Гауф карлик нос основная мысль. Понятие добра и зла в сказке В.Гауфа "Карлик Нос"

Литература

Тема: Вильгельм Гауф Карлик нос (1 урок)

Задачи:

Образовательные: развивать навыки анализа прозаического текста;
Воспитательные: повысить интерес учащихся к изучаемому предмету;
Развивающие: развивать творческое видение учащихся, воображение, память;

Оборудование: , распечатанные пословицы

Опережающее домашнее задание:

письма к злой ведьме;

рисунки по сказке;

инсценировка двух отрывков.

Оформление доски:

А.С.Пушкин писал: "Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок".

Не было бы счастья, да несчастье помогло (пословица)

Ход урока:

Вступительное слово учителя о целях и задачах урока.

Добрый день, уважаемые ребята и гости. Сегодня мы с вами на уроке литературы вместе с героями сказки Гауфа " Карлик Нос" окунемся в волшебный мир сказочного королевства; попробуем понять смысл данного произведения и для себя ответить на извечный вопрос бытия: что есть зло и добро в нашей жизни и литературной сказке.

А сказка великого немецкого писателя начиналась так:

«Господа! Думаю, неправы те, кто считает, что времена фей и волшебников давно прошли, а в историях, рассказанных на базаре, нет правды ».

2. Беседа по эпизоду из сказки В.Гауфа "Карлик Нос"

Почему ведьма на рынке обращается именно к Ханне, матери Якоба, а не к другим торговкам? (Она могла слышать о ней как о лучшей торговке, у которой есть качественный и разнообразный товар, завидует, что Ханна имеет красивого бойкого помощника или просто желает испытать мальчика.)

Как реагирует на ворчание старухи Якоб, оцените его поведение. (Мы видим героя в разных жизненных ситуациях: положительных и отрицательных.)

Как вы думаете, если бы Якоб сдержался и не нагрубил Травнице, оставила ли она его у себя на службе? (Сколько читателей, столько и мнений: возможно, оставила бы его у себя, так как ей нужны хорошие помощники, наверное, не оставила бы, потому что он не сделал ей ничего плохого.)

Сколько лет был на службе Якоб и чему там научился?

Как удалось Якобу бежать с плена?

Что о себе узнал Якоб, глядя в зеркало и слушая прохожих?

Что хотел сказать автор, показывая грубость и нетерпимость родителей при встрече с сыном? Может этот кусочек текста лишний? (Судьба посылает ему очередное испытание, которое идет от близких людей, и из него надо выйти с честью и достоинством; зло везде, поэтому с Якобом случилась данная история .)

..." В том городе, как, впрочем, и везде, жило мало сердобольных людей, способных посочувствовать несчастному человеку".

Почему на грубость и ехидство цирюльника Якоб не отвечает злобой? (Лучше проявить терпение, на зло не отвечать злом.)

Кого винит мальчик в своем уродстве? (Он ругал себя за то, что порицал внешность колдуньи и поэтому получил по заслугам.)

Какие испытания приготовила ему судьба, когда карлик был на службе у герцога?

Как произошло знакомство с гусыней? Почему она оказалась на рынке?

Как удалось Карлику снова стать Якобом и кто ему помогает в этом?

Как заканчивается сказка?

6. Аналитическая работа с философскими понятиями.

Давайте обратимся к теме нашего урока и поразмышляем над понятиями добра и зла.

Мы с вами некоторое время путешествовали по сказке, просматривая яркие эпизоды, проигрывая самое интересное, и повторяли важные фрагменты, а теперь настало время подумать об «уроках», которые подарила нам эта встреча.

Проблема выбора между добром и злом стара как мир. Без осознания сути добра и зла невозможно понять жизнь. Ребята, разделите тетрадь на две половины и запишите слова или словосочетания, которые у вас ассоциируются с понятием зла и добра.

Добро - это мамина песенка, под которую легко засыпается ночью; бабушкины пироги; субботний вечер; пятерка по математике; улыбка младшего братика...

Зло - это когда родители ругаются после родительского собрания; дождь на улице; поездка на дачу; дежурство по школе...

Итак, как мы видим, что у каждого человека свое понятие добра и зла. Давайте обратимся к словарю С.И. Ожегова, который нам даст точное определение этих слов.

Добро - слово многозначное - означает все положительное, хорошее, полезное.

Зло - нечто дурное, вредное, противоположное добру.

Как вы видите, что значения этих слов несколько неопределенные, туманные... Один из героев фильма сказал: "Что для русского хорошо, то для немца - смерть". Я предлагаю обратиться к конкретным фактам и совместно решить для себя, что есть зло и добро.

Зло (минус)

Добро (плюс)

1. Служба у ведьмы

минус : жил без родителей 7 лет в изгнании.

