанного решения и повышается ответственность за его результаты.

Наконец, использование групповых форм работы способствует индивидуальному развитию членов группы.

Индивидуальное развитие членов группы происходит за счёт:

· Обучения в процессе совместного решения проблем, анализа альтернатив, конструктивного обсуждения и апробации;

· Более эффективного использования творческого потенциала сотрудников в результате «феномена социального содействия»; социальное содействие предполагает, что члены группы стремятся внести свой вклад в решение проблемы просто потому, что они работают в обществе других людей;



· Формирование у сотрудников чувства самооценки в результате создания системы поддерживающих отношений в группе.

Таким образом, группы имеют значительные преимущества по сравнению с индивидуальной работой. Однако группы имеют и ряд существенных потенциальных недостатков. И если их вовремя не распознать и не нейтрализовать, то это может привести к срывам в достижении групповых и общеорганизационных целей. Менеджеры должны быть предельно внимательны по отношению к потенциальным опасностям.

Недостатки работы в группе

Стремление к частным целям. Группа живёт собственной жизнью. Цели группы становятся главенствующими для неё, в то время как цели организации уходят на второй план, игнорируются и зачастую забываются.

Чрезмерные затраты. На принятие групповых решений приходится больше затрат, чем на принятие решений одним лицом.

Потери времени. Принятие решений в группе предполагает обсуждение проблем всеми её членами, рассмотрение различных точек зрения, поэтому на принятие решения группой тратится больше времени, чем на индивидуальное. По мнению специалистов, в группах тратится больше времени на понятные всем членам вопросы, чем на более сложные.

Доминирование одного из членов группы. Может усилиться влияние некоторых членов группы на других, что не способствует эффективной групповой работе: люди принимают «навязанную» им точку зрения, боятся высказать собственное мнение и т.д.

Эскалация участия. Упорное отстаивание определённого предложения некоторыми членами группы может привести к принятию его всей группой, потребовать вложения ресурсов, хотя предложенное решение может оказаться неверным.

Разделение ответственности – уход от ответственности, размывание ответственности. С одной стороны, осознание общей ответственности за выполнение заданий является положительным моментом в деятельности групп. Однако в то же самое время разделение общей ответственности в равной мере всеми членами группы может привести к противоположному эффекту-уходу от индивидуальной ответственности. У отдельных работников может появиться желание спрятаться за спину коллег, в «толпе», что позволяет избежать порицания. Общая ответственность переходит в безответственность.

С разделением ответственности связан и такой недостаток, как «социальная праздность». Условием её появления служит невозможность или отсутствие чёткой оценки вклада каждого работника в результаты работы группы. В этом случае некоторые работники могут резко ухудшить результаты своей деятельности. Социальная праздность возникает, если работник считает, что:

· Распределение работы в группе осуществляется несправедливо;

· Коллеги не прилагают особых усилий, как это делает он, к выполнению заданий.

Снижение уровня мотивации высококвалифицированных сотрудников связано с двумя предыдущими недостатками. Командное вознаграждение может привести к тому, что вклад, а, следовательно, и оплаты труда работников будут усреднены. В таком случае высококвалифицированные сотрудники считают, что им незачем в полной мере выкладываться при выполнении групповых заданий.

Групповая поляризация. Это альтернатива группового единомыслия, когда в группу включены индивиды с устойчивыми воззрениями (положительными или отрицательными) на проблему. Работая в группе, они привлекают на свою сторону других участников, и может возникнуть агрессивная конфронтация, конфликт.

Кроме названных, можно отметить и такие проблемы, связанные с формированием и функционированием групп, как:

· Сложность введения в группу новых людей;

· Группу сложно переориентировать на новое направление, сплочённая группа не обладает такой гибкостью, как разрознённые сотрудники;

· Никакая группа не может существовать вечно.

Групповое единомыслие. Основным недостатком в работе групп является групповое единомыслие, шаблонное мышление.

Групповое единомыслие- давление, оказываемое на сотрудников с целью заставить их приспособиться к нормам группы и склонить к консенсусу.

Классический анализ процесса группового единомыслия впервые осуществил американский социальный психолог И.Дженис (15), он выявил основные симптомы группового единомыслия. К ним относятся:

Иллюзия неуязвимости - вера в то, что каждое принимаемое групповое решение ведёт к высоким результатам.

Иллюзия морали - оправдание решения высшими групповыми ценностями.

Рационализация – абстрагирование от негативных последствий или рисков принятия решений.

Негативное отношение к «чужакам» - отрицательное отношение к оппонентам или сомневающимся коллегам, что позволяет не обращать внимания даже на справедливую критику.

Самоцензура – подавление оправданных сомнений под предлогом лояльности группы.

Прямое давление – резкая критика коллегами или руководителями предложений, противоречащих установкам группы.

Фильтрация мнений – игнорирование неудобных фактов или мнений, которые просто не выносятся на обсуждение.

Иллюзия единодушия – обстановка, при которой молчание воспринимается как согласие.

Причинами группового единомыслия могут быть:

· Неспособность группы к рациональному анализу альтернатив или последствий принимаемого решения;

· Стремление отдельных членов группы быть воспринимаемыми как «командные игроки»;

· Присоединение отдельных членов группы к точке зрения наиболее влиятельных её участников, пользующихся авторитетом, доверием, упорно отстаивающих свою позицию.

Конфликты в группе

Конфликт (от лат. “столкновение”) - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

Особенности конфликта:

· различия в объемах социальных систем. В сравнении с обществом организация более локальная и простая система, это система скоординированного поведения, где правила, регуляторы, стандартные процедуры и т.п., это всего лишь механизмы скоординированного поведения. Это позволяет говорить об управляемости, возможностях прогнозирования конфликтных ситуаций;

· ролевая структура организаций. Важным является тот факт, что люди в процессе вхождения в организацию жертвуют частью своей свободы и делают это с целью достижения личных и организационных целей, т.е. на первый план выдвигаются профессиональные качества и должностное положение, а также определенная «несвобода» исполнения своих ролей. Роль работника в организации - это набор ожидаемых поведенческих стереотипов, связанных с выполнением конкретной работы. Эти ожидания зависят прежде всего от положения, занимаемого индивидом, а не от его личных характеристик, и будут одинаковыми для всех индивидов, занимающих эту позицию Понимание ролей дает нам возможность узнать о том, как люди осознают, что они должны делать в какой-то конкретной ситуации. Этим ролям свойственны несколько характеристик. Во-первых, рабочие роли независимы, они выполняются каждым, кто занимает конкретную социальную позицию. Во-вторых, они имеют прямое отношение к трудовому поведению, связанному с выполнением задания. В-третьих, рабочие роли могут быть трудно совместимы друг с другом. Проблема заключается в определении того, кто определяет, что от кого ожидается. Наконец, роли быстро выучиваются и могут оказывать значительное влияние как на социальные позиции, так и на трудовое поведение работников. Большая часть того, что мы думаем и делаем, определяется нашими ролями.

Выделяет пять основных факторов (причин) конфликтов:

1) Информационный фактор--это та информация, которая приемлема для одной стороны и неприемлема для другой. Это может быть: неполная, неточная информация одной из сторон; нежелательное обнародование; недооценка фактов при решении спорных проблем; дезинформация, слухи и т.д.

