Какие обязанности у педагога в школе. FAQ: На что имеет право учитель? Регулярно проходить бесплатные медицинские обследования

Права и обязанности учителя и классного руководителя

1. Учитель, классный руководитель имеет право на:

∙ Защиту профессиональной чести и достоинства. (Закон РФ «Об
образовании, ст.55 п.1, Типовое положение об общеобразовательном
учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19
марта 2001 г. N 196) п.64)

∙ на свободу совести и вероисповедания;

∙ Защиту человеческого достоинства, если оно нарушено со стороны
администрации, ученика или его родителей (законных представителей).
(Конституция РФ, ст.23 п.1)

∙ Участие в самоуправлении школы (Типовое положение об
общеобразовательном учреждении (утв.
Постановлением Правительства РФ от 19 марта2001 г. N 196) п.64)

∙ .повышать квалификацию, самостоятельно определять формы и методы
своей образовательной деятельности

∙ получать денежное пособие на приобретение методической литературы
(100р);

∙ выдвигать свою кандидатуру на замещение вакансий, на руководство
МО, на участие в профессиональных конкурсах;

∙ аттестовываться на добровольной основе на соответствующую
квалификационную категорию и получить ее в случае успешного
прохождения аттестации;

∙ на сокращенную рабочую неделю, удлиненный оплачиваемый отпуск,
пенсию за выслугу лет, социальные гарантии и льготы, установленные
законодательством РФ;

∙ обращаться индивидуально или в составе группы лиц к
уполномоченному по правам участников образовательного процесса, в
любые вышестоящие инстанции с заявлениями, предложениями, жалобами;

∙ Высказывание в корректной форме (устно или письменно) критических
замечаний о деятельности любого работника школы или системы
образования. Высказывание претензии к ребенку в деликатной форме.

∙ .дисциплинарное расследование нарушений педагогическим работником
образовательного учреждения норм профессионального поведения и (или)
устава данного образовательного учреждения может быть проведено
только по поступившей на него жалобе, поданной в письменной форме.
Копия жалобы должна быть передана данному педагогическому
работнику;

∙ .ход дисциплинарного расследования и принятые по его результатам
решения могут быть преданы гласности только с согласия
заинтересованного педагогического работника образовательного
учреждения, за исключением случаев, ведущих к запрещению заниматься
педагогической деятельностью, или при необходимости защиты интересов
обучающихся, воспитанников;

∙ .Условия для осуществления учебно­воспитательного процесса,
получение рабочего места, оборудованного в соответствии с санитарно­
гигиеническими
труда,
снабженного необходимыми пособиями.(Трудовой кодекс РФ, ст.22)
охраны
нормами
нормами
и

∙ Выдвижение своей кандидатуры на любую выборную должность в
об
(утв.
педагогическом
общеобразовательном
Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.64)
коллективе.(Типовое
учреждении
положение

∙ Свободу выбора и использования методик обучения и
воспитания, учебных пособий и материалов, учебников. (Рекомендация
ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», пп.35,65; Закон РФ


общеобразовательном
учреждении

п.65)

∙ Свободу выбора методов оценки знаний учащихся. (Рекомендация
ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», п.65; Закон РФ
«Об образовании, ст.55 п.4, Закон г. Москвы от 20 июня 2001 г. N 25 "О
развитии образования в городе Москве", ст.14, Типовое положение об

общеобразовательном
учреждении
(утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196)
п.65)

∙ Установление требований к поведению учащихся на занятиях. Эти
правила не должны ущемлять достоинство ученика и противоречить
Уставу школы и настоящим Правилам.
∙ (Конвенция о правах ребенка, ст.ст.3,19)

∙ Отказ от административных поручений, не связанных с выполнением
своих должностных обязанностей и конкретных обязательств.

∙ Конфиденциальность дисциплинарного расследования, за исключением
случаев, ведущих к запрещению заниматься педагогической деятельностью,
или при необходимости защиты интересов обучающихся; знакомится с
жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы,
давать по ним объяснения.
п.п.39,46,47,50,68; Закон РФ «Об образовании, ст.55 п.3)

∙ Творчество, инициативу в освоении образовательных и развивающих
программ.