плюс: научился натирать полы, печь солнечный хлеб, замечательно готовить.

2. Превращение в карлика

минус: страдал от насмешек и оскорблений окружающих; потерял привлекательную внешность, которой хвастала перед торговками мать.

плюс : сохранил душу, спас гусыню, стал терпимее.

3. Встреча с разгневанными родителями

минус: получил сильный удар от самых близких и дорогих ему людей, которые не признали в нем собственного сына.

плюс : понял и осознал причину своего превращения, но не обиделся на родителей, а стал мудрее и терпимее.

4. Служба у герцога

минус: опасения за свою жизнь.

плюс : знакомство с гусыней, проверка поварских умений.

5. Избавление от чародейства

минус и плюс : знакомство и прощание со сказочным миром.

плюс: стал милым и привлекательным юношей, получил "уроки жизни" и запомнил их, стал ценить жизнь как таковую, научился быть благодарным за многие испытания, которые подарила судьба.

6. Вывод

Для своего доказательства подберите яркие цитаты из текста.

"Да, милая матушка, ты не могла узнать своего сына - он не был таким. Когда ты им хвасталась перед людьми!

"Глаза у него сделались маленькими, как у свиньи, нос чудовищно вытянулся и нависал надо ртом и подбородком, шеи не было видно".

"Хотя злобная старуха испортила его внешность, но изменить его душу не могла... Его не печалила утраченная красота".

"Он вспомнил, как белкой прослужил семь лет у колдуньи, в кого она его превратила за то, что он порицал ее ».

- Какой вывод можно сделать из всего сказанного? Как справился Якоб с теми испытаниями, которые выпали на его долю? Н.А. Заболоцкий в своем стихотворении "Некрасивая девочка", размышляя о красоте души, красоте внешней и внутренней, писал:

А если это так, то, что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

(Из испытания, посланного судьбой, наш герой вернулся умным, терпимым, стойким и благородным юношей; внешнюю красоту потерять не страшно, главное - остаться Человеком.)

7. Проверка домашнего задания. «Послание Якоба злой Травнице».

Представим, что мы в образе Якоба можем пообщаться с Травницей и передать ей наши послания, в которых сообщим все то, что думаем о ней и о себе... Если бы мы могли это сделать, то, возможно, событий, описанных в этой сказке, и не произошло.

"Здравствуй, милая бабушка!- пишет тебе Якоб. - Я все понял, что со мной произошло, и почему ты меня превратила в карлика. Раньше я не задумывался о том, что рядом со мной живут всякие уродливые и больные люди. Они портили своей отвратительной внешностью мой мир, в котором им нет места. Хотелось, по меньшей мере, крикнуть на них или закрыть глаза руками, но теперь я понимаю, что кто-то виноват в том, что они такие... А мы проходим мимо, не хотим видеть и слышать их. Нам так удобно и спокойно. Прости, если можешь..." (Сережа К.)

"Как страшно остаться одному в этом мире, так хочется громко крикнуть: « Люди, опомнитесь! Не дайте злу существовать и увеличиваться. Не надо отвечать на зло - злом, и тогда будет светить солнце на небе и душе!" (Арсения Ф.)

"Если бы можно заново пережить тот кусочек жизни, я бы захотел, наверное, все исправить и стать вновь милым и послушным. Но очень многое не узнал и не понял бы, продолжая торговать. Не встретил бы на своем пути тебя, первую учительницу, не поверил бы в сказку, не стал бы таким, как сейчас... Пусть будет все как есть! Мне интересны всякие приключения!" (Лана С.)

8. Обратимся еще раз к эпиграфам, прочитаем их…

Какие пословицы, отражающие тему урока, вы бы выбрали и почему? Какие «уроки жизни» вы для себя извлекли?

Чья душа в грехе, та и в ответе.

Не было бы счастья, да несчастье помогло.

Самолюб никому не люб.

Не отведав горького, не узнаешь и сладкого.

За каждым вечером следует утро.

Не бранись ни с кем, так хорош будешь всем.

Язык человека может принести ему славу, и позор.

Жить прожить - не поле перейти.

Один битый двух небитых стоит.

Грамоте учиться - вперед пригодиться.

(Автор данной сказки учит нас терпению и житейской мудрости, которая приходит только к тем, кто может понять и осознать свои просчеты и ошибки, научится на зло не отвечать злом и чувствовать боль и страдание чужих и близких.)

9. Сочини свой «синквейн» на тему урока.

(Стихотворение состоит из пяти строк, за каждой строчкой закрепляются определенные правила: необходимо соблюдать нужное количество слов при использовании определенной части речи. Говорят, что в вольном переводе с французского языка это слово означает «пять вдохновений». Данная работа требует синтеза информаций и материала в кратких выражениях и позволяет рефлектировать по какому – либо поводу.)