2) Структурный фактор -- формальные и неформальные характеристики группы (специфика законной власти и законодательства, статуса, прав мужчины и женщины, их возраста, роли традиций, различных социальных норм и т.д.). Б. Майерс дополняет: "доступные ресурсы, процедуры принятия решения".

3) Ценностный фактор -- те принципы, которые провозглашаются или отвергаются; которым будут следовать все члены группы. Они вносят в группу чувство порядка и цель существования. Это такие ценности как:

Личные системы верований и поведения (предрассудки, предпочтения и т.д.);

Групповые системы верований и поведения;

Системы верований и поведения общества;

Ценности всего человечества;

Профессиональные ценности;

Религиозные, культурные, региональные, местные и политические ценности.

4) Фактор отношения -- удовлетворение от взаимодействия двух или более сторон или его отсутствие. Это такие аспекты как:

Основа отношений (добровольные или принудительные);

Сущность отношений (независимые, зависимые, взаимозависимые);

Ожидания от взаимоотношений;

Важность взаимоотношений;

Ценность взаимоотношений;

Длительность взаимоотношений;

Совместимость людей в процессе взаимоотношений;

Вклад сторон во взаимоотношения и т.д.

5) Поведенческий фактор -- это стратегия поведения в конфликтной ситуации: избегание, приспособление, конкуренция, компромисс, сотрудничество.

Управление:

Управление конфликтами -- это целенаправленное воздействие по устранению (минимизации) причин, породивших конфликт, или на коррекцию поведения участников конфликта и обеспечивающее решение социально значимых задач .

Управление конфликтом включает в себя:

Прогнозирование конфликта;

Предупреждение одних и вместе с тем стимулирование других;

Прекращение и подавление конфликта;

Регулирование и разрешение.

Управление становится возможным при наличии некоторых необходимых условий. К таковым относятся:

Объективное понимание конфликта как реальности;

Признание возможности активного воздействия на конфликт;

Существует различные методы управления конфликтами:

1)Переговоры - это совместное обсуждение конфликтующими сторонами с возможным привлечением посредника спорных вопросов с целью достижения согласия. Они выступают некоторым продолжением конфликта и в то же время служат средством его преодоления. В том случае, когда делается акцент на переговоры как часть конфликта, их стремятся вести с позиции силы, с целью достигнуть односторонней победы. Естественно, такой характер переговоров, обычно, приводит к временному, частичному разрешению конфликта, и переговоры служат лишь дополнением к борьбе за победу над противником. Если же переговоры понимаются имущественно как метод урегулирования конфликта, то они приобретают форму честных, открытых дебатов, рассчитанных на взаимные уступки и взаимное удовлетворение определенной части интересов сторон.

2)Компромисс - означает соглашение на основе взаимных уступок. Различают компромиссы вынужденные и добровольные. Первые неизбежно навязываются сложившимися обстоятельствами. Вторые, заключаются на основе соглашения по определенным вопросам и соответствуют какой-то части интересов всех взаимодействующих сил. В случае добровольного компромисса имеет место общность основных взглядов, принципов, норм, стоящих перед взаимодействующими субъектами практических задач. Если же компромисс носит принудительный характер, то он может состоять: во взаимной уступке по отдельным вопросам во имя обеспечения баланса частных интересов и целей; в объединении усилий всех конфликтующих сторон для решения некоторых коренных вопросов, связанных с их выживанием. Выбор компромисса оправдан, тогда - когда, проблема относительно проста и ясна; для разрешения конфликта у вас не так много времени или вы хотите разрешить его как можно быстрее; лучше было бы достичь временного соглашения, а потом вернуться к этой проблеме и вновь проанализировать ее скрытые причины; проблема и ее решение не слишком важны для обеих сторон; не удалось добиться решения с использованием сотрудничества или не удалось добиться своего с использованием власти.

3)Консенсус - форма выражения согласия с аргументами противника в споре. Существенными элементами этой формы являются: анализ спектра социальных интересов и выражающих их организаций; объективного совпадения и противоречия приоритетных ценностей и целей действующих сил; обоснование общих ценностей и приоритетных целей, на основе которых возможно согласие. Положительные результаты построения консенсуса: укрепляется чувство равенства и причастности к проблеме; способствует обмену мнениями; появлению точек соприкосновения у членов организации; использует коллективные знания; ответственность, особенно при принятии решения, распространяется на всех членов команды; учитывает важность личного вклада и членства в группе; отдельные участники могут «сохранить лицо»; Отрицательные результаты построения консенсуса: процесс может занять слишком много времени и быть незаконченным; в критической ситуации может быть слишком трудно привести все стороны к соглашению; процесс может вызвать неудобства, так как придется координировать все графики и планы; процесс может угрожать авторитету, положению и статусу; может оказаться трудным в случае необходимости поддерживать в группе чувство уверенности.

Лидерство и руководство

В настоящий момент в трактовке понятий «лидерство» и «руководство» существует две точки зрения. Первая – разведение этих двух понятий по нескольким признакам (в отечественной психологии), вторая точка зрения – эти понятия практически тождественны друг другу (в зарубежной психологии).

Кричевский Р. Л считает, что любое предприятие, учреждение может рассматриваться в двух планах: как формальная и неформальная организация. Соответственно двум этим организационным структурам он говорит и о двух присущих им типа отношений людей: формальных и неформальных. Отношение первого типа – должностные, функциональные; отношения второго типа – психологиеские, эмоциональные. Так вот, руководство по его мнению – феномен, имеющий место в системе формальных отношений, а лидерство – феномен, порожденный системой неформальных отношений. Причем роль руководителя заранее определена в организации, оговорен круг функций реализующего его лица. Роль лидера возникает стихийно, в штатном расписании учреждения, предприятия ее нет.

Руководитель назначается извне, вышестоящим руководством, получает соответсвующие властные полномочия, имеет право на применение санкций. Лидер выдвигается из числа окружающих его людей, в сущности, равных ему по статусу. Вместе с тем Кричевский Р. Л говорит о том, что лидер может прибегать к санкциям в отношении кого-то из партнеров, но эти санкции носят не формальный характер, право на их применение нигде официально не зафиксировано.

Но возможно наиболее полно различия между двумя этими понятиями отражены в работе Парыгина Б. Д. Он приводит целый ряд отличий между лидерством и руководством.

1. Лидер в основном призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе, в то время как руководитель осуществляет организацию официальных отношений группы как социальной организации.

2. Лидерство можно констатировать в условиях микросреды (ею и является малая группа). Руководство-это элемент макросреды, т.е оно связанно с системой общественных отношений.

3. Лидерство возникает стихийно, руководитель всякой реальной социальной группы либо назначается, либо избирается.

4. Явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера в большей степени зависит от настроения в группе, в то время как руководитель явление более стабильное.

5. Руководство подчиненными, в отличие от лидерства, обладает гораздо более определенной системой различных санкций, которых нет в руках лидера.