п.61; Закон РФ «Об образовании, ст.55 п.4, Закон г. Москвы от 20
июня 2001 г. N 25 "О развитии образования в городе Москве", ст.14,
Типовое положение об общеобразовательном учреждении
(утв. постановлениемПравительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196)
п.65)

∙ Обращение индивидуально или в составе группы лиц к
Уполномоченному по правам участников образовательного процесса, в
любые вышестоящие инстанции с заявлениями, предложениями, жалобами.
(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей»,
п.50; Конституция РФ ст.33, Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59­
ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской
Федерации" ст.2 п.1)

∙ требовать у администрации школы создания условий для осуществления
учебно­воспитательного процесса, получение рабочего места,
оборудованного в соответствии с санитарно­гигиеническими нормами и

нормами охраны труда, снабженного необходимыми пособиями, иными
материалами;

∙ отказаться от административных поручений, не связанных с
выполнением своих должностных обязанностей и конкретных
обязательств;

∙ воспитатель группы продленного дня, работающий в соответствии с
установленным графиком, имеет право поставить в известность
администрацию о нарушении родителями договора, если родители не
приходят за ребенком в положенное время (18.00);

∙ в деликатной форме высказывать претензии к ребенку, родителям;

∙ требовать от учащегося соблюдения Правил школьной жизни, уважения
к традициям ГБОУ СОШ №496;

∙ приобщать учащихся к ведению здорового образа жизни, не нарушая его
прав и свобод;

∙ Предупреждение о замене уроков заранее.

∙ Отгулы за работу в выходные (количество отгулов определяют
директор школы и профсоюзный комитет) и праздничные дни, оплату
труда в нерабочие дни в двойном размере в соответствии с
законодательством РФ.

∙ . на дополнительные дни отдыха в каникулярное время за работу в
течение учебного года без больничных листов, за дополнительную работу
сверх учебной нагрузки;(Трудовой кодекс РФ, ст.153)

∙ Защиту от неоправданного вмешательства родителей (законных
представителей) учащегося в круг профессиональных обязанностей
учителя.(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении
учителей», п.67)

∙ Требовать
­:от родителей (законных представителей) посещение родительских собраний,
создания нормальных условий для учебы ребенка (рабочее место, режим дня);
(Семейный кодекс РФ, ст.63 п.2, Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. N 14
"Об общем образовании в городе Москве", ст.17 п.4, Типовое положение об

общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства
РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.60)

­ от учащихся соблюдения Правил школьной жизни.

∙ Не допускать учащегося к процессу производственного труда по
причине отсутствия специальной формы (учащийся в таком случае
находится в кабинете труда под присмотром учителя).(Закон г. Москвы
от 10 марта 2004 г. N 14 "Об общем образовании в городе Москве",
ст.17 п.2 пп.4)

∙ Не допускать учеников к занятиям физической культурой без
спортивной формы (учащийся в таком случае находится в спортивном зале
под присмотром учителя).(Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. N 14 "Об
общем образовании в городе Москве", ст.17 п.2 пп.4)

∙ посещать уроки своих коллег, вести внеклассную работу по своему
предмету,

∙ оказывать платные дополнительные услуги в соответствии с Уставом
школы;

∙ педагогические работники образовательного учреждения не реже чем
через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы имеют право
на длительный отпуск сроком до одного года, порядок и условия
предоставления которого, определяются учредителем и (или) уставом
данного образовательного учреждения.

2. Учитель обязан:
∙ Работать честно и добросовестно, выполнять обязанности,
определенные должностными инструкциями, трудовым договором,
коллективным договором, уставом школы, правилами внутреннего
трудового распорядка, соблюдать требования техники безопасности и
охраны труда, производственной санитарии и гигиены,
противопожарной безопасности. (Рекомендация ЮНЕСКО от
05.10.1966г. «О положении учителей», п.70; Типовое положение об
общеобразовательном учреждении
(утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196)
п.67).

∙ Вести себя достойно, соблюдать этические нормы поведения, быть
внимательным и вежливым с учениками, родителями и членами коллектива
школы. Быть нравственным примером учеников.
∙ (Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей»,
п.п.1,6)

∙ Уважать личность ребенка, его человеческое достоинство.(Конвенция о
правах ребенка, ст.ст.2,12­17,19)

∙ осуществлять обучение и воспитание учащихся с учетом специфики
преподаваемого предмета;

∙ участвовать в деятельности методических объединений и других
формах методической работы;

∙ осуществлять связь с родителями (лицами, их заменяющими), оказывать
помощь и содействие родителям (законным представителям)по вопросам
воспитания и обучения их детей, представлять им любую информацию,
касающуюся воспитания и обучения их ребенка;

∙ выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и
противопожарной защиты;

∙ обеспечивать охрану жизни и здоровье учащихся в период
образовательного процесса;

∙ не отождествляет личность обучающихся с личностью и поведением его
родителей;

∙ воспитывать учащихся и родителей на положительных примерах;

∙ являться для учащихся примером пунктуальности и четкости (не
опаздывать на урок);

∙ помнить, что по поведению отдельного учителя учащиеся, родители и
общество судят о всей школе;

∙ не задавать домашнее задание на выходные дни для учащихся начальной
школы, на каникулярное время для учащихся с 1­го по 11 класс, кроме
чтения художественной литературы;

∙ не удалять ученика с урока, даже если он нарушает дисциплину.