Ведьма
Дряхлая, скупая
Знает, помнит, угрожает.
Малышу, что варит каши, будет служба на века
Вот тоска.

10. Подведение итогов. Выставление оценок.

11. Домашнее задание. Написать ответное письмо Травницы Якобу.

НЕ НОС КРАСИТ ЧЕЛОВЕКА...

Замечательная сказка немецкого писателя Вильгельма Гауфа "Карлик Нос" никого не оставит равнодушными - ни детей, ни взрослых. И потому её очень хорошо читать всей семьёй вслух, а потом поговорить с детьми о многих важных вещах, которые автор хотел донести до своих читателей.

Действие сказки происходит в старой Германии, и главным её героем является двенадцатилетний мальчик Якоб из простой семьи, но такой писаный красавец, что просто загляденье. Чудо, а не мальчик!

Якоб часто помогал маме продавать овощи на базаре, но был он паренёк насмешливый и бойкий и однажды обидел старую женщину, которая неаккуратно выбирала овощи. Он зло и грубо посмеялся над внешностью старухи: над её длинным, уродливым носом, над корявыми пальцами, над толстой шеей. Издевался он от души, ничуть не задумываясь о том, что старому человеку больно и обидно слышать такие слова, что старуха не виновата в своём уродстве и преклонном возрасте. Никто ему не объяснял, видно, прописных истин - о такте, деликатности, уважении к старости, о том, что нельзя глядеть во все глаза на чужие физические недостатки: этим ты обижаешь человека.

Разумеется, по законам сказки старуха оказалась злой колдуньей, и красивому мальчику пришлось горько расплачиваться за свои ошибки. Колдунья заманила Якоба к себе во дворец и там заколдовала его на долгих 7 лет. Такой срок, вычеркнутый из человеческой жизни - лучшие годы отрочества и юности - кажется непомерным наказанием. Но ведь и в реальной жизни за свои грехи порой приходится платить очень дорогую цену.

К счастью, для Якоба эти семь лет не прошли даром: он научился всякому труду по хозяйству, а главное - стал отличным, классным поваром - получил прекрасную профессию на всю оставшуюся жизнь.

Но если бы наказание исчерпывалось только этим! Якоб вернулся в мир не красавцем-мальчиком и не стройным юношей, а безобразным, уродливым карликом с огромным носом, висящим до подбородка, с длинными корявыми руками до самых пяток и совершенно без шеи. "Всё, над чем он тогда смеялся... получил он от старухи за свои насмешки". И отныне Якобу предстояло узнать на личном опыте, каково это - очутиться в шкуре урода, над которым все потешаются, которого все дразнят и норовят унизить!

Разумеется, родители его не узнали, а горожане начали зло насмехаться над ним, избрав мишенью своих недобрых острот и издевательств.

Якобу пришлось очень быстро становиться взрослым: думать, как заработать себе на хлеб, быть ответственным за все свои поступки, постараться не пропасть в этой, такой немилостивой к нему, новой жизни. К чести "карлика Носа", как его прозвали, он не выбрал для себя самый лёгкий путь: стать шутом, демонстрирующим своё уродство на потеху публике. Он предпочёл по-настоящему работать: быть поваром во дворце у герцога. Дворцовый смотритель очень удивлялся его решению и говорил Якобу: "Будь ты придворным карликом, ты мог бы ничего не делать, есть, пить, веселиться и ходить в красивой одежде, а ты хочешь на кухню!" Но Якоба отнюдь не прельщала подобная мечта многих и многих - получать блага, не делая ничего. Просто он был гордым, имел чувство собственного достоинства и не желал быть посмешищем.А работать он умел отлично! И вскоре, по признанию всех окружающих, он стал великим мастером кулинарного искусства. И о чудо: люди, признав его талант и трудолюбие, как будто перестали замечать его уродство. Теперь уже никто не смеялся над карликом. Все низко ему кланялись и почтительно уступали дорогу. Горожане интуитивно поняли, что надо судить о человеке не по его внешности, а по его делам.

Много ещё удивительных приключений пришлось пережить Якобу, прежде чем сказка завершилась счастливым финалом. И, разумеется, юные читатели оценят остроту и занимательность сюжета, волшебные превращения, чудеса и очень мудрые мысли, которые Вильгельм Гауф постарался предельно чётко донести до ребят и до взрослых тоже.

Сказка «Карлик Нос» является одним из самых известных произведений немецкого писателя Нам она знакома с детства. Суть ее в том, что всегда важнее внешней привлекательности. В этой сказке автор подчеркивает важность и значение семьи в жизни каждого человека. Здесь приведено краткое содержание произведения. Для удобства восприятия оно разбито на три части.