6. Процесс принятия решений руководителем более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств, в то время как лидер принимает более непосредственные решения, касающиеся групповой деятельности

7. Сфера деятельности лидера в основном малая группа, где он является лидером, сфера деятельности руководителя шире, так как представляет малую группу в более широкой социальной системе.

Но, несмотря на существенные различия как Парыгин Б. Д. так и Кричевский Р. Л видят в лидерстве и руководстве нечто общее.

1. Руководство и лидерство – средства координации отношений членов социальной группы.

2. Оба феномена реализуют процессы социального влияния в коллективе.

3. Руководству, как и лидерству присуща определенная субординация отношений. В первом случае отношения четко определены и закреплены должностными инструкциями, а во втором – отношения никак не очерчены.

Другая же позиция в понимании лидерства и руководства принадлежит зарубежным авторам. Здесь чаще всего эти два понятия не разводятся, так как считается, что руководитель организации – это человек, который одновременно с обладанием формальным статусом, является лидером, и эффективно управляет своими подчиненными. Влияя на людей, он заставляет их выполнять порученную работу.

Само понятие «лидерство» подразумевает под собой тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей.

Власть – это возможность влиять на поведение людей. Влияние – это поведение отдельного человека, которое может вносить изменения в поведение, отношения, ощущения и тому подобное другого человека. Для того, чтобы лидерство и влияние были эффективными, руководители применяют власть. Руководитель имеет возможность наказать подчиненного. Руководитель имеет влияние через веру подчиненных в его компетентность. Руководитель является эталоном, примером для подчиненных, которые хотят стать таким же, как он. Руководители наделены полномочиями управлять другими людьми. Персонал подчиняются руководителю, потому что верит, что он имеет право отдавать приказания.

Лидер становится привлекательным для последователей благодаря умению видеть то, что в конечном счете будет достигнуто в результате его и последователей усилий. Однако эта не любая цель или любое состояние организации в будущем. В большей степени это то, что последователи хотят или могут иметь. Кроме того, видение становиться привлекательным, если оно больше или лучше, чем существующая реальность, то есть в определенной мере допускается идеализация будущего состояния. Образ видения захватывает воображение последователей и побуждает их посвятить себя претворению его в жизнь в той мере, в какой они разделяют лидерское видение. Видение, которое вселяет силы в последователей, заставляет верить их в успех дела.

Специфические особенности и различия индивидуальной и групповой психологической работы – в чем они? Часто приходится сталкиваться с сомнениями, что же лучше выбрать – психолога или группу. Возможно, эта статья поможет вам определиться и осознанно выбрать то, что будет наиболее актуальным на данном этапе вашей жизни. Мы рассмотрим, как эти отличия проявляются в ключевых точках нашей работы, а также в динамике происходящих процессов.

Что же выбрать – психолога или группу?

Часто человек находится в затруднении – что предпочесть: индивидуальную работу с психологом или участие в психологической группе. Общепринятый взгляд на этот вопрос заключается в том, что индивидуальная работа предпочтительней при решении личностных проблем и внутренних конфликтов, а групповая более эффективна при работе с межличностными проблемами, проблемами общения, построения отношений, в решении конфликтов, связанных с взаимоотношениями.

Также принято считать, что индивидуальная работа предполагает большую основательность, тщательность, глубину погружения и проработки конфликтов пациента. Участие в группе подразумевает большую интенсивность, экспрессию, динамику, здесь больше разнообразия опыта для исследования, больше неопределенности, которую мы учимся выдерживать.

В целом, с этим можно согласиться. Но современный подход в психологии все-таки предполагает, что внутриличностные проблемы и проблемы межличностного взаимодействия имеют один источник и связаны настолько, что мы не можем четко разграничить это. Хотя, действительно, в индивидуальной работе мы акцентируем внимание на внутренних проблемах человека, но при этом предполагая все-таки, что проявляются эти проблемы именно в общении с другими людьми. И по сути, в основании любого запроса к психологу, как правило, лежат именно неудовлетворенные потребности в отношениях.

Также и в группе – когда у участника проявляются проблемы во взаимодействиях с другими, конечно же, речь идет, прежде всего, о внутриличностных неразрешенных конфликтах. Т.е. в этом аспекте мы можем говорить, скорее, не о кардинальных и принципиальных различиях, а о смене главных акцентов и фокуса рассмотрения проблем человека, или, как говорят в гештальт психологии, фигура меняется на фон и наоборот.

Но, несмотря на некоторую размытость обобщенных целей работы индивидуально и в группе, мы можем выделить важные, ощутимые различия между ними, которые могут значительно повлиять на результаты нашей работы.

Свободная ассоциация и групповая дискуссия – от монолога к дискурсу

В индивидуальной психологической работе используется свободная ассоциация – вы говорите о том, что для вас важно, актуально в текущий момент, а психолог следует за вами, давая вам возможность максимально выразиться, высказать самое наболевшее, и именно под тем углом, как это видится вам. Это ситуация монолога, изредка перемежающегося диалогом. Пациент, особенно на начальных этапах работы, говорит исключительно монологами. Это разговор и отношения двух людей.

В группе аналогом свободной ассоциации является групповая дискуссия, т.е. мы попадаем в довольно непростую для многих людей ситуацию дискурса. Можно представить ощущения, когда вы говорите исключительно для одного слушателя (психолога), и он внимательнейшим образом вас выслушивает, его внимание принадлежит только вам. И сравните теперь это с групповой встречей. Группа в этом отношении создает более сложную ситуацию, она задает движение от монолога не просто к диалогу, но даже к дискуссии, когда свое мнение и отношение высказывают несколько человек.

Вы сразу же сталкиваетесь с тем, что сказанное вами может не встретить реакции, а может быть подхвачено другими участниками, использовано и развернуто в совершенно непредвиденном, вроде бы неподразумеваемом и непредполагаемом Вами направлении. Но кто знает… Именно в этом и лежит фокус внимания работы группы – в таких «как бы недоразумениях».

Многозвучие групповой беседы создает ситуацию множественности и гораздо большей неопределенности, чем разговор с психологом один на один. Группа задает мощный вектор развития в сторону других людей, в сторону взаимодействия, коммуникации и отношений, развивая способность к диалогу и дискурсу, к большей устойчивости и гибкости в ситуации множественности, полифонии взглядов, мнений, разного рода взаимоотношений. Индивидуальная работа, конечно, в данном аспекте уступает групповой.

От интерпретации к групповой метафоре – от точности к богатству возможностей

(В контексте данной статьи понятие «интерпретация» используется в широком смысле, речь идет о высказываниях психолога).

При общих теоретических основах формы взаимодействия и подходы к исследованию проблем в индивидуальной и групповой работе значительно различаются. И там, и там мы имеем дело с интерпретациями, но с весьма характерными отличиями.

На индивидуальной сессии мы можем говорить об интерпретации, направленной на раскрытие и понимание личной драмы человека. Речь идет об уникальном жизненном опыте. На групповой сессии все совершенно иначе – мы имеем дело с историей нескольких человек, зачастую совершенно не похожих друг на друга, иногда конфликтующих, соперничающих. Поскольку мы имеем дело с коллективом людей, поэтому групповая интерпретация направлена на расширение индивидуального до группового (но все-таки одна перспектива не исключает другую). Можно сказать, что групповая интерпретация позволяет увидеть больше, но в меньшем разрешении.