∙ Уважать права учащихся на

убеждений. (Конвенция о правах ребенка, ст.ст.12,13)
выражение
мнений

∙ Поддерживать дисциплину на основе уважения человеческого
достоинства учащихся методами, исключающими
и
психическое насилие по отношению к ученикам. (Конвенция о правах
ребенка,
Типовое положение об общеобразовательном
учреждении (утв.Постановлением Правительства РФ от 19
марта 2001 г. N 196) п.57, Закон РФ «Об образовании», ст.15. п.6)
физическое
ст.19,

∙ Систематически повышать свой профессиональный уровень,
использовать современные методики обучения. (Типовое положение об
общеобразовательном учреждении (утв. Постановлением
Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.67)

∙ Вести в установленном порядке учетно­педагогическую документацию,
своевременно представлять администрации школы отчетные данные.

∙ Своевременно выставлять оценки в классный журнал и дневник
учащегося.

∙ Оценивать ответ учащегося, а не его личность. (Рекомендация
ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», п.65)

∙ Стараться найти положительные моменты в работе каждого учащегося.

∙ Дежурить по школе в соответствии с графиком, утвержденным
директором школы.

∙ Принимать меры предосторожности для предупреждения несчастных
случаев с учащимися. Нести ответственность за жизнь и
здоровье учащихся во время урока. (Рекомендация ЮНЕСКО от
05.10.1966г. «О положении учителей», п.69, Положение о
расследовании и учете несчастных случаев с учащейся молодежью и

воспитанниками в системе Гособразования СССР, утв. Приказом
Государственного комитета СССР по народному образованию от 1
октября 1990 г. N 639, п.1.12)

∙ Отпускать ребенка из школы во время занятий только при наличии
записки от родителей или справки медицинской сестры (врача). В
непредвиденных случаях необходимо согласовать данный шаг с
родителями (законными представителями) учащегося.
∙ (Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей»,
п.69, Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. N 14 "Об общем образовании в
городе Москве", ст.17 п.2 пп.4)

∙ Регулярно проходить бесплатные медицинские обследования.
∙ (Закон г. Москвы от 20 июня 2001 г. N 25 "О развитии образования в
городе Москве", ст.8 п.5)

3. Обязанности классного руководителя:

Приказ Министерства образования и науки РФ от 3 февраля 2006 г.
N 21"Об утверждении Методических рекомендаций об осуществлении
функций классного руководителя педагогическими работниками
государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской
Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений"

∙ Соблюдать права и свободы учащихся.

∙ Поддерживать тесный контакт с родителями
(законными
представителями) учащегося.

∙ анализировать результаты воспитательной работы в классе и на основе
анализа

∙ планирует воспитательную работу на следующий период;

∙ осуществлять изучение воспитательного потенциала семей учащихся, их
микросоциума и на основе изучения выстраивает работу с родителями
(лицами, их заменяющими) и общественностью по решению
воспитательных
проблем;

∙ Оповещать их своевременно о родительских собраниях.

∙ Выставлять оценки учащихся в дневник не реже 1 раза в неделю.

∙ Проводить классные часы 1 час в неделю, из них 1 час в месяц
проведение анализа динамики успеваемости и поведения учащихся класса.

∙ Содействовать созданию благоприятных условий для индивидуального
развития и нравственного формирования личности ребенка.

∙ Содействовать становлению и развитию классного коллектива.

∙ Вносить необходимые коррективы в систему воспитания учащихся.

∙ Содействовать
благоприятного
созданию

морально­

психологического климата для каждого учащегося.

∙ Помогать учащимся решать проблемы, возникающие в общении с
одноклассниками, учителями, родителями (законными представителями).

∙ Содействовать получению дополнительного образования учащимися.

∙ Организовывать с учащимися внеклассные мероприятия, экскурсии
образовательного и воспитательного характера.

∙ Вносить предложения по улучшению и оздоровлению условий
образовательного процесса.

∙ Организовывать изучение обучающимися и воспитанниками правил по
охране труда, правил дорожного движения, поведения в быту и т.д.

∙ Оперативно извещать администрацию школы о каждом несчастном
случае, принимать меры по оказанию первой медицинской доврачебной
помощи.

∙ Во время школьных мероприятий находиться со своим классом.