Вильгельм Гауф. «Карлик Нос» (краткое содержание). Вступление

В одном немецком городе жили небогатые супруги Ханна и Фридрих с сыном Яковом. Отец семейства был сапожником, а мать торговала на рынке овощами. Их сын Яков был высоким и красивым мальчиком. Они его очень любили и, как могли, баловали своими подарками. Мальчик старался быть во всем послушным, помогал матери на рынке.

Вильгельм Гауф. «Карлик Нос» (краткое содержание). Развитие событий

Однажды, когда Яков с матерью торговали, как всегда, на рынке, к ним подошла безобразная старуха и начала привередничать, выбирая овощи и зелень. Мальчик оскорбил ее, указав на ее физические недостатки: маленький рост, горб и большой крючковатый нос. Старуха обиделась, но виду не подала. Она выбрала шесть кочанов капусты и попросила Якова проводить ее до дома. Тот охотно согласился. Приведя мальчика в свой необыкновенный дом, злая колдунья накормила его волшебным супом с какими-то пахучими кореньями и травами. Съев этот навар, Яков заснул крепким сном. Ему приснилось, что он превратился в белку и прислуживал старухе в таком обличии семь лет. Однажды, когда он искал в чулане пряности, чтобы приготовить для колдуньи курицу, Яков наткнулся на корзинку с пахучей травой, такой же, какая была у него в супе. Он понюхал ее и очнулся. «Вернуться на базар к матери», - было первой мыслью мальчика. Так он и сделал.

Когда родители увидели его, они не узнали сына. Оказалось, что за семь лет он превратился в безобразного карлика с очень Ханна и Фридрих не приняли его таким. Чтобы прокормиться, Яков идет в герцогский дворец, чтобы предложить свои услуги повара. Его берут, и вскоре уже все нахваливают кушанья, приготовленные им.

Вильгельм Гауф. «Карлик Нос» (краткое содержание). Развязка

Однажды карлик Яков сам отправился на базар, чтобы выбрать жирных гусей к ужину. Там он приобрел гусыню Мими, которая, как оказалось потом, разговаривала человеческим голосом. Это была заколдованная девушка. Когда Яков все понял, он стал охранять гусыню и кормить ее. Однажды к герцогу приехал в гости князь и потребовал, чтобы для него испекли настоящий королевский пирог. Карлик исполнил данное поручение, но выпечка у него получилась не такой, какой она должна быть. Ведь в ней не хватало одной особой травки, которую добавляют только в этот пирог. Князь и герцог разгневались, а Яков обещал им все же исполнить данное поручение. Мими обещала ему помочь найти нужную траву. В старом саду под большим каштаном она ее отыскала и протянула карлику. Оказалось, что это та самая пряность, которую колдунья добавила в волшебный суп, изменивший Якова. Когда он ее понюхал, то превратился в высокого и красивого юношу. После этого он с гусыней отправился на где жил отец Мими, старый волшебник Веттербок. Он снял злые чары со своей милой дочери, и она превратилась в прекрасную девушку. Веттербок дал Якову много подарков и денег и проводил его к родителям. Так юноша вернулся в родной город.

Окунуться в загадочный мир мифических существ, волшебства и магии позволяет нам данное произведение (даже его краткое содержание). Карлик Нос - главный герой сказки, добрый и талантливый человек. Он верит в справедливость, готов помогать другим людям. И за это его щедро наградили.

Добро победило зло в сказке «Карлик Нос». Краткое содержание ее позволило нам вспомнить все основные моменты этого замечательного произведения.

Задачи:

Образовательные: развивать навыки анализа прозаического текста;
Воспитательные: повысить интерес учащихся к изучаемому предмету;
Развивающие: развивать творческое видение учащихся, воображение, память;

Оборудование:

  • распечатанный текст сказки;
  • музыкальное сопровождение.

Опережающее домашнее задание:

  • письма к злой ведьме;
  • рисунки по сказке;
  • инсценировка двух отрывков.

Оформление доски:

А.С.Пушкин писал: "Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок".

Не было бы счастья, да несчастье помогло (пословица)

Ход урока:

Вступительное слово учителя о целях и задачах урока.

Добрый день, уважаемые ребята и гости. Сегодня мы с вами на уроке литературы вместе с героями сказки Гауфа " Карлик Нос" окунемся в волшебный мир сказочного королевства; попробуем понять смысл данного произведения и для себя ответить на извечный вопрос бытия: что есть зло и добро в нашей жизни и литературной сказке.