В индивидуальной работе интерпретации могут оказаться более тонкими и точными, т.к. они адресуются единственному человеку, чей опыт жизни и внутренний мир помещены в центр рассмотрения. В группе в центре исследования – групповая ситуация, групповая история, которая раскрывается в множественности перспектив, ведь участников несколько. В условиях группы интерпретация проливает свет на те аспекты, которые существуют в группе, и мы можем говорить не столько об интерпретации, сколько о создании эффективной групповой метафоры.

При всех своих достоинствах все-таки нужно отметить, что личная интерпретация имеет шанс оказаться статичной для пациента, стать чем-то незыблемым, трудно сдвигаемым. Групповая интерпретация дает нам возможность обнаруживать множество перспектив видения, трактования, т.к. мы не столь сильно обусловлены конкретной историей человека.

Итак, в аспекте интерпретационных воздействий и у индивидуальных сеансов, и у групповых имеются свои специфичные преимущества. Кратко их можно обозначить так: индивидуальная сессия – стремление к точности и ясности толкования, последовательность, определенность, при этом гораздо меньше возможностей для вариативности, смены ракурсов, исследования разных контекстов проблем и отношений. Групповая метафора - меньше точности, но больше смыслов, игры, многообразия и подвижности, создающие для нас богатство возможностей, дающие гибкость нашему поведению и нашему сознанию.

Диадическое пространство и Групповое окружение – проблемы языков

Пространство отношений, в которых мы оказываемся и участниками которых становимся, на индивидуальной сессии или на групповой сильно различается.

Представим себе индивидуальную сессию – перед нами два участника событий. Психолог – единственный человек, к кому обращена речь пациента. Благодаря этому мы можем глубоко исследовать ассоциации пациента, достичь максимальной близости к его субъективному опыту. В контексте диадных отношений нам легче понять его жизненную ситуацию, обнаружить то, что происходит на сессии, найти общий язык и понимание происходящего.

Но на индивидуальной сессии присутствуют два камня преткновения, свойственные диадным отношениям: оппозиционность и слияние. И если в этом пространстве по тем или иным причинам не появляется символический третий, позволяющий как пациенту, так и психологу, т.е. этой паре вместе справляться с возникающими напряжениями, противоречиями, трудными отрезками пути – то обязательно один из камней преткновения даст о себе знать, что может разрушить процесс работы. Это разрушительное влияние может проявиться или в ощущении непреодолимого застоя в работе, либо в преждевременном ее прерывании.

А теперь мысленно окунемся в групповую среду. Это совершенно другой вид общения, символический третий здесь задан изначально, присутствуя в самой структуре группы – ведущий, каждый участник и группа в целом. Поэтому вхождение в группу дается нам сложнее, чем установление контакта с психологом в сеттинге один-на-один. И чем больше группа, тем сложнее этот опыт.

В чем особенность группового процесса? Этот вид общения требует от нас совершенно иного вида сотрудничества в сравнении с индивидуальной работой. Каждый из участников имеет свою историю, жизненный опыт, представления, свои собственные реакции на происходящее. В этом пространстве перспективы и ритмы постоянно меняются, здесь хорошо вам известное, можно сказать даже незыблемое, может представать в совершенно неожиданных контекстах.

И мы пытаемся, несмотря на все сложности, удерживаться на плаву канвы общения и улавливать связи во всем этом зачастую довольно пестром и противоречивом многообразии. Мы ощущаем, что попали в своего рода лабиринт разных языков, мыслей, чувств, переживаний, историй многих людей. Здесь найти общий язык гораздо сложнее, чем в индивидуальном сеттинге, поэтому, скорее, можно говорить о формировании нового языка данной группы с целью понимания друг друга. Вспомним миф о строительстве Вавилонской башни, когда люди что-то строили, не имея общего языка, - это похоже на первые шаги группы, когда она только начинает работу.

В своей основе каждый участник движим двумя потребностями – выразить свои переживания, освободиться от негативных и тяжелых чувств, разделить с другими эмоциональный опыт и сложности, чтобы стало легче. С другой стороны, каждый хочет, что называется, выглядеть хорошо - быть социально приятным, принятым, адекватным, разумным, компетентным, знающим. Эти две потребности, как правило, в каждом человеке находятся в довольно конфликтных отношениях, что очень мешает в жизни. Но групповой процесс устроен так, чтобы помочь разрешить это противоречие. И именно группа в максимальной степени может помочь разрешить эту дилемму.

Два камня преткновения – слияние и оппозиционность, о которых мы говорили, обсуждая отношения один-на-один, здесь проявляются и действуют иначе, поскольку символический третий изначально заложен в самой структуре группы, но бывает игнорируем участниками.

Эти камни преткновения любой психологической работы, порождая групповое напряжение и конфликты, обладают огромной потенциальной ценностью, т.к. могут обогащать опыт каждого участника группы. Слияние имеет шанс переродиться в чувство общности, когда участники способны разделять между собой травматический опыт, сложные чувства, и переживаемое отдельным участником становится опытом для всей группы в целом. Это обогащает нас чувствами сопереживания и поддержки.

А оппозиционность задает групповую динамику, дает возможность выйти из диадического слияния, дает нам возможность развития и роста, задает вектор от монолога в сторону диалога и дискуссии с окружающими. Там, где раньше диалог ощущался немыслимым, он становится вполне возможным.

Специфические проблемы, которые можно исследовать только в группах

Существуют и специфические проблемы, которые можно исследовать только в группах.


Разрешение дилеммы – нарциссизм и социальность – быть собой и быть с другими
Я уже упоминала о двух основополагающих потребностях человека – в самовыражении и в отношениях, и о том, что они могут конфликтовать друг с другом. Из желания сохранения отношений люди часто не решаются выражать свое мнение, чувства, переживания, скрывая свои реакции, что может лежать в основе чувства неудовлетворенности отношениями. Исследовать и разрешить это противоречие мы можем именно в групповом взаимодействии.

Способность принимать вариативность, разность, множественность перспектив, находиться в неопределенности
В группе человек обретает психологическое пространство большее, чем его собственное. И это связано с взаимодействием с другими участниками группы в атмосфере, где создается эмоциональное пространство для всех без исключения. Мы приходим в группу, встречаясь с мирами разных участников. Мы учимся раскрывать свой мир среди людей, учимся и оставлять свой мир, позволяя себе исследовать миры других. Что происходит при этих взаимодействиях? Участники могут раскрывать в себе такие же неизведанные миры, разные способы понимания, видения, поведения, коммуникации.

Способность к пониманию и поиску общего языка в групповых взаимодействиях
Проблема понимания друг друга в групповых взаимодействиях прорабатывается гораздо интенсивнее. Поскольку участников много, и мы изначально попадаем в более сложную историю – историю мифа о Вавилонской башне, мы вынуждены обратиться к корням этого непонимания, к самым его истокам, из-за которых и рушатся отношения. Это совместный поиск новых возможностей для понимания, поиск и формирование нового языка – языка данной группы, который позволит нам суметь понять друг друга. Мы начинаем больше доверять, меньше обесценивать, ценить отношения, не утрачивая чувства самоценности.