∙ выявлять семьи, находящиеся в социально опасном
положении, вести персональную работу с «трудными» (педагогически
запущенными)учащимися;

∙ составлять план на каникулы и проводить каникулярные
мероприятия;

∙ контролировать дисциплину учащихся (явка в школу, прогулы,
опоздания, внешний вид);

∙ .взаимодействовать со школьным психологом при работе с «группой
риска».

4. Учителю запрещено:

∙ Применять к учащемуся меры физического и психического насилия.
(Закон РФ «Об образовании», ст.15.п.6, Типовое положение об
общеобразовательном
учреждении
(утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196)
п.57)

∙ Опаздывать на урок.(Трудовой кодекс РФ, ст.21)

∙ Выгонять ученика с урока.(Конституция РФ, ст.43)

∙ Выставлять в журнал оценку не за ответ, а за поведение учащегося.
(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей»,
п.65)

∙ Задавать домашнее задание на каникулярное время в 1­11 классах и в
выходные дни в 1­4 классах, кроме чтения художественной литературы.
(Конвенция о правах ребенка, ст.31; Постановление Главного
государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2002 г. N 44 "О
введении в действие санитарно­эпидемиологических правил и
нормативов СанПиН 2.4.2.1178­02", п.2.9.19.)

∙ передавать персональные данные об обучающемся и его родителях
третьей стороне без письменного разрешения родителей;

∙ разглашать сведения о личной жизни обучающегося и его семьи;

∙ унижать в любой форме на классных родительских собраниях
родителей, дети которых отстают в учебе;

∙ использовать выражения, осуждающие поведение родителей, дети
которых отстают в учебе;

∙ выносить на обсуждение родителей конфиденциальную информацию с
заседаний педагогического совета, совещаний и т. п.

∙ . обсуждать с родителями выступления своих коллег по
образовательному учреждению
∙ манипулировать детьми, использовать их для достижения собственных
целей;

∙ терять терпение и самообладание в любых ситуациях;

∙ нарушать требования образовательной программы образовательного
учреждения;

∙ допускать в общении с коллегами, родителями и учащимися
ненормативную лексику;
∙ выставлять ученику оценку «2» за отсутствие учебника или учебного
пособия;

∙ выставлять оценку «2» по предмету за нарушение обучающимся
дисциплины на уроке;

∙ посягать на личную собственность обучающегося.

∙ собирать с родителей учащихся и с обучающихся денежные средства,
кроме средств, необходимых для проведения учебных экскурсий,
посещений театра, просмотров кинофильмов;

∙ поручать учащимся сбор денежных средств;

∙ сравнивать материальное положение семей обучающихся;

∙ сравнивать результаты учебы детей в классе;

∙ допускать оскорбления обучающимися друг друга в своем присутствии;

∙ допускать выражения, оскорбляющие человеческое достоинство
обучающегося независимо от его возраста;

допускать в любой форме оскорбления, относящиеся к национальной или
религиозной принадлежности обучающегося;

Права и обязанности учащихся

Права и обязанности учителя

Учитель имеет право:

1. На защиту профессиональной чести и достоинства.

2. На свободу совести.

3. Высказывать (устно или письменно) в корректной форме без нарушения правового пространства учителя критические замечания о деятельности любого работника школы или системы образования.

4. Обращаться индивидуально или в составе группы лиц в любые вышестоящие инстанции с заявлениями, предложениями, жалобами.

5. Требовать у администрации школы создания условий для осуществления учебно-воспитательного процесса, получение рабочего места, оборудованного в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и нормами охраны труда, снабженного необходимыми пособиями иными материалами

6. На защиту человеческого достоинства, если оно нарушено со стороны администрации, родителей учащегося или ученика.

7. Знать о замене уроков заранее.

8. На отгулы за работу в выходные дни (количество отгулов определяют директор школы и профсоюзный комитет).

9. Учитель не имеет права не допускать учащегося в аудиторию по причине отсутствия специальной формы и по любой другой причине.

10. Требовать от родителей создания нормальных условий для учебы ребенка дома (рабочее место, режим дня).

11. Требовать от родителей посещения родительских собраний.

12. На защиту от неоправданного вмешательства родителей в круг профессиональных обязанностей учителя.

13. На творчество, инициативу в освоении образовательных и развивающих программ.

14. Требовать от учащегося соблюдения Правил школьной жизни, уважения к традициям учебного учреждения.

15. Приобщать учащихся к ведению здорового образа жизни.

Учитель обязан:

1. Уважать человеческое достоинство всех участников образовательного процесса.

2. Быть нравственным примером для своих учеников.

3. Повышать свой профессиональный уровень.

4. Уважать право ребёнка на собственное мнение и убеждение.