А сказка великого немецкого писателя начиналась так:

«Господа! Думаю, неправы те, кто считает, что времена фей и волшебников давно прошли, а в историях, рассказанных на базаре, нет правды ». Давайте посмотрим, какначинался мультфильм, сравним с нашей инсценировкой, а потом для себя решим: есть ли в сказках правда, стоит ли их читать или смотреть…(просмотр небольшого фрагмента мультфильма.)

Мы посмотрели только что фрагмент из мультфильма, а теперь предлагаю насладиться инсценировкой отрывка из сказки Гауфа "Карлик Нос". Разные искусства, не повторяя друг друга, освещают один и тот же сюжет по - разному, помогают глубже и ярче понять материал, заинтересовать читателя…

1. Инсценирование эпизода

Сцена № 1. На рынке

Якоб: Пожалуйста, сюда, господа! Взгляните на отменную капусту, душистую приправу! Ранние груши, яблоки и абрикосы! Покупайте, господа! У моей матушки низкие цены!

Травница : Вы ведь, Ханна, торговка овощами?

Ханна: Да, это я. Что вам угодно?

Травница: Посмотрим, посмотрим, прежде всего, траву, да есть ли у тебя то, что мне надобно. Дрянь товар, ничего подходящего из того, что мне нужно, пятьдесят лет назад куда как лучше было. Теперь все дрянь!

Якоб: Послушай, бессовестная старуха! Сначала ты копаешься своими противными пальцами в корзине, мнешь зелень и суешь пучки под длинный нос, кто это видел, уже их не купит, а потом обзываешь наш прекрасный товар дрянью, а ведь повар самого герцога закупает у нас овощи.

Травница: Ах, сыночек, сыночек! Тебе, значит, не нравится мой нос, мой красивый длинный нос! Погоди, у тебя появится такой же нос и вытянется до подбородка.

Якоб: Не тряси так противно головой. Шея у тебя такая тоненькая, вроде капустной кочерыжки, того гляди, надломится, и твоя голова полетит прямо в корзину! Кто у нас купит такой товар!

Травница: О, тебе нравится моя тонкая шея? Так у тебя вовсе ее не будет, а голова уйдет в плечи!

Ханна: Не болтайте ерунды, если вам надо что-то, так покупайте, а то разгоните всех покупателей.

Травница : Ладно, так и быть, я куплю у тебя эти шесть кочанов, но мне тяжело их нести одной, позволь сынишке отнести покупку до моего дома, а я отблагодарю его щедро, как он того заслуживает.

Якоб: Мама, я не хочу идти с ней до ее дома, посмотри, какая она отвратительная и страшная.

Хана: Не говори так, сынок, просто помоги ей и возвращайся.

Травница (дома отбросила палку и пригласила за стол): Присаживайся, сынок, ты верно с дороги очень устал, я сейчас наварю и накормлю тебя таким супчиком, который ты запомнишь на всю жизнь и тогда получишь все, что тебе во мне понравилось. Кстати, можешь и сам стать искусным поваром. А травки волшебной тебе не найти! И не вспомнить прошлое! Отчего не было ее в корзине твоей матери?! Это хорошо! Это навсегда! Мне нужны такие помощники.

2. Беседа по эпизоду из сказки В.Гауфа "Карлик Нос"

Почему ведьма на рынке обращается именно к Ханне, матери Якоба, а не к другим торговкам? (Она могла слышать о ней как о лучшей торговке, у которой есть качественный и разнообразный товар, завидует, что Ханна имеет красивого бойкого помощника или просто желает испытать мальчика.)

Как реагирует на ворчание старухи Якоб, оцените его поведение. (Мы видим героя в разных жизненных ситуациях: положительных и отрицательных.)

Как вы думаете, если бы Якоб сдержался и не нагрубил Травнице, оставила ли она его у себя на службе? (Сколько читателей, столько и мнений: возможно, оставила бы его у себя, так как ей нужны хорошие помощники, наверное, не оставила бы, потому что он не сделал ей ничего плохого.)

3. Инсценирование второго эпизода

Давайте посмотрим еще эпизод-сценку и назовем ее "Возвращение ".

Якоб: Здравствуй, матушка, тебе грустно, это ведь я, твой сын!

Ханна: Ступай отсюда, мерзкая уродина, ты за свои проделки не получишь ни гроша. Нечего врать, уродливая обезьяна!

Якоб: Должно быть, Бог лишил ее разума! Как мне довести ее до дома? Посмотрим, узнает ли меня родной отец.

Отец: Господи, кто это пришел?

Якоб: Добрый вечер, мастер, как поживаете?

Отец : Очень плохо. Все валится из рук, старость не за горами. С работой не справляюсь, а помощников нет. Нанять подмастерьев не по карману.

Якоб: Но у вас есть, кажется, сынок, разве он вам не помогает?