Развитие гибкости нашего сознания и нашего поведения
В индивидуальной работе психолог определенным образом настраивается на волну пациента и от того, насколько ему это удалось во многом зависит успех процесса (хотя это двустороннее движение, от самого пациента зависит очень много). В группе участники сами учатся ловить эти волны, помогая и самим себе и другим. В этом состоит целительный потенциал группы.

Достижение свободы в коммуникации
В групповой работе цель достижения свободы в коммуникации имеет двоякий характер – с одной стороны, в душе каждый хочет этого, с другой стороны, без этого мы не сможем получить максимальный эффект от групповой работы. Т.е. мы поставлены в ситуацию, когда желаемое нами становится условием нашего существования в группе. Ну, собственно, так и развиваются способности в нас. Во всяком случае, для этого появляется шанс. Шанс, которого нет в индивидуальной работе.

Восстановление эмоциональных связей с миром
И, наконец, именно в групповом взаимодействии мы получаем возможность обрести самого себя в контексте других людей. Постепенно у нас развивается способность быть самим собой среди других, доверяя себе, своим чувствам, не страшась собственных реакций и реакций других людей.

В группе мы получаем возможность переживать и выражать любые чувства, и рядом находятся люди, которые испытывают похожие переживания вместе с нами. Вместе с чувством доверия мы начинаем допускать контакт со сложными переживаниями, с собственной болью, страданием без ощущения разрушения и чувства преследования. Это то, чего нам не хватало в прежних отношениях. И группа помогает нам пережить, справиться, раскрыть смысл этой боли, который мы постоянно переносим в свою сегодняшнюю жизнь. И это уже не только ваша боль, но и всей группы. Группа работает таким образом.

Обучение, будь то компьютерное обучение или обучение 1С - это организованный процесс, направленный на то, чтобы слушатель смог понять и усвоить учебный материал, а затем применить полученные знания при осуществлении своей дальнейшей практической деятельности. Таким образом, учебный процесс направлен на развитие у слушателя знаний, навыков и умений.

В настоящее время существует несколько форм организации обучения, каждая из которых имеет свои особенности и характеризуется конкретными преимуществами и недостатками. Любой человек может самостоятельно выбирать форму обучения лично для себя, руководствуясь собственным или чьим-то опытом, учитывая все положительные и отрицательные стороны определённой формы организации учебного процесса.

Чаще всего применяются две формы обучения: индивидуальные занятия , во время которых слушатель работает самостоятельно, и обучение в группах , направленные на групповое осмысление учебного материала. Для выбора той или иной формы обучения необходимо выделить преимущества и недостатки групповых и индивидуальных занятий.

Индивидуальная форма обучения - это старейшая форма учебного процесса, используемая ещё с античных времён. Суть ее состоит в том, что слушатель осваивает новый материал, выполняя конкретные задачи индивидуально с помощью преподавателя. На индивидуальных занятиях слушатель чувствует себя максимально комфортно, поскольку он может высказать любые свои соображения, записывая то, что считает нужным, и принимая активное участие в обсуждении ответа на определённый вопрос.

Преимуществами индивидуальных занятий для преподавателя является то, что:

  • во-первых, такая форма обучения позволяет ему подбирать индивидуальные методы и темпы обучения слушателя;
  • во-вторых, преподаватель не имеет никаких препятствий для наблюдения за каждым действием и реакцией своего слушателя при рассмотрении тех или иных вопросов;
  • в-третьих, преподаватель может в процессе изложения материала вносить нужные поправки и коррективы в обучение слушателя;
  • в-четвертых, преподаватель следит за дисциплиной не всего коллектива, а лишь одного человека, что минимизирует затраты времени на подачу учебного материала.

В свою очередь, индивидуальные занятия для слушателя также имеют свои преимущества:

  • индивидуальный график учебного процесса позволяет самостоятельно выбирать оптимальное время занятий;
  • даёт возможность следить за расходованием собственных сил;
  • позволяет чувствовать себя комфортно;
  • способствует высказыванию своего мнения, не заботясь о его верности;
  • даёт возможность задавать преподавателю то количество вопросов, которое интересует слушателя в наибольшей степени.

Однако индивидуальная форма организации учебного процесса, в некоторой степени, не совершенна, поскольку имеет ряд недостатков:

  • сотрудничество - это умение, навык, который можно получить лишь, обучаясь в группе или коллективе;
  • индивидуальный процесс - неэкономный, поскольку он ограничивает влияние преподавателя из-за необходимости доведения до понимания слушателя учебного материала и проверки исполнения поставленных задач;
  • при индивидуальном обучении возникает ограниченность сотрудничества с другими представителями учебной группы, что, в свою очередь, негативно влияет на формирование у слушателя навыков работы в коллективе.

Другой, не менее популярной, формой организации учебного процесса, является обучение в группах , т.е. групповое обучение. Суть этого вида обучения состоит в том, что преподаватель проводит обучение не с одним слушателем, а с целой группой. Уровень подготовки отдельного слушателя может быть разный, поэтому во время проведения групповых занятий преподавателю необходимо создавать определённые условия, позволяющие слушателям получать максимальное количество информации.

Групповая форма организации обучения также имеет свои преимущества. К наиболее существенным из них можно отнести:

  • изложение преподавателем структурированного по темам материала;
  • стремление слушателей к взаимодействию между собой в процессе обсуждения какого-либо вопроса;
  • экономичность обучения, поскольку преподаватель одновременно работает с определённым количеством слушателей;
  • обеспечение последовательности и систематичности в процессе приобретения знаний.

Групповая форма обучения имеет ряд недостатков:

  • эта система рассчитана на слушателя, имеющего средние способности к обучению, при этом групповые занятия создают трудности для слабого слушателя и почти останавливают развитие способностей у сильных слушателей;
  • групповая форма обучения сложна также и для преподавателя, ведь она создаёт трудности в организации индивидуальной работы со слушателями;
  • групповое обучение - это обучение, которое имеет спланированный темп, оно лишает слушателя возможности работать в силу своих способностей;
  • несмотря на то, что преподаватель прикладывает при этой форме обучения значительные усилия, результаты не всегда могут быть высокими.

Если обучение в группе не принесло ожидаемого результата, то необходимо провести коррекцию знаний слушателей, что, в свою очередь, требует дополнительного учебного времени и педагогических усилий.

Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы :

  • лучшей формой организации обучения является групповая форма, поскольку каждый слушатель учится взаимодействовать, идти на компромисс, искать правильные ответы не сам, а с группой, а это является важной составляющей саморазвития и самореализации;
  • вместе с тем, индивидуальное обучение также имеет свои преимущества, ведь каждый слушатель - это индивидуальность, имеющая свои отдельные черты характера, стремление к обучению и развитию.

Однако следует помнить, что должны быть взаимосвязаны желание слушателя научиться и желание преподавателя научить. Преподаватель должен донести до слушателей тот факт, что учиться - означает, что необходимо заниматься саморазвитием, самообучением, а не ждать, пока тебя научат, и в данном случае неважно, какую из форм организации учебного процесса для себя выбрал слушатель.