5. Поддерживать дисциплину методами, исключающими физическое насилие, унижение и оскорбление личности учащегося.

6. Предупреждать возможный травматизм детей.

7. Осуществлять дежурство по школе в соответствии с графиком дежурства.

8. Нести ответственность за жизнь и здоровье учащихся на своём уроке.

9. Своевременно выставлять оценки в дневник.

10. Не выгонять ученика с урока, даже если он нарушает дисциплину.

11. При выставлении оценки учитывать прогресс в учебе данного ученика, не сравнивая его с другими.

12. Не опаздывать на урок.

14. Использовать современные методики обучения.

15. Учитель обязан отпускать класс со звонком с урока.

Права и обязанности родителей

Родители имеют право:

1. На прием детей в образовательное учреждение в соответствии с Уставом школы Законом об общем образовании.

2. На ознакомление с Уставом образовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.

3. На участие в управлении образовательном учреждением, в котором обучаются их дети (родительские комитеты классов).

4. На ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости своих детей.

5. На обсуждение возникающих спорных вопросов с учителями или администрацией школы.

6. Проживающие отдельно от ребенка родители имеют право на посещение родительских собраний, а также на получение информации о своем ребенке, если это не противоречит закону и не наносит вреда ребенку.

7. С согласия администрации познакомиться с учителями, с расписанием уроков до начала учебного года.

8. Требовать соблюдения прав ребенка.

9. На полную информацию об учебном процессе.

10. На дополнительную встречу с учителем (после уроков), если родитель считает, что на то есть основания. (Предварительно договорившись с учителем).

11. Высказывать обоснованную критику в адрес школы на родительских собраниях, а также при встрече с директором школы.

12. На своевременную информацию о родительских собраниях, родительских днях и заседаниях родительского комитета школы.

Родители обязаны:

1. Обеспечивать и защищать права и интересы своих детей, не причиняя вред их физическому и психологическому здоровью, нравственному развитию, воспитывать детей, исключая пренебрежительное, грубое, жестокое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление, эксплуатацию.

2. Обеспечить детям до 15 лет получение основного общего образования в общеобразовательной школе или другом приравненном к ней по статусу образовательном учреждении.

3. Выполнять Устав образовательного учреждения.

4. В случае академической задолженности у обучающегося ответственность за ликвидацию ее в течение учебного года возлагается на родителей (законных представителей).

5. Не допускать неоправданного вмешательства в работу преподавателей по вопросам, которые по своему характеру входят в круг профессиональных обязанностей.

6. Обеспечить в меру своих способностей и финансовых возможностей условия жизни, необходимые для нормального развития ребенка.

7. Обеспечить ребенка всем необходимым для посещения школы (канцелярские принадлежности, спортивная форма, дополнительные учебные пособия).

8. Регулярно посещать родительские собрания, посещать школу по вызову классного руководителя или администрации.

9. Отпускать ребенка на внеклассные школьные мероприятия, если ребенок здоров.

10. По возможности выделять материальные средства на посещение театров и музеев, если этого требует программа класса или школы.

11. Соблюдать внутренний распорядок школы (забирать ребенка только после окончания урока, не отвлекать учителя вопросами во время урока).

12. Предъявлять документы, подтверждающие личность, при посещении школы.

13. Контролировать посещаемость уроков, выполнение домашних заданий и результаты учебного процесса. Еженедельно проверять и подписывать дневник ребенка.

14. Получить письменное разрешение директора школы на пропуск учебных дней по семейным обстоятельствам.

15. Следить за внешним видом ребенка, соответствующим правилам поведения в школе.

Права и обязанности учеников

Общие права учащегося

Права и обязанности ребенка охраняются Конвенцией ООН о правах ребенка, действующим Законодательством Российской Федерации

Учащиеся имеют право:

1. На выражение собственных взглядов, убеждений и мнений.

2. На свободу получения информации.

4. Быть выслушанным.

5. На свободу мысли, совести и религии.

6. На уважение человеческого достоинства.

7. На получение бесплатного образования в соответствии с государственными образовательными стандартами; на развитие своей личности, своих талантов, умственных и физических способностей.

8. На обучение на дому (по медицинским показаниям) и на семейное обучение в рамках государственного образовательного стандарта.

9. На дополнительную помощь учителя на индивидульно-групповых занятиях, предусмотренных графиком работы школы.

10. На открытую оценку знаний и умений учащегося, получение оценки по каждому предмету исключительно в соответствии со своими знаниями и умениями.

11. На заблаговременное уведомление о сроках и объёме контрольных работ в соответствии с графиком

12. Знать о поставленных ему оценках как за устные, так и за письменные предметы.