Отец : Бог ведает, где он сейчас, семь лет как его украли на рынке. Жена всегда хвалилась им, рассказывая о красоте и ловкости сынишки. Я предупреждал ее: злых людей много, береги сына. Ханна - добрая душа - отпустила с уродливой женщиной сынишку донести товар и с той поры не видела его.

Якоб: Вы говорите, с тех пор прошло семь лет?

Отец: наведывается в город раз в пятьдесят лет, она, похоже, и увела его. Может, вы желаете заказать пару туфель или футляр для своего носа?

Якоб: При чем тут мой нос?

Отец : Я бы непременно заказал футляр, который убережет тебя от всяких неприятностей. Уверен, вы постоянно натыкаетесь им на дверные косяки и повозки.

Якоб: Мастер, а нет ли у вас под рукой зеркала, чтобы мне поглядеть на себя.

Отец: У вас не та внешность, чтобы ею любоваться и смотреться в зеркало. Оставьте меня и ступайте прочь! Через улицу живет цирюльник, у него зеркало в два раза больше вашей головы.

Якоб : Доброе утро, Урбан, окажите любезность, позвольте мне взглянуть на зеркало?

Урбан: Вон оно стоит. Вы самый красивый парнишка. Шея - как у лебедя, руки - как у королевы, а уж носик - курносик, каких свет не видывал! Наверное, вы им гордитесь! Ну да ладно! Ступайте к зеркалу, пусть не говорят люди, что я из зависти не дал собой полюбоваться!

Якоб: Да, моя бедная мать не смогла узнать своего сына. Я стал безобразным карликом, я помню ту встречу с женщиной. Все, что я осудил и осмеял в ней, досталось мне: длинный нос, скрюченные пальцы. Все потешаются надо мной, но ведь старуха испортила только внешность, а изменить душу не смогла. Я думаю и чувствую иначе, стал чуточку умнее, мудрее что ли... Меня не пугает уродство, я стерплю, намного хуже, что меня прогнали собственные родители. Я постараюсь вернуть их любовь и внимание...

4. Беседа по сказке.

Большое спасибо актерам, давайте разберемся в прочитанном.

Сколько лет был на службе Якоб и чему там научился?

Как удалось Якобу бежать с плена?

Что о себе узнал Якоб, глядя в зеркало и слушая прохожих?

Что хотел сказать автор, показывая грубость и нетерпимость родителей при встрече с сыном? Может этот кусочек текста лишний? (Судьба посылает ему очередное испытание, которое идет от близких людей, и из него надо выйти с честью и достоинством; зло везде, поэтому с Якобом случилась данная история .)

..." В том городе, как, впрочем, и везде, жило мало сердобольных людей, способных посочувствовать несчастному человеку".

Почему на грубость и ехидство цирюльника Якоб не отвечает злобой? (Лучше проявить терпение, на зло не отвечать злом.)

Кого винит мальчик в своем уродстве? (Он ругал себя за то, что порицал внешность колдуньи и поэтому получил по заслугам.)

Какие испытания приготовила ему судьба, когда карлик был на службе у герцога?

Как произошло знакомство с гусыней? Почему она оказалась на рынке?

Как удалось Карлику снова стать Якобом и кто ему помогает в этом?

Как заканчивается сказка?

5. «Озвучь мультфильм»

Расположите иллюстрации последовательно по сюжетам и подберите по три ярких цитаты к ним.

Этот вид деятельности учит ребят быстро находить данный эпизод, подбирать убедительные, яркие цитаты и выразительно озвучивать их, не теряя заданного темпа, продолжая путешествие в волшебный мир сказки; при этом создается особый, неповторимый и творческий микроклимат, наполненный радостью и игрой.

6. Аналитическая работа с философскими понятиями.

Давайте обратимся к теме нашего урока и поразмышляем над понятиями добра и зла.

Мы с вами некоторое время путешествовали по сказке, просматривая яркие эпизоды, проигрывая самое интересное, и повторяли важные фрагменты, а теперь настало время подумать об «уроках», которые подарила нам эта встреча.

Проблема выбора между добром и злом стара как мир. Без осознания сути добра и зла невозможно понять жизнь. Ребята, разделите тетрадь на две половины и запишите слова или словосочетания, которые у вас ассоциируются с понятием зла и добра.

Добро - это мамина песенка, под которую легко засыпается ночью; бабушкины пироги; субботний вечер; пятерка по математике; улыбка младшего братика...

Зло - это когда родители ругаются после родительского собрания; дождь на улице; поездка на дачу; дежурство по школе...

Итак, как мы видим, что у каждого человека свое понятие добра и зла. Давайте обратимся к словарю С.И. Ожегова, который нам даст точное определение этих слов.