Могигие владельцы, собираясь приступить к занятиям с собакой, задаются этим вопросом. Давайте разбираться!

Групповые занятия обычно дешевле, и для многих владельцев это решающий фактор. Конечно, в группе собака учится работать в коллективе, не обращая внимания на товарищей. Кроме того, при коллективном обучении собак, работает метод научения, при котором собаки подражая действиям согрупников, учатся выполнять некоторые действия. В группе есть возможность делать те упражнения, которые не сделать при индивидуальных или самостоятельных занятиях. На переменках согрупники могут побегать и поиграть друг с другом, что особенно актуально для собак, с которыми мало гуляют. Группа - это ещё и общение для владельцев, возможность обменяться опытом и впечатлениями, что тоже не мало важно.

Однако, при всех плюсах занятий в группе, в целом, обучение на начальных этапах идёт медленней, чем при индивидуальных занятиях. Собаке, особенно щенку, трудно сонцентрироваиться на требованиях хозяина, когда вокруг столько отвлекающих факторов, тем более, когда этими факторами являются движущиеся собаки. В группу собираются собаки очень разные по характеру, темпераменту и способности к обучению, да и владельцы тоже все разные, с разным опытом в дрессировке, и не всегда учатся быстро. Конечно, опытный инструктор даже в такой разношёрстной группе дает задания всем по возможностям, но все же, такое обучение и собакам, и владельцам даётся трудней и идет медленней. Так же, при занятиях в группе у инструктора нет возможности отследить ошибки хозяина при повседневных прогулках, а ведь именно на них и должно отрабатыаться повседневное послушание, ради которого владельцы с собаками идут на занятия.

Здесь хочется подчеркнуть такой важный момент: всю дрессировку собаки следует разделить на два больших блока:

1блок - поведенческий - это то, как выстроены Ваши взаимоотношения с питомцем, как Вы с ним гуляете (время, наполненность прогулки) , как кормите (режим, условия), как вообще проводите время вместе. Именно эта часть воспитания и дрессировки позволяет сформировать у собаки необходимое повседневное послушание при минимуме команд - возможность собаки гулять на поводке и/или без поводка, и при этом быть внимательной и отзывчивой к своему хозяину, не подбирать еду с земли, не прыгать на прохожих, не бегать за бегунами и велосипедистами, отзываться от других собак, не тянуть за поводок и т д... . Это очень важная часть дрессировки, без которой практически нет смысла переходить ко второй части.

2 блок - это собственно дрессировка - то есть формирование конкретных навыков привязанных к конкретным командам. Обычно это то, чему учат собак на дрессировочных площадках. Бузусловно, это тоже очень важная часть дрессировки, позволяющая собаке развиваться умственно и физически. Это прекрасная нагрузка для нервной системы собаки. Кроме того, ежедневные занятия с собакой позволяют и владельцу развиваться, как дрессировщику, нарабатывать свой бесценный опыт в общении с собакой, да и не только...!

Очень часто бывает так, что собака вроде знает навыки, которые она выучила с трудом на площадке в группе, но стоит отцепить поводок, и все знания куда-то улетучиваются! Это происходит именно потому, что не сформирована первая и самая главная поведенческая часть. И отрегулировать эти моменты в группе очень сложно, почти не возможно. Инструктор, конечно, расскажет вам какие упражнения следует делать, но конкретные ваши реакции должны зависеть от конкретных ситуаций, и проработать это как следует возможно только при индивидуальных занятиях. Часто, когда собственно дрессировка стала первой и единственной формой обучения собаки, то владельцы прибегают к,так называемой, "коррекции поведения", хотя на самом деле, просто не с того начали.

Индивидуальные занятия стоят дороже. Но во многом и многом они более эффективны, особенно на ранних этапах формирования повседневного поведения собаки и обучения конкретным навыкам с минимальными ошибками владельца! Опытный инструктор всегда знает на каком этапе пора поставить Вас с Вашим питомцем в группу, или как-то иначе выводить собаку "в свет". Это зависит и от индивидуальных особенностей собаки, и от Ваших способностей, как дрессировщика, и от того, какие цели Вы преследуете в конечном итоге. В большинстве случаев группа оказывается полезна лишь на последних этапах дрессировки, когда все навыки хорошо сфомированны, отработаны, и тогда хорошо бы отшлифовать их в группе.

Оптимальный режим для среднестатистической собаки, без явных проблем с поведением - это несколько индивидуальных занятий , а затем можно и в группе. За время индивидуальных занятий обучается хозяин, и у собаки сформируются базовые навыки, и вот с этим багажом уже можно переходить к групповым занятиям на 1-2 раза в неделю, не оставляя при этом самостоятельных ежедневных занятий без группы!

В конечном итоге, принятие решения - как, где и сколько заниматься, остаётся за владельцем и его пониманием "хорошего" поведения собаки.

Всем удачи!!!

Наталья Коренькова.

Причины неудач

Неудачи учебных групп часто связаны либо с нежеланием, либо с неумением учеников действовать вместе. Внутреннее сопротивление, нежелание, неумение налаживать взаимодействие преодолеваются приемами создания атмосферы доверия, взаимной поддержки, защищенности. Совокупность этих приемов обычно называют «техники строительства группы».

Естественная реакция учителя - предоставить ребятам возможность самим выбирать партнеров. Обычно это далеко не лучший вариант. В этом случае они часто объединяются в те мини-коллективы, которые уже были созданы для других задач, обычно используют группы разнородного состава: отличники и троечники, сильные и слабые, мальчики и девочки, дети с различным социальным и этническим опытом. Разнородный состав создает больше возможностей для успешного воспитания и обучения, освоения навыков работы в группе.

Конечно, ребята противятся объединению в непривычные компании. Тут на помощь учителю приходят разные техники строительства группы. Проведение различных процедур «знакомства», разработка общей символики, выполнение упражнений (типа «поводырь») позволяют преодолеть начальное сопротивление. Здесь у школьников вырабатывается чувство команды. Они начинают идентифицировать себя с группой, проявляют желание быть вместе. Техники строительства группы - мощный педагогический инструмент. Владея ими, педагог может решать самые разные задачи, включая налаживание кооперации между членами враждующих юношеских группировок. Периодическое использование соответствующих приемов в ходе повседневной групповой работы помогает поддерживать команду, укреплять желание работать вместе.

Групповая работа может оказаться неудачной, несмотря на то что все ее участники готовы работать вместе. Искреннего желания недостаточно, если отсутствуют умения работать сообща. Если сильный, быстро соображающий ученик из самых лучших побуждений начинает указывать остальным членам группы, что им надлежит делать, в группе мгновенно возникнут обида и негодование, а желание работать вместе исчезнет. Иногда один из членов группы может «забастовать». Групповую работу разрушает попытка отличника подсказать готовый ответ остальным. Он не знает правила: «Непрошеная подсказка злит коллег; демонстрация способа получения ответа помогает напарникам». У него отсутствует умение помогать. Зачастую школьники шумят, грубо осаживают друг друга. Они редко умеют выслушивать друг друга, принимать и обсуждать чужие идеи. Они не знают, как поступать с «трудными» партнерами, которые пытаются доминировать в группе, слишком застенчивы, враждебны, несговорчивы или просто хотят поработать самостоятельно. В этом нет ничего удивительного, ибо ни в рамках школы, ни за ее пределами умениям работать вместе не учат. А когда таких умений нет, настрой на совместные действия быстро разрушается.