13. На ходатайство о переносе сроков контрольных работ после пропусков по болезни, подтвержденных медицинскими документами.

14. Объем времени на выполнение домашнего задания не должен превышать 50% от аудиторной нагрузки по предмету.

15. На отдых в перерывах между уроками и в каникулярное время.

16. На участие в культурной жизни школы, организуемых в ней мероприятиях, соответствующих возрасту учащегося.

17. На участие в управлении образовательным учреждением в порядке, определяемым Уставом школы

Общие правила поведения

1. Учащийся приходит в школу за 15 - 20 минут до начала занятий, чистым, опрятным, снимает в гардеробе верхнюю одежду, надевает сменную обувь, занимает рабочее место и готовит все необходимые учебные принадлежности к предстоящему уроку.

2. Нельзя приносить на территорию школы с любой целью и использовать любым способом оружие, взрывчатые и огнеопасные вещества, спиртные напитки, сигареты, наркотики, другие одурманивающие средства и яды.

3. Нельзя без разрешения классного руководителя или медицинской сестры уходить из школы в урочное время.

4. В случае пропуска занятий до трех дней, учащийся должен предъявить классному руководителю справку или записку от родителей (лиц, их замещающих) о причине отсутствия на занятиях. В случае пропуска более 3-х дней без уважительных причин учащийся ставиться на внутри-школьный контроль. После болезни учащийся должен предъявить медицинскую справку классному руководителю.

5. Учащийся школы должен проявлять уважение к старшим, заботиться о младших. Школьники уступают дорогу взрослым, старшие - младшим, мальчики - девочкам.

6. Учащиеся школы должны уважать достоинство обучающихся и работников школы.

7. Вне школы учащиеся ведут себя везде и всюду так, чтобы не уронить свою честь и достоинство, не запятнать доброе имя школы.

8. Учащиеся берегут имущество школы, аккуратно относятся как к своему, так и к чужому имуществу, соблюдают чистоту и порядок на территории школы. В случае причинения ущерба имуществу школы родители (законные представители) обязаны возместить его.

9. Учащимся следует уважать чужие права собственности. Книги, куртки и прочие личные вещи, находящиеся в школе, принадлежат их владельцам.

10. Учащимся, нашедшим потерянные или забытые, по их мнению, вещи, следует сдать их администратору или дежурному учителю.

11. К учащимся, присвоившим чужие вещи, могут приниматься дисциплинарные меры, вплоть до привлечения правоохранительными органами к административной или уголовной ответственности.

12. Физическая конфронтация, запугивание и издевательства, попытки унижения личности, дискриминация по национальному или расовому признаку являются недопустимыми формами поведения. Школа категорически осуждает подобное поведение.

13. Учащиеся должны ежедневно вести запись домашних заданий в дневнике.

14.Ученик обязан выполнять домашнее задания в сроки, установленные школьной программой.

15. Учащиеся должны приносить на занятия все необходимые учебники, тетради, пособия, инструменты и письменные принадлежности.

16.По первому требованию учителя учащимся следует предъявлять дневник.

17. Учащимся не разрешается жевать жевательную резинку, пользоваться плеерами и средствами мобильной связи на уроках.

Поведение на занятиях

1. Когда учитель входит в класс, учащиеся встают, приветствуют учителя. Подобным образом учащиеся приветствуют любого взрослого, вошедшего в класс во время занятий (кроме времени работы на компьютере).

2. Во время урока нельзя шуметь, отвлекаться самому и отвлекать других товарищей от занятий посторонними разговорами, играми и другими, не относящимися к уроку делами, так как этим нарушаются права других на получение необходимых знаний.

3. Если во время занятий учащемуся необходимо выйти из класса, то он должен попросить разрешения педагога.

4. Если учащийся хочет задать вопрос учителю или ответить на вопрос учителя, он поднимает руку.

5. Во время урока ученик вправе задавать вопросы учителю, если не понял материал во время объяснения.

6. На уроке учащиеся имеют право пользоваться школьным инвентарем, который они возвращают учителю после занятия. Относиться к нему надо бережно и аккуратно.

7. Ученик имеет право апелляции по поводу оценки, если он не согласен с ней.

8. Во время уроков учащиеся обязаны отключить и убрать в сумки мобильные телефоны, плееры и игровые устройства.

Поведение учащихся до начала, в перерывах и после окончания занятии

1. Во время перерывов (перемен) учащийся обязан:

Навести чистоту и порядок на своем рабочем месте;

Выйти из класса, если попросит учитель;

Подчинятся требованиям дежурного учителя.

2. Время перемены - личное время каждого учащегося.