Добро - слово многозначное - означает все положительное, хорошее, полезное.

Зло - нечто дурное, вредное, противоположное добру.

Как вы видите, что значения этих слов несколько неопределенные, туманные... Один из героев фильма сказал: "Что для русского хорошо, то для немца - смерть". Я предлагаю обратиться к конкретным фактам и совместно решить для себя, что есть зло и добро.

Зло (минус) Добро (плюс)
1. Служба у ведьмы
минус : жил без родителей 7 лет в изгнании. плюс: научился натирать полы, печь солнечный хлеб, замечательно готовить.
2. Превращение в карлика
минус: страдал от насмешек и оскорблений окружающих; потерял привлекательную внешность, которой хвастала перед торговками мать. плюс : сохранил душу, спас гусыню, стал терпимее.
3. Встреча с разгневанными родителями
минус: получил сильный удар от самых близких и дорогих ему людей, которые не признали в нем собственного сына. плюс : понял и осознал причину своего превращения, но не обиделся на родителей, а стал мудрее и терпимее.
4. Служба у герцога
минус: опасения за свою жизнь. плюс : знакомство с гусыней, проверка поварских умений.
5. Избавление от чародейства
минус и плюс : знакомство и прощание со сказочным миром. плюс: стал милым и привлекательным юношей, получил "уроки жизни" и запомнил их, стал ценить жизнь как таковую, научился быть благодарным за многие испытания, которые подарила судьба.
6. Вывод

Для своего доказательства подберите яркие цитаты из текста.

"Да, милая матушка, ты не могла узнать своего сына - он не был таким. Когда ты им хвасталась перед людьми!

"Глаза у него сделались маленькими, как у свиньи, нос чудовищно вытянулся и нависал надо ртом и подбородком, шеи не было видно".

"Хотя злобная старуха испортила его внешность, но изменить его душу не могла... Его не печалила утраченная красота".

"Он вспомнил, как белкой прослужил семь лет у колдуньи, в кого она его превратила за то, что он порицал ее ».

- Какой вывод можно сделать из всего сказанного? Как справился Якоб с теми испытаниями, которые выпали на его долю? Н.А. Заболоцкий в своем стихотворении "Некрасивая девочка", размышляя о красоте души, красоте внешней и внутренней, писал:

А если это так, то, что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

(Из испытания, посланного судьбой, наш герой вернулся умным, терпимым, стойким и благородным юношей; внешнюю красоту потерять не страшно, главное - остаться Человеком.)

7. Проверка домашнего задания. «Послание Якоба злой Травнице».

Представим, что мы в образе Якоба можем пообщаться с Травницей и передать ей наши послания, в которых сообщим все то, что думаем о ней и о себе... Если бы мы могли это сделать, то, возможно, событий, описанных в этой сказке, и не произошло.

"Здравствуй, милая бабушка!- пишет тебе Якоб. - Я все понял, что со мной произошло, и почему ты меня превратила в карлика. Раньше я не задумывался о том, что рядом со мной живут всякие уродливые и больные люди. Они портили своей отвратительной внешностью мой мир, в котором им нет места. Хотелось, по меньшей мере, крикнуть на них или закрыть глаза руками, но теперь я понимаю, что кто-то виноват в том, что они такие... А мы проходим мимо, не хотим видеть и слышать их. Нам так удобно и спокойно. Прости, если можешь..." (Сережа К.)

"Как страшно остаться одному в этом мире, так хочется громко крикнуть: « Люди, опомнитесь! Не дайте злу существовать и увеличиваться. Не надо отвечать на зло - злом, и тогда будет светить солнце на небе и душе!" (Арсения Ф.)

"Если бы можно заново пережить тот кусочек жизни, я бы захотел, наверное, все исправить и стать вновь милым и послушным. Но очень многое не узнал и не понял бы, продолжая торговать. Не встретил бы на своем пути тебя, первую учительницу, не поверил бы в сказку, не стал бы таким, как сейчас... Пусть будет все как есть! Мне интересны всякие приключения!" (Лана С.)

8. Обратимся еще раз к эпиграфам, прочитаем их…

Какие пословицы, отражающие тему урока, вы бы выбрали и почему? Какие «уроки жизни» вы для себя извлекли?

  • Чья душа в грехе, та и в ответе.
  • Не было бы счастья, да несчастье помогло.
  • Самолюб никому не люб.
  • Не отведав горького, не узнаешь и сладкого.
  • За каждым вечером следует утро.
  • Не бранись ни с кем, так хорош будешь всем.
  • Язык человека может принести ему славу, и позор.
  • Жить прожить - не поле перейти.
  • Один битый двух небитых стоит.
  • Грамоте учиться - вперед пригодиться.