Освоение навыков групповой работы требуется не только для повышения эффективности занятий в классе. Это умение становится одним из главных требований к современному работнику. Россия быстро движется навстречу информационному обществу. Теперь командная работа становится нормой не только на космической станции или подводной лодке. Она проникает во все сферы нашей жизни. Школа получает все более явный социальный заказ на изменение содержания обучения, включение навыков групповой работы в состав обязательных результатов общего образования.

Проблем, возникающих при этом, можно избежать, если знать соответствующие приемы общения. Школьники с ними, как правило, незнакомы (возможно, они слышали о них, но не владеют ими на практике), поэтому их необходимо изучать. Это умения, требующиеся от школьников в ходе групповой работы. Эти умения могут использоваться в разных ситуациях и в различных целях. Однако в условиях групповой учебной работы каждому из них может соответствовать своя роль, в которой данное умение проявляется наиболее отчетливо.

Проблемы, возникающие в процессе групповой работы

Возникающие проблемы

Группа в целом:

слишком шумная

отвлекается от учебной задачи

не может определить своих целей

порождает конфликты

увязает в задаче, не может двинуться вперед

Учащиеся часто:

«наезжают» друг на друга

подсказывают

говорят одновременно

не обращаются за помощью

не предлагают помочь

не слушают друг друга

хватают бумаги (материалы)

не благодарят друг друга

не уважают чужого мнения

Отдельные школьники:

выполняют всю работу в группе

мало что делают в группе

не уверены в себе и отказываются от совместной работы

пытаются всеми командовать

проявляют враждебность

Недостающие умения

Контролировать процесс решения задачи

Принимать и модифицировать план работы

Разрешать конфликты

Проводить «мозговую атаку», подбадривать

Одобрять

Помогать

Уметь слушать друг друга

Задавать вопросы

Активно слушать

Обращаться за разрешением

Благодарить

Резюмировать чужие высказывания

Уравнивать участие членов группы

Поощрять

Одобрять

Разрешать конфликты

Таким образом, задача обучения умениям работать в группе разбивается на серию задач по овладению поведением в соответствующих ролях.

Еще один подход к классификации умений работы в группе был сформулирован на основе результатов исследований по групповой динамике. Авторы этого подхода предлагают различать четыре пакета умений.

1. Формирование группы. Эти умения помогают группе сложиться и не распадаться в ходе работы. В пакет включают следующие основные умения:

спокойно (привычно) собираться в группы;

не покидать группу;

говорить тихо и спокойно;

соблюдать очередность;

сознательно пользоваться позами и жестами;

использовать взгляд;

обращаться по имени;

вести себя неконфликтно (не задираться).

2. Функционирование группы. Эти умения помогают эффективно выполнять стоящие перед группой задачи, способствуют ее продуктивной работе. В пакет включают следующие основные умения:

делиться своими идеями и мнениями;

задавать вопросы (о фактах, причинах, мотивах);

направлять групповую работу («Мы должны были...», «Достаточно ли у нас времени, чтобы идти этим путем?», «А что, если попробовать это?»);

поощрять участие других членов группы («А что вы думаете...?»);

обращаться за разъяснениями («Я не уверен, что вы имели в виду...»);

выражать (формально и неформально) поддержку и одобрение;

предлагать объяснение или разъяснение;

перефразировать («Верно ли я понял, что...?»);

воодушевлять группу («Это не беда!»);

делиться своими чувствами.

3. Формулирование. Эти умения помогают членам группы эффективно обмениваться информацией, серьезнее обсуждать предлагаемый материал, глубже понимать его и усваивать. В пакет включают следующие основные умения:

суммировать вслух;

уточнять («Согласен! А точнее будет сказать...»);

просить развить идею («А как это связано с...?»);

поддерживать групповую память («Чтобы это не потерялось, надо...»);

проверять понимание («Пожалуйста, повторите, о чем мы договорились...»);

планировать вслух («Я мог бы изложить это так...»).

4. Стимулирование. Эти умения помогают процессам переосмысления материала, преодоления познавательных конфликтов, поиска дополнительной информации. Они позволяют членам группы обсуждать возникающие вопросы по существу. В пакет включают следующие основные умения:

критиковать идеи, а не людей («Елена молодец, но эта идея выглядит странно...»);

сопоставлять аргументы членов группы («В чем же наши расхождения?»);

объединять идеи в общий пакет («Ваша идея дополняет мою...»);

спрашивать о суждениях («Почему ты думаешь, что это верно?»);

продолжать мысль коллеги («Верно, и тут есть еще один момент...»);

задавать вопросы на углубление понимания («А как это сработает, если...?»);

предлагать альтернативы («Есть еще два возможных варианта решения...»);

проверять реалистичность выполнения предлагаемой работы (время, ресурсы).

Мы рассмотрели два подхода к определению перечня навыков работы в группе. Очевидно, что они не противоречат друг другу и могут использоваться как взаимодополнительные. В зависимости от конкретной ситуации учитель обращает внимание на работу с отдельными умениями учащихся или учит их осваивать определенные роли.

Умения и соответствующие им роли, где эти умения хорошо проявляются

Умение работать в группе:

Воодушевлять членов группы

Поощрять членов группы

Отмечать групповые свершения

Обеспечивать равное участие членов

Оказывать помощь

Просить о помощи

Убеждать в понимании

Не забывать о задаче

Записывать идеи

Рефлектировать групповую работу

Не беспокоить окружающих

Эффективно использовать материалы

Соответствующая групповая роль

Поощритель

Заводила

Координатор

Инструктор

SOS-директор

Секретарь

Методолог

Ответственный за тишину

Умения и навыки групповой работы

Активное участие в групповой работе - первое необходимое (хотя и недостаточное) условие успеха. Второе - сознательный и организованный процесс совершенствования самого себя.

Подобно любому другому навыку коммуникационные навыки подвижны. Они перестраиваются в зависимости от изменения ситуации, совершенствуются по мере накопления опыта (или, наоборот, разрушаются, если их не поддерживать).

Созданы педагогические техники, которые призваны помочь педагогу найти свой собственный набор средств (приемов) групповой работы в условиях конкретного класса. Учитель должен сознательно относиться к накапливаемому опыту групповой работы:

анализирует и оценивает его;

пытается соотнести свой личный опыт с имеющимися теоретическими схемами и представлениями (с которыми специально знакомится);

стремится усовершенствовать свою работу, планирует необходимые для этого практические действия;

пытается реализовать свои планы и вновь возвращается к ним при анализе результатов работы.

Обучение навыкам групповой работы можно представить в виде следующей схемы:

Демонстрация. Убеждение учеников в необходимости освоения соответствующего умения. В результате они должны отчетливо осознать, в чем оно состоит, как выглядит соответствующее поведение на практике (как действует, что говорит человек, демонстрирующий это поведение), и уметь имитировать соответствующие действия.