3. Дежурный класс помогает дежурному учителю следить за соблюдением дисциплины во время перемен.

4. Во время перемен учащимся запрещается бегать по лестницам, вблизи оконных проемов и в других местах не приспособленных для игр.

7. На переменах школьники могут обратиться к своему классному руководителю, дежурному учителю, администратору за помощью, если против них совершаются противоправные действия.

Поведение учащихся в столовой

1. Все классы обедают в соответствии с расписанием.

2. Во время еды в столовой учащимся надлежит придерживаться хороших манер и вести себя пристойно.

3. Учащиеся должны уважительно относиться к работникам столовой.

4. Разговаривать во время еды следует негромко, чтобы не беспокоить тех, кто ест по соседству.

5. Употреблять еду и напитки, приобретенные в столовой, разрешается только в столовой.

6. Учащиеся убирают посуду после принятия пищи.

7. Дежурный класс проверяет чистоту столовой на каждой перемене.

8. Учащиеся бережно относятся к имуществу школьной столовой.

Обязанности дежурного по классу

1. Дежурные назначаются в соответствии с графиком дежурства по классу.

2. Дежурные помогают педагогу подготовить класс для следующего урока, производят посильную уборку классного помещения.

3. Во время перемены дежурный ученик (ученики) проветривает класс, помогает учителю развесить учебный материал для следующего урока, раздает тетради по просьбе учителя.

4. Дежурный обязан предоставить учителю список отсутствующих в начале урока.

Обязанности дежурного класса по школе

1. В дежурстве по школе принимают участие учащиеся с 7 по 9 класс.

2. Дежурные назначаются в соответствии с графиком дежурства по школе.

3. Дежурный класс по школе приходит в школу в 8.00.

4. Дежурный класс занимает свои посты до начала рабочего дня в школе после проведения инструктажа классным руководителем.

5. Дежурный класс помогает дежурному учителю следить за соблюдением дисциплины во время перемен.

6. Дежурный класс проверяет чистоту столовой на каждой перемене, в конце дня помогает работникам столовой подготовить столовую к влажной уборке.

С сопредседателем профсоюза «Учитель» Всеволодом Луховицким, чтобы напомнить, что у учителей есть не только обязанности, но и права, которые можно и нужно защищать.

Можно выделить три момента, которые определяют специфику трудовых отношений, в которых участвует учитель как наёмный работник.

Первый момент. Юридически работодателем учителя является директор школы, с которым заключается трудовой договор. Но, поскольку сам директор нанимается регионом или муниципалитетом, то фактически работодателем учителя оказывается государство. При этом оно формально избегает прямых переговоров с работниками, а работники не имеют возможности воздействовать на реального хозяина.

Второй момент - это сложившееся в обществе представление об учителе не как о наёмном работнике, а как просветителе и подвижнике. Это представление затрудняет публичный разговор о «приземлённом» - о соблюдении трудовых прав учителей. В правомерности таких требований, как повышение зарплаты педагогическим работникам, сложно бывает убедить и общество, и самих работников.

Третий момент. В российских школах сильна патриархальная модель отношений, когда трудовой коллектив рассматривается как семья, а директор - это «глава семьи», и все вместе идут к высокой цели воспитания личности. При таком подходе сложно отстаивать свою «эгоистическую» позицию наёмного работника, требуя улучшения условий труда.

2. С какими трудовыми конфликтами приходится сталкиваться учителю?

Одна из самых сложных проблем - это нормирование рабочего времени. Законом определено рабочее время педагогических работников - до 36 часов в неделю, при этом учитель не обязан всё это время находиться в школе. Но не все директора принимают это во внимание и часто требуют присутствие работника в течение этого времени в стенах учебного заведения.

Кроме того, существует понятие ненормированной части рабочего времени, которое позволяет «нагрузить» учителя большим количеством работы без дополнительной оплаты.

Помимо этого, в законе не прописан «потолок» по количеству учебных часов. Поэтому учителя можно заставить вести уроки 44 часа в неделю и не платить за них как за сверхурочные.

Другая проблема - нечёткость должностных инструкций. «Благодаря» этому учителей часто пытаются использовать для решения своих задач разные ведомства, собирая сведения об учениках или обеспечивая явку на различных собраниях.

Огромная бюрократическая нагрузка на учителей в виде множества отчётностей, сложности в получении компенсации за работу на ЕГЭ - тоже следствие размытого толкования обязанностей.

3. Может ли учитель отказаться от выполнения какой-либо работы?