(Автор данной сказки учит нас терпению и житейской мудрости, которая приходит только к тем, кто может понять и осознать свои просчеты и ошибки, научится на зло не отвечать злом и чувствовать боль и страдание чужих и близких.)

9. Сочини свой «синквейн» на тему урока.

(Стихотворение состоит из пяти строк, за каждой строчкой закрепляются определенные правила: необходимо соблюдать нужное количество слов при использовании определенной части речи. Говорят, что в вольном переводе с французского языка это слово означает «пять вдохновений». Данная работа требует синтеза информаций и материала в кратких выражениях и позволяет рефлектировать по какому – либо поводу.)

Ведьма
Дряхлая, скупая
Знает, помнит, угрожает.
Малышу, что варит каши, будет служба на века
Вот тоска.

Давно в одном Городе в Германии жил башмачник Фридрих со своей женой Ханной, которая торговала овощами. У них двоих был красивый стройный сын Якоб, которого любили родители, соседи и покупатели. Однажды к ним подошла старая, сморщенная, бедно одетая старушка. Она начала рыться рукой в овощах, перемешивая и наводя беспорядок, но мать ничего не могла сказать.

Старуха начала брюзжать, что все овощи у Ханны плохие, тогда Якоб не выдержал, и сказал, что овощи у них лучшие, а у самой старухи длинный нос, тонкая шея, и кривые руки. Старуха рассердилась и заворчала, что у самого Якоба скоро тоже будут такие же. Она купила кочаны капусты и велела, чтобы он помог их ей донести. Мальчику пришлось послушаться. Они шли целый час, а когда наконец дошли, Якоб увидел, что внешне старая лачуга изнутри покрыта мрамором и красиво обставлена. Старуха предложила ему отдохнуть, мол, нести человеческие головы тяжело, и действительно вытащила из корзины человеческую голову. Якоб испугался. Она предложила ему тарелку супа, поев который, Якоб крепко заснул.

Ему снилось, что он в течение 7 лет прислуживал старухе, а когда проснулся, побежал домой, но ни отец, ни мать его не узнали и выгнали. Оказалось, он превратился в уродливого карлика с большим носом. В отчаянии, Якоб ушёл. Он решил пойти к герцогу, чтобы стать поваром. За годы служения старухе он научился готовить самые разные блюда. Устроившись работать поваром, он проработал два года и стал уважаемым человеком в замке герцога.

Однажды на рынке он купил гусей, и одна гусыня попросила её не убивать. Удивленный карлик пощадил её и оставил жить в своей комнате. Она рассказала, что на самом деле заколдована, и её зовут Мими. Он тоже рассказал ей свою историю.

Когда к герцогу приехал его друг князь, карлику поручили приготовить королевский пирог, но он не умел. Тогда гусыня рассказала ему, как это сделать. Но оттого, что в пирог не добавили особой травы, он вышел не таким вкусным. Разозлённые герцог пригрозил казнить карлика, если он не приготовит пирог как следует. Вместе с гусыней он пошёл в сад искать эту траву, и когда найдя ее, понюхал, снова стал прежним собой. Он взял деньги, гусыню, и отправился к волшебнику, отцу Мими. Тот расколдовал дочь, а Якобу дал много денег и подарков. Якоб вернулся домой к родителям, они его узнали и обрадовались возвращению сына.

Картинка или рисунок Карлик нос

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Булгаков Дни Турбиных

    Сразу же хочется сказать, что произведение Булгакова Михаила "Дни Турбиных" стало одним из известных и популярных произведений. По его мотивам поставлен не один спектакль, его не раз цитировали многие известные писатели и авторы

  • Краткое содержание Роб Рой Скотт

    В основе исторического романа Вальтера Скотта «Роб Рой» лежат отношения народов Англии и Шотландии. События происходят в начале 18 века.

  • Краткое содержание Тургенев Отцы и Дети

    Роман Тургенева «Отцы и дети» начинается с того, что дворянин Николай Петрович Кирсанов, владелец поместья Марьино, ожидает приезда своего сына Аркадия Кирсанова, который возвращается из Петербурга, окончив университет

  • Краткое содержание Мальчик у Христа на елке Достоевского

    Автор описывает маленького мальчишку лет шести, проснувшегося в канун рождества в сыром подвале, дрожащего от холода. Рядом лежит его умершая мать, покрутившись около нее и делая безуспешные попытки разбудить ее, изнывая от голода и скуки

  • Краткое содержание Чехов Предложение

    В усадьбу помещика Степана Степановича Чубукова приезжает тридцатипятилетний сосед Иван Васильевич Ломов. С виду Чубуков рад Ломову, встречает как родного, ведёт "елейные" разговоры, но на самом деле опасается