Освоение умения. Умение осваивается в ходе практической работы, когда школьник:

выполняет соответствующую роль (может быть, не всегда правильно);

получает замечания о том, насколько он в ней преуспел;

целенаправленно (с учетом полученных замечаний) изменяет свое поведение и снова выполняет эту роль.

Формирование. Освоение роли и соответствующего умения продолжается (возможно, с перерывами) до тех пор, пока не выработан эффективный навык.

Демонстрация

Отработку нового умения, как правило, начинают с его демонстрации. В традиционном классе учитель моделирует соответствующую ситуацию и демонстрирует поведение, в котором проявляется данное умение. Например, если необходимо обучить использованию парафраз, учитель может начать так: «Разговаривая с другим человеком, вы должны показать, что слушаете его и понимаете. Это особенно важно, если вы с ним не согласны. Один из главных приемов, который позволит сделать разговор конструктивным, - использование парафраз, т.е. повторение вами сказанного собеседником. Указанный прием не только помогает установить надежную коммуникацию, но и демонстрирует ваше уважение к собеседнику. Он дает возможность смягчить конфликт в ходе переговоров».

Другой традиционный прием - вовлечение учащихся в обсуждение нужного навыка или роли. Используется вопрос «Что, если...?» Например, если надо освоить коммуникационные умения Заводилы, задается вопрос: «Могли бы болельщики на футбольном матче дружно поддерживать свою команду, не будь среди них заводилы?» В младших классах хорошо работает прием «театр», когда двух ребят просят продемонстрировать соответствующее поведение всему классу. Можно использовать и более эффективные приемы. Пусть они обсудят, какие коммуникационные умения важны, например, для Бодрилы. Каждая группа готовит перечень и аргументы в защиту выделенных умений, а затем предлагает свое решение на обсуждение всем. Необходимо напомнить, что описать соответствующее умение - значит описать, как выглядит и что говорит использующий его человек.

Еще один традиционный прием - моделирование. Часто учителя, недолго думая, предлагают ученикам продемонстрировать один из навыков (например, подбадривание) перед классом. Это не всегда эффективно. Существенно лучше показать видеофрагмент, где соответствующий навык демонстрируется в естественных условиях. Любимый актер (актриса) могут стать хорошим примером (образцом) для подражания.

Каждая роль в ходе групповой работы достаточно подвижна. Ребята могут меняться ролями. Выбор тех или иных ролей зависит прежде всего от качества демонстрируемой школьниками кооперации, от замеченных недочетов, от характера обсуждаемого предметного материала и практически целиком определяется стоящей перед педагогом задачей.

Один говорит - все слушают

Хорошие условия для распределения ролей и отработки навыков групповой работы предоставляет групповой проект. Координатор помогает создать условия для равного участия в работе всех членов. В ходе выполнения проекта Мудрец, Секретарь, Идеолог могут почувствовать, что они внесли незаменимый вклад в достижение общей цели.

Распределение ролей очень полезно при проведении групповой дискуссии. Если роли не определены, не исключено, что будут солировать всего один-два участника. Хорошим инструментом для Координатора может стать, например, «жезл спикера». Говорить может только тот, кто держит «жезл» в руках. Передавая «жезл» друг другу (как это делали сенаторы в Древнем Риме), члены группы выполняют одно из условий дискуссии: «один говорит - все слушают».

Итак, следует назначать роли и отрабатывать связанное с ними поведение только тогда, когда без них действительно не обойтись, когда это поведение осмыслено существом стоящей перед школьниками задачи.

Одна из обязанностей учителя - следить за тем, как школьники используют навыки работы в группе. Эта информация постоянно используется при обсуждении результатов занятия.

Следует обратить внимание на формулировку задания для групповой работы. Учитель может формулировать его с различной степенью четкости. «Члены группы по очереди берут интервью у одного из своих коллег» - это пример нечеткой формулировки. Пример четкой формулировки будет выглядеть иначе: «Члены группы интервьюируют своего товарища, который идет под номером 2. На интервью отводится ровно 3 минуты. Каждый может задать несколько вопросов. Однако второй вопрос нельзя задавать до тех пор, пока все члены группы не задали свой первый вопрос. Координатор следит за тем, чтобы это правило не нарушалось». Во многих случаях можно сформулировать задание так, что использование соответствующей роли становится обязательным.

Четкая формулировка помогает включать в рассмотрение соответствующие навыки, однако не дает возможности школьникам выработать собственное умение различать, когда и какие роли надо использовать. Вначале рекомендуется четко формулировать задание, а затем постепенно переходить к нечетким формулировкам. В результате школьники начнут выполнять соответствующие роли без напоминаний. Произойдет интериоризация соответствующих действий, свидетельствующая, что обучение навыкам групповой работы развивается успешно. Школьники переходят от демонстрации умения кооперироваться к реальной кооперации в обучении.

По мере того как ребята получают все менее четкие формулировки, учитель должен выделять все больше времени на проведение рефлексии. Скажем, если требуется, чтобы все члены группы активно участвовали в работе, школьникам нужно время, чтобы оценить, насколько активным было участие каждого, и выработать план повышения активности отдельных членов группы.

Процедура рефлексии

Самое эффективное средство коррекции поведения учащихся - самооценка. Если у кого-то из учеников есть видеокамера и он может снять работу своих товарищей, учитель получает уникальную возможность просмотреть отснятый материал вместе с классом, обращая внимание на положительные примеры и мягко комментируя недостатки. Достаточно двух-трех таких упражнений, чтобы заметно улучшить умения совместной деятельности школьников. Если видеосъемка невозможна, стоит организовать самооценку членов группы с помощью специальной формы анкеты.

Одновременно предложите Координатору фиксировать поведение членов группы, составить протокол наблюдений. Этот материал может послужить хорошей основой для проведения процедуры рефлексии, дополняя данные самооценки школьников. Если в качестве Координатора назначить ученика, у которого некое умение сформировано плохо, то, выполняя свою роль, он увидит, как этим умением пользуются другие.

Процедуру рефлексии с использованием специальной формы самооценки можно организовать по-разному. Например, каждый член группы заполняет свою форму индивидуально. Используя структуру «Круглый стол», группа обсуждает индивидуальные оценки и вырабатывает согласованную групповую оценку (заполняется сводная форма). В процессе обсуждения члены группы делают упор на позитивные сдвиги, вырабатывают рекомендации по совершенствованию работы и утверждают разработанный план действий. Он будет служить материалом при проведении следующей процедуры рефлексии. Примерные вопросы для анкеты: как ваша группа работала сегодня? Какой вам хотелось бы видеть свою группу? Каждый ли член группы активно участвовал в работе? Старались ли вы (и другие члены группы) поддержать доброжелательную рабочую атмосферу? Старались ли вы (и другие члены группы) дать возможность каждому члену группы высказаться? Задавали ли вы (и другие члены группы) вопросы друг другу? Другие вопросы могут предложить сами ребята.

Практика показывает, что наилучших результатов можно добиться, если учитель выбирает один из навыков, тщательно отрабатывает его с учениками в течение достаточно продолжительного времени, а потом переходит к следующему, следя за тем, чтобы предыдущий постоянно закреплялся.

Андрей Уваров