Учитель может, ссылаясь на закон «Об образовании в РФ», подать письменное заявление директору, что он не будет выполнять данную работу (например, посещение какого-либо мероприятия), потому что она не входит в сферу его должностных обязанностей. Как правило, ни один директор не будет официально опровергать подобное заявление. Конечно, свои трудовые права проще отстаивать, имея в коллективе единомышленников или независимый профсоюз за спиной.

4. Как учителю обезопасить себя от неоправданных требований?

Если администрация школы пытается предъявить к учителю неоправданные требования с помощью внутренних школьных актов, с этим можно бороться, опять же, объединяясь.

5. Так ли «удобно устроился» директор школы?

Директор школы оказывается между двух огней: наёмными работниками и фактическими хозяевами (муниципалитетом или регионом). При этом с ним заключён краткосрочный трудовой договор - на 1-3 года. По истечении этого срока работодатель в лице государства может без объяснения причин не продлять договор с «неудобным» директором. Поэтому единственное надёжное «средство защиты» директоров - это активные учителя и родители, которые, объединяясь и вызывая общественный резонанс, могут препятствовать увольнению полюбившихся руководителей.

6. Готовы ли учителя бороться за свои трудовые права?

Ухудшение социально-экономической ситуации приводит к тому, что учителя начинают активнее защищать свои права (например, выступая с о пересмотре системы оплаты труда). Но среди работников образования плохо развито умение объединяться для решения проблем. Так как педагог по природе своей работы - индивидуалист, привыкший полагаться на уроке в классе только на себя, убедить его в том, что для защиты своих прав важно консолидироваться с другими, бывает очень сложно.

1. Педагогические работники обязаны:

1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой;

2) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;

3) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;

4) развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;

5) применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;

6) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;

7) систематически повышать свой профессиональный уровень;

8) проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании;

9) проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя;

10) проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;

11) соблюдать устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.

2. Педагогический работник организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в качестве индивидуального предпринимателя, не вправе оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника.

3. Педагогическим работникам запрещается использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.

4. Педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами. Неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическими работниками обязанностей, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, учитывается при прохождении ими аттестации.

Ключевой фигурой во взаимоотношениях ребенка со школой является учитель. А поскольку это работник школы, то учитель имеет ряд прав и обязанностей. Данная тематика актуальна в современных условиях и роли учителя в обучающем процессе.

Поскольку учитель вступает в отношения с учащимися и их родителями, у него есть и права и обязанности. Ни для кого не секрет, что права ученика и учителя разные.

Права учителя

  • на участие в жизни школы и ее управлении;
  • на уважительное отношение к себе (как личности, профессиональных качеств);
  • на защиту со стороны администрации образовательного учреждения от родителей в случае их вмешательства в вопросы, относящиеся к полномочиям преподавателя;
  • на выбор обучающей программы и сопутствующих материалов к ним по своему усмотрению в рамках утвержденной администрацией школы программы;
  • на получение информации от школы, в том числе о учениках;
  • на выражение своего мнения в отношении организационных вопросов (учебных программ, деятельности школы и иных);
  • на участие в профессиональных конкурсах, методических группах;
  • на бесплатное повышение квалификации;
  • на работу в нормальных условиях;
  • на безопасное пребывание в учебном заведении;
  • на неприкосновенность собственности;
  • на охрану здоровья.

Права любого лица в отношениях предполагают собой наличие и обязанностей. Преподаватель в данном случае не исключение. Более того, с учетом значимости педагога в учебном процессе и воспитания детей большая часть обязанностей носит моральный и этический характер.

Обязанности учителя школы

  1. следить за соблюдением прав детей в учебном заведении;
  2. выполнять требования школы, закрепленных в уставных документах, учебных планах, приказах директора, должностной инструкции;
  3. достойно вести себя в учебном заведении и общественных местах;
  4. уважительно относиться к детям и их родителям;
  5. заботиться о защите прав детей, соблюдать меры предосторожности;
  6. повышать профессиональный уровень;
  7. аккуратно заполнять журнал (в тех учебных заведениях, где предусмотрено ведение электронного журнала – своевременно заполнять электронный журнал), своевременно выставлять оценки;
  8. заблаговременно предупреждать учеников о проведении контрольных или проверочных работ;
  9. распределять нагрузку на учеников при даче домашнего задания во избежание перегрузки;
  10. при нарушении дисциплины или учебного процесса обеспечить явку провинившегося ученика к директору образовательного учреждения.

Во избежание конфликтов и недопонимания в учебном заведении родителям следует прививать детям правила поведения. Однако, в рамках школы дети должны знать не только свои права, но и обязанности, выполнять их, а родители должны активно участвовать в жизни своих детей (участие в школьной жизни, быть в курсе как успехов своих детей, так и неудач, отношениях с учителями и другими школьниками).